Игумен Ватопедского монастыря архимандрит Ефрем о пребывании Пояса Богородицы в России (+ Видео)
С 20 октября в России и с 19 ноября в Москве находится великая христианская святыня — Пояс Пресвятой Богородицы. Ковчег с бесценной для всех верующих реликвией прибыл из Ватопедского монастыря на Афоне. Святыню сопровождают насельники монастыря во главе с игуменом обители архимандритом Ефремом – подвижником веры, человеком больших знаний и духовного опыта.
Сегодня архимандрит Ефрем посетил телеканал «Культура» и стал одним из гостей программы «Наблюдатель». Он рассказал о том, как строится церковная жизнь на Афоне, об истории Ватопедской обители и ее святынях.
Благодаря прямому включению от Храма Христа Cпасителя возможность задать свои вопросы отцу Ефрему получили паломники, стоящие в очереди к храму. Принять участие в разговоре о значении веры, о том, как достичь мира и согласия в семье и обществе, смогли и зрители канала, позвонив по телефону прямого эфира.
Корреспондент: Благодаря гостям в студии мы получили уникальную возможность воочию лицезреть одну из величайших святынь христианства. Существует предание о том, что Богородица сама сплела этот пояс из верблюжьей шерсти, еще будучи девочкой. Эта реликвия претерпела множество историй с момента своего появления. Скажите, пожалуйста, с какого времени пояс Богородицы находится в Ватопедском монастыре?
Игумен Ефрем. Фото Юлии Маковейчук
- Архимандрит Ефрем: «Не ищите радости вне себя, она внутри»
- Архимандрит Ефрем: Мы тронуты тем, как в России встречают Пояс Богородицы
Игумен Ватопедского монастыря на святой горе Афон архимандрит Ефрем: с XIV века.
Корреспондент: Что предшествовало этому моменту?
Архимандрит Ефрем: Одна часть хранилась в Константинополе. Другая частица, которая ранее также находилась в Константинополе, со временем попала во владения к Сербскому Великому князю Святому Лазарю, который пал на Косовом поле. После этого реликвию передали в монастырь.
Корреспондент: Как получилось, что пояс оказался разделенным на части?
Архимандрит Ефрем: Думаю, его разделили, чтобы к подобной святыне могло прикоснуться как можно большее количество людей. Из Иерусалима святой пояс перевезли в Константинополь в Халкопратийский храм, но нет исторических документов, которые бы засвидетельствовали дату, когда разделили пояс на части. Императоры всегда стремились к тому, чтобы подобные святыни в целом или хотя бы их частицы находились в палатах и дворцах как их личное достояние. Патриархи часто уступали владение святыней императорам из-за их высокого поста.
Корреспондент: С чем связан тот факт, что многие христианские святыни, те же мощи Спиридона Тримифунского, разделены на части? Это какая-то традиция или случайное стечение исторических обстоятельств?
Архимандрит Ефрем: Чтобы эти святые мощи для благословения были доступны как можно большим людям. И разделяют только нетленные святые мощи.
Корреспондент: Святыне пришли поклониться сотни тысяч человек, несмотря на холод. Делается ли что-либо для того, чтобы доступ к храму был более легким и комфортным?
Вице-президент фонда святого Андрея Первозванного, Владимир Мищенко: Городской штаб, в число которого входят представители патриархии, общественных организаций, фонда Андрея Первозванного, принимает рад мер. Это горячее питание, чай, более 200 автобусов для обогрева людей.
Корреспондент: А есть карета скорой помощи для экстренных случаев?
Владимир Мищенко: Да, конечно, есть и карета скорой помощи, также выставлено большое количество туалетов. С людьми ведут работу психологи, представители Русской Православной Церкви, всяческую помощь оказывают волонтеры.
Корреспондент: Распространяется ли специальная литература среди верующих, приуроченная к такому событию?
Владимир Мищенко: После поклонения святыне прихожане получают триптих с изображением Ватопедского монастыря, Божьей Матери и ковчега, где хранится пояс.
Корреспондент: Почему традиционно Афон считается уделом Богородицы?
Архимандрит Ефрем: Согласно преданию, Богородица сама избрала это место, чтобы покровительствовать ему.
Корреспондент: Афон объединяет несколько монастырей. Скажите, в каких отношениях официальных и духовных они состоят друг с другом?
Архимандрит Ефрем: Каждый монастырь находится на самоуправлении. Часть греческого государства управляется 20 монастырями, где каждый из монастырей также является отдельным маленьким государством. И представители монастырей по понедельникам и четвергам совещаются по различным темам, касающимся вопроса управления Святой горой. Священные киноты составляют протоэпистасию Святой горы, которая собирается из 5 монастырей на 1 год.
Корреспондент: История донесла до нас множество свидетельств о чудодейственной силе пояса Пресвятой Богородицы: это и исцеление от мора, и от чумы, и от нашествия саранчи. Какие факты целительства зафиксированы в последнее время?
Архимандрит Ефрем: Святой пояс постоянно совершает чудеса. Мы приблизительно с 1987 года становимся свидетелями очень многих чудес. То, что происходит постоянно: это разрешается проблема бесплодия у женщин. Монастырь уже издал 1 книгу о чудесах святого пояса, конечно, это только малая часть всех записанных случаев исцеления.
Кстати, в архивах монастыря мы нашли одну запись нашего предшественника – Ватопедского монаха по имени Аркадий, который долгое время сопровождал хождение пояса по храмам Святой горы. В одной из своих заметок он написал: «Если бы мы записывали все чудеса, которые происходили с прихожанами, коснувшихся пояса, то необходимо целое помещение, куда бы могли поместиться записки»
Корреспондент: Пояс Богородицы – это не единственная христианская реликвия, которая хранится в Ватопедском монастыре. Какие еще реликвии Вы могли бы назвать?
Архимандрит Ефрем: Множество реликвий. Одна из значительных – частица животворящего древа, креста Господнего. Есть также все мощи Евдокима Ватопедского, есть главы Григория Богослова, святителя Иоанна Златоуста с нетленным ухом, мощи многих других святых, их более 200. Само честное древо является уникальной святыней, на которой было распято тело Христа.
Частицы пояса Богородицы легко встречают человека, поэтому пояс считается самой большой святыней нашего монастыря. Часто думаю, как Богородица просветила тех благодетелей, которые подарили частицы пояса монастырю? Две частицы находились далеко друг от друга, однако два императора передали их монастырю.
Вообще, у нас три ковчежца с частицами пояса. Изначально было два ковчежца, но когда в XIX веке вынесли пояс, кто-то тайком отрезал маленькую частицу. Отцы, заметив это, стали беспокоиться, а частица была спрятана в поле. Пастухи, которые ежедневно пасли скот на этом месте, видели свет, исходивший из-под земли. Наблюдая за этим явлением несколько недель, пастухи поняли, что в этом месте происходит что-то неестественное и, решив выяснить, что же происходит, они раскопали то место и нашли кусочек пояса.
Корреспондент: Насколько известно, случай, когда от пояса отрезают частицу, не единичный? Как Церковь относится к таким деяниям верующих?
Архимандрит Ефрем: Это не поощряется Церковью, даже наоборот, подобное деяние может обернуться человеку проклятьем. Потому что их благоговение нездоровое.
Вопрос от зрителя: Как удалось сохраниться поясу? Благодаря благодати Божьей или специальным условиям, в которых он пребывает в храме?
Архимандрит Ефрем: Сохранился благодаря благоговению отцов, которые заботятся о поясе. Пояс исследовали и ученые, в результате было подтверждено, что он сделан из верблюжьей шерсти. Царица Зоя вышила этот пояс золотой ниткой. Она была сильно больна и во сне увидела Божью Матерь. Богородица сказала, что если Зоя убедит патриарха достать пояс из места, где он хранился до этого, и опояшет царицу, то она излечится. Тогда патриарх достал пояс, опоясал царицу, и она излечилась. В знак благодарности Зоя пообещала вышить пояс золотыми нитками. Археологи сказали, что именно благодаря этому пояс не разложился за столько веков.
Вопрос от зрителя: Пояс помогает только людям, крещенным в православии, или вне зависимости от их вероисповедания?
Архимандрит Ефрем: Богородица помогает всему миру. Есть случаи, когда Богородица совершала чудеса исцеления и с мусульманами. Потому что все люди – чада Божие, несмотря на то, правильно ли они служат Богу или нет.
Корреспондент: Существуют ли внутренние духовные предпосылки для того, чтобы над тем или иным человеком свершилось чудо?
Архимандрит Ефрем: У человека должна быть вера, поскольку именно она – ключ ко всем таинствам.
Корреспондент: Праведная жизнь является условием получения исцеления?
Архимандрит Ефрем: Все это дело божественного Промысла, поэтому мы не можем объяснить, как Бог делает выбор. Главное — верить.
Мы поражены силой веры русского народа. Возможно, не все ходят в храм и не являются такими благочестивыми, какими должны быть, но у всех есть вера в сердцах, которая выражается в подобных поступках, когда на улице мороз, а люди стоят с желанием прислониться к святыне.
В таких случаях у меня обычай: я хожу мимо скопления народа и ободряю верующих. Бывает, люди стоят в очереди более восьми часов, есть случаи, когда женщины держат младенцев на руках. Столько времени стоять в ожидании, чтобы на несколько секунд приложиться к поясу – это о многом говорит. Храм не закрывается ни на минуту, все 24 часа в сутки посвящены приходу люда. Я вижу, что люди приходят с болью, грустью, печалью, а уходят с радостью и утешением.
Корреспондент: Сергей Юрьевич, какие у Вас впечатления от путешествия по стране с поясом?
Глава благотворительного фонда имени Преподобного Максима Грека Сергей Рудов: Впечатлений у меня очень много. Я представляю фонд Максима Грека, в фонд входят люди, которые много раз были на Афоне, а также те, которые получили помощь от святых. Трепетно находиться рядом с поясом.
Подвиг русского народа как всегда для нас неожиданный. Когда люди стоят 10-15 часов, они заходят в храм переполненные верой и надеждой, прикасаясь к святыне, они меняются и преображаются. Несколько примеров: моя дочь, которой 13 лет, поругалась со мной только из-за того, что она хотела находиться в храме ночь, говорит, что ее «пояс зовет». Хотела переодеться в 7 утра и отправиться в школу, я ей запретил осуществить ее намерение. Она обиделась и осталась дома.
Были примеры очень необычные,и их множество. Например, в Тюмени ко мне подошел мужчина и буквально со слезами на глазах сказал о том, что когда приложили пояс к опухоли, у его мамы прошла онкология. «Я понял, что не тем занимаюсь по жизни. Пояс увезут. А я хочу остаться в храме».
Корреспондент: Какие у Вас впечатления от нынешнего путешествия по России?
Архимандрит Ефрем: С помощью переводчика всегда общаюсь с русскими, потому что есть люди, которые приезжают из России на Святую гору и меняют свою жизнь в лучшую сторону. Сейчас нам удалось пообщаться со многими русскими людьми. Мы видим, как они любят Святую гору, что для нас, в свою очередь, является лучшим благословением.
Корреспондент: А много ли на Афоне и в Ватопедском монастыре русских монахов? И есть ли статистика: сколько русских паломников приезжает на Святую гору ежегодно?
Архимандрит Ефрем: Из России в Ватопеде монахов нет. Живут русские монахи в других монастырях Святой горы. Там они по благословению своих архиереев, игуменов получают знания, которые несут в свои монастыри по возвращению. Потому что в вашей стране определенное время Церковь не имела свободы. А для нее важен опыт, в том числе и опыт монахов. И сейчас монашество нуждается в опытных старцах. Думаю, что со временем это придет, потому что добродетельные старцы, готовые поделиться опытом, всегда существовали и существуют сегодня. Они своим присутствием укрепляют и утверждают Церковь.
Корреспондент: В Москве в начале ноября прошла грандиозная выставка «Православная Русь» — это своеобразное подведение итогов деятельности Православной Церкви за последние 20 лет. Результаты поразительные: возведено множество храмов, в школах введены уроки религиоведения, открыты воскресные школы. Прельщает то, что к хождению в храм приобщается все больше молодежи. Верующим известно, что в Ватопедском монастыре кроме пояса Богородицы есть и другие святыни: древние свитки, рукописи, книги. Хотелось бы узнать, какие книги из древности, дошедшие к нам, наиболее близки Вам и радуют Ваше сердце?
Архимандрит Ефрем: Книги святых отцов всегда задевали сердца не только монахов, но и всех христиан, потому что Евангелие было передано через апостолов, но толковали его святые отцы. Ключ правильной трактовки Евангелия – это святость. Поэтому неподдельной основой духовности является чтение святых творений. Святые отцы не писали докторских диссертаций, и не писали для того, чтобы стать писателями. Они излагали последствия извещения Святого Духа и передавали свой опыт во славу Церкви.
Корреспондент: В библиотеке вашего монастыря содержится более 2000 древних манускриптов. Может ли простой человек, не священник, не монах прикоснуться к ним? Или требуется специальное разрешение?
Архимандрит Ефрем: Чтобы пройти в книжницу, нужно особое благословение. Но когда нас просят прикоснуться к книгам, мы разрешаем доступ. Одна из наших задач – выставить реликвии, книги так, чтобы они были полностью представлены глазу посетителя библиотеки, потому что это духовное богатство монастыря. Но впереди у нас огромная работа, потому что всех реликвий более 400 000.
Корреспондент: Кто-то оказывает Вам помощь в организации благоприятных условий для хранения экспонатов, достойных хранения в лучших музеях мира?
Архимандрит Ефрем: Зовем к нам лучших ученых, архитекторов для того, чтобы они помогли нам в этом вопросе. Это очень серьезное дело – сохранить реликвии. По сути, Святая гора – это вторая Византия.
Корреспондент: Известно множество случаев, когда по просьбе ученых священные реликвии выдавались Церковью для исследований. Как Церковь относится к такого рода запросам?
Архимандрит Ефрем: Положительно. Сегодня, в условиях развитого технологического прогресса, есть возможность сделать электронные списки. Правда, не разрешается издавать книги. Нам даже приятно. Когда ученые с интересом занимаются нашими реликвиями, это значит, что впоследствии их можно представить народу. Есть старые русские книги, которые еще не исследованы. Если поработать над этим, будет обогащение русской письменности, культуры. Святой Максим Грек был в Ватопеде и очень любил свой монастырь, многих русских посылал туда. Они приносили различные книги, рукописи, мы до сих пор храним эти вещи как сокровище.
Вопрос от зрителя: Те, кто приложились к святыне, получили в подарок поясок. Как с ним правильно обращаться?
Архимандрит Ефрем: Часто я слышал от женщин, что их дети страдали головными болями, часто болели, тогда их опоясывали этой ленточкой, и они исцелялись. Был случай, что мужчина положил поясок в карман вместе с носовыми платками, по возвращению домой, выбросил содержимое в печку. Наутро он обнаружил, что пояс остался нетронут огнем. Удивляешься: как может быть, что простая лента, полежавшая на святыне, приобретает сверхъестественные свойства?
Вопрос от зрителя: Если мне удастся попасть в Афон, где я смогу приложиться к поясу Богородицы, в каком монастыре?
Архимандрит Ефрем: На Святой горе, в Ватопедском монастыре, каждый вечер для посетителей выносят святые реликвии, в их числе есть и пояс.
Корреспондент: Те пояски, которые раздаются прихожанам, не привезены из Греции, изготавливали их в России, кто этим занимался?
Сергей Рудов: Сделано 4 млн поясков, основной вклад сделала Марфо-Мариинская обитель города Москвы, там они и были освящены по всем правилам
Корреспондент: Если посмотреть с высоты на маршрут, по которому везут пояс, то траектория паломничества примет очертания креста. Это случайность или нет?
Владимир Мищенко: Так было задумано. У фонда имени Андрея Первозванного есть большой опыт принесения святынь. Но пояс Божьей Матери – особый случай. Задумывался маршрут, чтобы небесным ходом охватить рубежи нашей страны. Решением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был окончательно сформирован тот маршрут, по которому было осуществлено принесение пояса. Хочу выразить огромную благодарность людям, которые приняли участие в организации паломничества.
Корреспондент: Этот пояс долгое время не выдавался за границу. Что стало решающим моментом, когда приняли решение привезти его в Россию?
Архимандрит Ефрем: Главная причина – это приглашение Его Святейшества, патриархов, которые просили привезти пояс в Россию для поклонения верующих. Также мы отозвались из-за опыта принесения пояса в других странах. Народ радуется такому событию. А русский народ проявил веру чрезмерно, мы поражены этому. Власти ожидали, что народ положительно откликнется на принесение пояса, но столько людей никто не ожидал.
Вопрос от зрителя: К святыне приложилось множество людей, у которых есть проблемы. Если произойдет исцеление – хорошо, а если нет? Не пошатнется ли их вера?
Архимандрит Ефрем: Я думаю, что с каждым, кто прикладывается к поясу, происходит чудо. Утешение – это сила. Многие меняют свою жизнь после того, как прикладываются к поясу. Главное – не исцеление телес. Одна женщина не видела одним глазом, а после того, как приложилась – прозрела. Но этот глаз рано или поздно опять закроется. Но если воскрешается душа, тогда исцеляется чудо вечное. Наиболее важное дело – это воскрешение душ умерших. Сейчас наблюдается всеобщая духовная мобилизация, вызванная привезением пояса. Нам сообщили, что даже в метро люди читают акафист Божьей Матери. Это чудо!
Вопрос от зрителя: Вопрос касается творчества Вашего наставника — старца Иосифа Исихаста. Будут ли издания его трудов? Несколько трудов вышло, будет ли продолжение? – хотелось бы, чтобы он передал свой опыт большему количеству людей
Архимандрит Ефрем: Старец Иосиф – наш духовный отец, который явил нам знамение во время своего успения. Он был человеком добродетельным, умер от сердечной недостаточности. Неопытные отцы не успели сомкнуть его уста перед тем, как он испустил дух. Его лицо было черноватым из-за болезни, когда затрудняется дыхание – люди очень мучаются. Когда его одели в монашеское одеяние, увидели, что его уста закрылись, и просветилось лицо.
Он был безграмотным и не имел мирского образования, всего окончил 2 класса. Написал он 16 книг. Сейчас мы собрали его личные письма и хотим издать и со временем написать его житие для пользы людей, которые благоговеют перед ним и чтут его память. Он принял участие в возрождении Святой горы. Говорят, что этому предшествуют несколько факторов: шесть учеников Иосифа из двадцати возглавили храмы, второй фактор – деятельность Иосифа Святогорца, и третий – это книга «Старец Иоанн» Вашего соотечественника, игумена архимандрита Софрония Сахарова.
Видео: Канал Культура, расшифровка текста: Правмир
- Архимандрит Ефрем: «Не ищите радости вне себя, она внутри»
- Архимандрит Ефрем: Мы тронуты тем, как в России встречают Пояс Богородицы