– Я часто задавался философским вопросом: почему мы так небрежно относимся к огромному количеству построенных еще в советское время, но весьма добротных зданий, сооружений? Именно тут нас и «осенило». Так у большинства скромных муниципалитетов появилась возможность дать православным общинам точки роста.
С благословения митрополита Мурманского и Мончегорского Симона были открыты новые приходы: преподобного Сергия Радонежского в поселке Белое Море, праведного Иова Многострадального в поселке Зареченск, пророка Божьего Ильи в поселке Нивский, равноапостольной Нины в городе Кандалакша.
Последний, расположенный в обычной пятиэтажке, – наш первопроходец в этом деле, сегодня окрепший и вставший на ноги. Благочиние за десять лет выросло вдвое, а нагрузка на трех священников – вчетверо.
– В общем, в какой-то момент вам пришла в голову мысль, что храм может быть и в жилом доме. Как вы начали действовать?
– Ничего нового мы не изобрели. Позволю весьма смелое утверждение: христианство – не храмовая культура (условно назовем Благую Весть именно так), скорее домашняя, почти интимная, семейная. Когда мы начали действовать, это одобрил и вовремя поддержал тогда еще архиепископ Симон.
Кстати, мой первый приход святого равноапостольного князя Владимира в Мурманске тоже начинался с помещения бывшего магазина в цокольном этаже жилого дома. Первые шаги псаломщика я делал там, а теперь рабочие кварталы Мурманска украшает великолепный храм. А бывший магазин по сей день служит приходу добрую службу как трапезная и кабинет настоятеля.
Людям необходимо место, чтобы свободно собираться вместе и составлять Тело Спасителя, То разделять и Тому приобщаться. Без Божественной литургии я не мыслю жизнь первичной церковной единицы – общины исповедующих «Иисуса Христа и притом распятого» (1Кор. 2:2 ). У многих юных православных общин на первых порах нет средств даже на покупку предметов первой приходской необходимости – муки для просфор и качественного вина для Евхаристии. Тем более о постройке храма речь вести, мягко говоря, преждевременно.
– Сложно ли обустроить храм в жилом доме? Какие процедуры нужно проходить?
– Для начала, необходимо работать с людьми в населенном пункте, где нет православной общины. Если она есть и даже не одна, то было бы хорошо дать людям свободу сформировать ту общину, которая была бы их чаянием, отвечала бы их запросам, окормлялась «их» священником, а не переведенным с Луны или Марса.
Тут необходимо пастырское искусство, большой объем молитвы, дабы народ Божий не пошел тропами обособления с акцентом на разного рода кликушество. Свобода – да, но очень важно жить здравой церковной жизнью в согласии с Писанием.
Потом мы проводим учредительное собрание с участием правящего архиерея, ищем подходящее помещение, составляем документы для государственной регистрации в органах юстиции, собственно, регистрируем, а помещение арендуем или выкупаем, делаем в нем ремонт. Если бегло – то всё.
Далее – дело прикладной литургики: Святая Трапеза, иконостас или его подобие (может, даже интуитивно прочерченная людьми линия, за которую они сами стараются не заходить, дабы не мешать клирикам, не создавать суету). Дальше – любовь к пришедшим, молитва и Евхаристия.
– Как такой храм обустроен внутри и чем отличается от обычного храма? Все ли таинства можно совершать?
– Внутри всё, как в обычном храме. Свечи есть, они возжигаются. Естественно, мы уделяем достаточно внимания вопросам безопасности. Пожарная сигнализация и удвоенная бдительность, мне кажется, являются обязательными составляющими такого формата приходской жизни. Колокол, как правило, один и располагается в алтарной части помещения. Естественно, приобретается он совсем небольших размеров.
Основным же отличием от стационарного храма являются даже не предметы и обстановка, а нечто более существенное – вопрос! Вопрос антиминса и Святой Трапезы (Престола). Напомню, что Евхаристия в подобного рода приходах должна быть совершаема по благословению правящего данной епархией епископа, как правило, на выданном антиминсе. Если же там совершает богослужение сам архипастырь, то «проблема» полноценности или неполноценности храма лежит в его компетенции. Времена разные бывают. Сейчас так, завтра этак. В любом случае, наличие on-line связи с епископом по данной проблематике очень важно, по крайней мере, на первых порах.
– Как относятся сами прихожане к такому необычному формату? Часто ли помогают в обустройстве?
– Прихожане реагируют очень по-разному. Обычно общину в городе, где уже храмы есть, составляют люди, которые тянутся за конкретным священником. В отдаленных населенных пунктах не «до жиру», молиться в бывший магазин идут практически все.
Еще раз упомяну прописную истину: «каков поп, таков и приход». На помощь люди всегда придут. Надо только их организовать, дать понять, что их труды – не пустая трата времени и денег. Жаль, что иногда члены «домашних» общин видят в священнике папу и владыку, который решит все вопросы прихода. Но надо всячески доводить до людей мысль, что приход – компетенция не только священника, а общая: наша, ваша, конкретно твоя. Все за него должны каким-то образом сообща и порознь ратовать.
– Бывают ли недовольные среди жильцов дома, что они говорят? Как реагирует на это приход?
– Последний такого рода домовой приход мы открывали в поселке Нивский Кандалакшского района. Тут и возник единственный прецедент, мы встретили довольно агрессивную реакцию со стороны соседей по подъезду пятиэтажного дома. Однажды в уже арендованное нами помещение мы не смогли попасть на богослужение – кто-то засунул металлический предмет в замок. Пришлось спиливать замок, богослужение всё же состоялось.
Потом жильцы жаловались в администрацию района и даже губернатору. Но мы по-своему благодарны жалобщикам, так как просили они не закрытия храма, а переноса входа в помещение из подъезда на противоположную сторону дома (мы всегда за основу берем цокольные и первые этажи). Мы не стали нагнетать ситуацию и уступили. С тех пор прошло уже года два. Больше жалоб не было, конфликт исчерпан.
В сухом остатке мы получили крайне важный опыт – не надо конфликтов. Надо идти и спокойно обо всём говорить с людьми, смириться, что ли. Не в силе Бог, а во Христе.
– Что вы будете делать, если кому-то из чиновников придет в голову такие храмы запретить? Хостелы уже запретили, возможно, вы следующие на очереди?
– У нас уже были прецеденты, когда местная прокуратура пыталась приостановить деятельность воскресных школ в районе по причине отсутствия у таковых лицензии на образовательную деятельность. Мягко говоря, странность такого рода актов возмутила тогда всех, но вскоре были приняты всем известные последние поправки в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», что положило предел действиям местных чиновников. Так что ничему уже не удивлюсь.
Но если дальнейшие подобные инициативы надзорных или иных органов будут превышать планку адекватности, то мы будем вынуждены выносить коллизию на другой уровень, делать ситуацию публичной, решать проблемы людей с привлечением всех имеющихся в митрополии, а если понадобится, во всей Русской Православной Церкви, ресурсов. Благо, при всех очевидных внутренних расслоениях в нашей среде, мы остаемся назло всем бедам одной семьей.
– Как вы можете прокомментировать новый закон о запрете хостелов и спор о том, можно ли использовать квартиры по другому назначению? Угрожает ли вам этот закон?
– Я ознакомился в сети Интернет с законопроектом. Он сырой. Его бы под сукно положить и забыть. Боже, успокой и умири людей во власти. Дай им мир душевный и телесный.