В преддверии праздничных торжеств, когда заботы игумении обители – матушки Варвары (Третьяк) – день ото дня лишь нарастают, она все-таки нашла время, чтобы записать беседу для читателей интернет-портала «Правмир». Прямо у порога игуменского корпуса, куда монастырский электромобиль едва успел подъехать, мы задали первый вопрос.
— Матушка, как изменилась жизнь вашего монастыря в последние месяцы в связи с грядущим юбилеем?
— А жизнь монастыря всегда идет по Уставу: молитва и труды, труды и молитва. Конечно, хочется к приезду многочисленных гостей и паломников приготовиться особенно, но гостеприимство и странноприимство во все века были в традициях нашей Толги. (Так кратко величают Толгский монастырь — авт.)
Даже когда мы еще только начали по чуть-чуть справляться с разрухой, которая досталась нам вместе с обителью в конце 80-х годов, мы уже все делали, чтобы дать кров и пищу всем, кто к нам приезжал, чтобы каждый на себе почувствовал, что его здесь ждали. Так и сейчас. Добавились, конечно, какие-то деловые встречи, выступления. Вот, только что мы с сестрами вернулись из такой поездки: я была на телевидении, а матушка Тихона – на радио.
— Известно, что юбилеи такого масштаба принято праздновать на государственном уровне, с участием первых лиц страны, самого высокого церковноначалия…
— Да, еще в декабре прошлого года в связи торжествами по благословению нашего Патриарха был создан попечительский совет, в который вошли самые ответственные представители власти: и от областного губернатора, и от ярославской мэрии и духовенство, конечно.
Для нас это очень хорошо, потому что идет большая помощь в том, с чем нам самим никогда не справиться. Например, сейчас, слава Богу, самая большая радость – это то, что теперь у нас будет хорошая дорога, ведущая к монастырю. И проезжая часть делается и, благоустроенная дорожка для пешеходов, и освещение хорошее будет. И еще планируется, что от центра Ярославля, с Красной площади, к нам будет ежедневно ходить рейсовый автобус. Это, вообще – красота. А ведь еще вчера это была такая боль – люди два километра по жуткому бездорожью вынуждены были пешком идти до обители. Это и в грязь, и в мороз, и в жару. Согласитесь, по немощи нашей, каждый ли вынесет?!
— А, вот, вы, матушка, в детстве по восемь километров пешком ходили в церковь на службу. В интернете прочитала…
— Да, ходила… И, слава Богу, что ходила!
И на клиросе пела совсем девчушкой. Папа мой был верующим человеком, старостой храма, и пел в церковном хоре. Вот он и водил меня на клирос, чтобы я училась петь. Строгим отец был. Помню, стою в храме и по сторонам смотрю, потому что бабушки всегда приносили какие-нибудь вкусненькие конфетки — детишек угощать. Вот я и поглядывала, вдруг кто-нибудь меня угостить хочет. А дома за это ждал ремень! Папа учил стоять в храме, как солдат на посту… Если б не те его уроки, не трудности, в которых мы жили, в которых веру православную хранили, не известно, какая жизнь была бы моя потом. Вот, был у меня уже здесь в Толге, духовник — архимандрит Павел (Груздев), старец такой настоящий, прозорливый, как из древних книжек. У него духовных даров столько было, что люди дивились и со всех концов России к нему ехали. Так вот, когда ему говорили: «Это, наверно, батюшка, за подвижничество ваше Господь вам во всем помогает? – он отвечал: «Не-е-ет! Это все лагеря! Если б не лагеря, я был бы просто ничто!» Да и в Евангелие сказано: «Царство Небесное нудится и нуждницы восхищают е»…
— Матушка, вы в свой самый первый монастырь пришли в начале 70-х годов. Молодежь тогда стремилась к высотам науки, спорта, искусства. Да и монашеских обителей-то открытых практически не было. Откуда в вас обнаружилась эта иноческая «закваска»?
— В России женских монашеских обителей тогда вообще не было, а в Киеве, где я жила после окончания школы, были – Флоровский и Покровский. Что же касается стремления к иноческой жизни, то меня ведь еще в школе «монашкой» звали. А я и вправду о подрясничке и четочках мечтала. Иду, бывало, по дороге куда-нибудь и нашептываю себе: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешную! Господи Иисусе Христе…» Думаю, что заложил это все в меня и в мою сестру Надежду старец схиархимандрит Никифор, который был нашим семейным духовником. Удивительный был батюшка, старой духовной закалки. Он в свое время подвизался в Свято-Троицком монастыре в Чернигове рядом с будущим святым — Лаврентием Черниговским.
Батюшка наш тоже был не простой, прозорливый, смиренный. Он-то однажды и предрек нам с сестренкой игуменство, ведь она тоже игуменьей стала, в Елецком Успенском монастыре. Было однажды, что мы несли старцу грибы. А отец Никифор в это время монахине, которая всегда была при нем, говорит, дескать, стелите ковры, сейчас игуменьи придут. «Откуда? Какие?» А тут мы с Надей заходим… Я и о профессии какой-то будущей не задумывалась – работала там, куда брали, чтобы в «тунеядцы» не попасть. Тогда за этим строго советская власть следила. А в миру остаться жить даже и не думала. Просила все время Господа, Матерь Божию пристроить меня в какую-нибудь Свою обитель, к монашечкам. Так и случилось: довелось мне быть насельницей Флоровского монастыря в Киеве, потом – Покровского, а потом семь лет я несла послушание на Святой Земле – в русском Горненском монастыре, который находится на самой окраине Иерусалима в селении Эйн-Керем. Церковницей была, звонаркой и, основное, — регентом.
Это сейчас главное послушание горненских сестер – принимать паломников из России, а в то время такие группы приезжали всего один раз в году, да и то, совсем небольшие. Мы же постоянно ездили петь на богослужениях в другие наши русские обители: на подворье «Праведной Тавифы» в Яффе, в храм Илии Пророка на горе Кармель и в монастырь Двенадцати апостолов в Тиверии. В Русской Духовной миссии в Иерусалиме тоже помогали. Жизнь в Горнем буквально с первого дня для меня была чем-то неземным – ведь именно туда после Благовещения, мы знаем это из Евангелия, пришла Пречистая Дева к родителям пророка Иоанна, а вернее, к праведной Елисавете, и пробыла там три месяца! Местность очень красивая — вокруг цветущие холмы, громадные сосны и множество самых разных растений. Казалось, что там каждая былинка хвалит Господа. Для меня то священное время было как награда…
— Матушка, сегодня Толгская обитель – одна из главных наших православных достопримечательностей. Тысячи паломников со всего мира едут сюда, огромное количество туристов. Ваш монастырь ныне признан одним из самых благоустроенных в России. Но вы-то помните, что 27 лет назад, когда вы стали его первой игуменьей, на месте красавицы Толги были лишь сплошные руины. Чем это послушание было тогда для вас: тоже — наградой?
— Тогда об этом некогда было думать. Не верилось глазам, глядя на искалеченный монастырь, и душа не вмещала увиденное, но чувствовалось, что разграбленный и разрушенный он все равно святой — такая благодать обнимала душу! Это нас Божия Матерь так утешала. И жили мы как одна семья, в общей комнате – десять кроватей и страшная сырость. Разруха и тяжелый физический труд нас не страшили. Да я и прежде, где служила, всегда работала на износ, делала все своими руками. В том же Иерусалиме мы с сёстрами жили в маленьких домиках, так приходилось и крышу крыть, и красить.
В Толге мы начали с главного – с молитвы. Привели в порядок одно из помещений бывшего келейного корпуса и начали собираться в нем для исполнения монашеского правила. Потом временный алтарчик установили и стали уже литургии служить. Два священника у нас тогда было. А еще через некоторое монастырь принял под свои своды честные мощи великого подвижника — святителя Игнатия (Брянчанинова), который сам был монахом, любил монашество, и, будучи настоятелем монастырей, с Божией помощью восстанавливал их. Так было и с Пельшемским Лопотовым монастырем, который до владыки находился на грани закрытия. И с Сергиевой пустынью под Санкт-Петербургом, некогда процветающей обителью, но пришедшей в запустение. Представляете, какого Небесного покровителя и помощника, какого духовника обрела обитель наша?! А потом и Толгская Божия Матерь вернулась к нам. Разве могли мы пропасть с такими святынями?! Я не говорю уже о том, что о возрождении нашей святой Толги молились самые «маститые» российские старцы!
— Матушка, а в чем изменилась жизнь вашей обители, когда она обрела древнюю чудотворную Толгскую икону?
— Мы читаем Владычице неусыпаемый Акафист и каждый день служим молебны. С одним из древнейших списков Чудотворицы мы совершаем общегородские Крестные ходы. Матерь Божия сразу же откликнулась новыми чудесами!
Помню, был такой случай, что заволновались мы с сестрами по причине того, что припасы наши – мука, продукты кое-какие — вот-вот должны были закончиться, а помощи на тот момент негде было попросить. Потом смотрим, а ничего не кончается! Спрашиваю благочинную: «Мать Николая, почему продукты не заканчиваются? Берем, берем, а запас все равно опять остается!» А она только плечами пожимает, да руками удивленно так разводит… И так всегда – чудом мы кормимся! Ведь каждый день надо приготовить на 120 сестер плюс рабочие. А разве мы думали, что мы сможем вот так восстановить этот монастырь? В Веденском храме новая власть гидроэлектростанцию пыталась устроить, в Крестовоздвиженском – кинотеатр, в сестринских кельях были склады и общежития, одно время даже заключенные из местной тюрьмы содержались. После всего этого не осталось ни куполов, ни иконостасов, роспись почти утраченная, без дверей, без окон, крыши дырявые… Колокольня, монастырские стены и галереи настолько утратили свое лицо, что были просто неузнаваемы. Ну, как после бомбежки.
А мы молились Матери Божией и работали, молились и работали, поднимая все буквально с нуля. Оборудовали отопление, сделали канализацию, провели водопровод, подключили газовую котельную, построили гараж, привели в порядок хозяйственные строения, трапезную, кирпичные келейные здания, устроили овощехранилище, медицинский кабинет открыли. У нас и мастерские свои: столярные, иконописные. Сестры золочение изучили, резьбу по дереву. Все иконостасы сделаны их руками! Вот так, трудами сестер, Толга и встречает свое 700-летие с восстановленными древними храмами, обретшими былой величественный вид.
— Это одновременно и радостно, и невероятно, и очевидно. При этом хочется спросить: при такой нагрузке, когда же ваши матушки и послушницы успевают помолиться?
— Спасение своей бессмертной души для вечности – главная цель инока, как и любого другого христианина. Только идем мы к этой цели по-разному: мирской человек через семью, а монах — через отречение от мира и соблюдение данных Господу обетов. Ну, а главным, основным деланием насельников любой обители, конечно же, является молитва. Она и в течение уставных богослужений совершается, и во время выполнения иноческого молитвенного правила, а также «на всякое время и на всякий час». У нас любой день начинается и заканчивается молитвой.
А вершина всему – ежедневная литургия! В течение дня: в трапезной, на послушаниях всегда что-то читается для пользы души. Жития святых, например. Помните, как писал псалмопевец Давид: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и с избранным избран будеши». Еще святой Исаак Сирин наставлял: «Сближайся с праведными, и через них приблизишься к Богу». А как хорошо об этом написал и объяснил нам всем святитель Игнатий: «Беседа и знакомство со святыми сообщают святость. Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? Отныне поступи в общение с ними. Когда выйдешь из храмины тела, они примут тебя к себе как своего знакомого, как своего друга». Золотые слова, согласитесь!
— Правда, золотые. Матушка, а как понять духовной жизнью ты живешь или нет?
— Духовная жизнь – это, прежде всего, желание жертвовать для ближнего. Принять, накормить, слово сказать утешительное, чем-то материальным поделиться. Наконец, хотя бы просто выслушать человека. И неподдельная любовь – это тоже готовность жертвовать ради кого-то и ради чего-то.
Вот, сейчас совсем не стало счастливых браков. Еще гости со свадьбы не разошлись, а молодые уже видеть друг друга не могут. Иногда ко мне приходят и просят подсказать — жениться или не жениться, выходить замуж или не выходить. Как я, монахиня, на это могу ответить? По мне – желанней Господа никого и нет, но ты спроси себя самого: «Готов я за эту девушку жизнь отдать?» Готов – бери в жены. Так же и при выборе жениха должно быть – если ты готова за ним пойти на край света, тогда – иди!…
Духовная жизнь – это тайна. Надо очень внимательно к своим мыслям, поступкам относиться. Я вот часто вспоминаю историю, которая у нас в Толге случилась. Сгорел как-то зимой курятник на нашем подворье. Сёстры горевали и недоумевали – как такое могло случиться? Может, замыкание произошло из-за обогревателя, который включенным оставили? Потом вспомнила я двоих рабочих, которые незадолго до этого приходили за оплатой своей работы, а денег на тот момент не оказалось. Вмиг открылась мне картина, как шли они к нам пешком по зимней дороге: сильный ветер, метель. И напрасно! Представила, в каком огорчении побрели они сквозь эту непогоду в обратный путь. «Мать Николая, — говорю помощнице, — найди их немедленно, заплати им срочно!»
— Матушка, а как можно пробудиться от духовного сна?
Как? Прежде всего, молитвой. Молитва, если она идет от чистого сердца, имеет такую силу, что любая душа воскресает. Искушений в повседневных хлопотах много, успеть бы душу спасти. Где ходишь, там и «Господи, помилуй». Хоть один раз за день надо прослезиться о грехах своих и покаяться. Господь видит, что мы все в суете. В городе – мирская суета, у нас – святая суета. А спасаться надо. Всё придётся оставлять и уходить… Только с Господом и умирать не страшно, с Господом везде хорошо. «Без Бога, — как говорят святые отцы, – не до порога». Где ни бываешь, что ни делаешь, надо молиться, Бога призывать.
Еще помогает не зачерстветь душой, когда делами милосердия занимаешься. У нас вот налажена связь с 7-ой городской больницей. Мы врачей и пациентов опекаем. А медики — нас. В поселке нашем, Толге, есть старушки слабые, больные и мы всегда им помогаем всем, чем можем: и продуктами, и одежкой. Для деток мы воскресную школу открыли. Много детей из других российских воскресных школ приезжают к нам. Сестры проводят для них очень интересные экскурсии. Делают все это с большой любовью. Занимаются, делятся знаниями, умениями, теплом своей души. Это главное.
— А если молитва, как вы сказали – «от чистого сердца» — не идет, и настроиться на нее никак не можешь?
— Знаете, как отвечал на это один Христолюбивец — схиигумен Савва Псково-Печерский? Он говорил: «Не бросай молитвы, когда враг нагоняет на тебя бесчувствие. Кто понуждает себя в молитве при сухости души – тот выше молящегося со слезами». Или, вот, Епископ Игнатий писал духовному чаду: «Если при молитве не имеешь должного внимания, то этим не смущайся. Бог даст внимание в свое время тому, кто постоянством в упражнении молитвою и в понуждении себя ко вниманию докажет, что он действительно желает молиться со вниманием». Другой святой говорил: «Я все мои немощи возложил на Бога и отдал себя совершенно в Его волю». И ты говори о себе так.
— А как вообще в вашей обители относятся к творениям святителя Игнатия?
— Сестры знают труды владыки. Многие уже и наизусть выучили самые важные для себя вещи. В тетрадочки выписывают. То и дело слышу: «Матушка, а я книжечку епископа Игнатия прочла и еще читаю!» Его ведь по праву считают «отцом современного иночества». У него все-все можно найти, на все вопросы получить ответ. Переворачиваю, порой, страницу и плачу – какая радость, как позаботился о нас святитель Игнатий, сколько потрудился! Он растолковал нам святоотеческие творения древних отцов и показал, как их применить в наше время. Не год и не два, а всю свою иноческую жизнь отдал святитель работе над духовными сочинениями, в которых поделился опытом изучения духовного наследия святых отцов, начиная с самой древности. Все разложил по темам и отдельным томам – бери, изучай, как тут поступить, как там – пользуйся!
Думаю, не без участия владыки Игнатия из нашего монастыря уже двадцать игумений вышло. А как? Десять лет поживет и уже приучается монашескому уставу, полноценной духовной жизнью напитается, и уже она может руководить. И вот, когда владыка просит, мы уже смотрим, кто у нас такой подходящий – и хозяйственная, и чтоб сестер любила, и чтоб трудолюбивая, чтобы и взыскательной смогла быть, когда надо, и одновременно милостивой. Это ведь очень тяжелый Крест, когда и за обитель, и за каждую сестричку перед Богом отвечаешь.
— Матушка, вот уже четверть века вы держите огромное хозяйство монастыря в образцовом порядке. Куда ни войдёшь – везде красота и идеальная чистота. Будь то храм, трапезная, гостиница или мастерские. А когда было тяжелее: в самом начале, когда вас была горстка, а работы видимо-невидимо, или сейчас, когда вроде бы все устроено и сложилась огромная сестринская община?
— Раньше было больше тех, кто хотел помогать монастырю в его повседневных нуждах. Придешь в какую-нибудь организацию или предприятие, даже по телефону стоило позвонить, и, как правило, получишь то, что нужно. Школьники приходили помогать, солдат давали из воинских частей. Директора заводов сердечные такие были – помогали: один кирпич пришлет, другой – железо на крышу, третий рабочим нашим заплатит.
Мы по сей день за всех них молимся, каждый записан в монастырском синодике на вечное поминовение. Сейчас же — у кого финансовый кризис, у кого хозяин теперь в Москве, у кого еще что-то. Я вспоминаю, какими милостивыми к нам были и самые первые наши прихожане, простые люди – посуду несли, продукты, одёжку: «Возьмите ради Бога, пригодится!» А посылок почтовых сколько мы получали! Сестры даже сетовали, что открывать их не успевают!
Сейчас же планку благополучия такую высокую, порой, люди ставят, вот и крутятся, крутятся, крутятся, чтобы заработать и на то, и на это, и все равно не хватает. Так и получается, что на духовное не остается ни сил, ни времени, ни желания и радости в жизни никакой.
— А что вас, матушка, может порадовать?
— Моя радость – это то, что с 2003 года с нами Хозяйка нашей обители — икона наша — Толгская Божия Матерь. Около 80 лет провела она в музее, где ее, конечно, берегли, хранили, почитали. Но настоящая жизнь образа возобновилась только теперь, потому что жизнь иконы возможна лишь в храме. О возвращении в монастырь чудотворной иконы мы мечтали и молились с первого дня, но начинать переговоры о передаче её монастырю мы могли только тогда, когда восстановим разрушенные храмы. Музейщики долго были непреклонны, дескать, сохранить памятник живописи и культуры XIV века можно только в государственном музее. Хотя из своей долгой жизни более 600 лет Толгская Божия Матерь провела в храме. И свечи ее не закоптили, и паломники живописный слой не разрушили.
Святейший Патриарх Алексий II, ныне покойный, нам тогда помог, бывший митрополит Кирилл, который теперь Патриарх Московский и Всея Руси, и Президент России – Владимир Владимирович Путин. Спаси их, Господи! С музеем, где она хранилась все советские годы, был заключен Договор совместного пользования. Специалисты каждую неделю осматривают икону, контролируют ее состояние, а мы со своей стороны выполняем все предписанные нам требования по хранению: икона помещена в специальный бронированный киот с сигнализацией, где поддерживается определенная температура и влажность воздуха. Рядом с образом денно и нощно дежурит охрана. За семь столетий этот образ Божией Матери даровал людям немало чудес.
Предание гласит, что было даже воскрешение усопшего младенца во время молитвы у иконы. Царь Иоанн Грозный был здесь исцелен от болезни ног. После него все русские самодержцы прибывали сюда на богомолье. Толгская Чудотворица исцеляла людей от слепоты, глухоты, немоты, от головных болей, от гнева и ярости. Есть свидетельства помощи от неё и супругам, не имеющим детей. И в наше время Матерь Божия какие чудеса совершает каждый день! Особенно после Толгского праздника мы получаем много писем. У той нога болела, и она исцелилась, тот работу нашел, тот от пьянства избавился, та мужа вернула, у той диабета не стало. Даже онкология исчезает у людей, которые с верою, с любовью прикладываются к иконе нашей.
Особенно, повторюсь, на Толгин день творятся чудеса. Даже, вот, заметила, люди мало верующие приходят – сестры им посоветуют свечечку поставить, записочку написать, и они потом, бывает, возвращаются, благодарят, что получили помощь в каких-то своих проблемах. А как часто мы Бога благодарить забываем! Ведь за каждое, даже самое малое, надо быть и Господу, и ближнему благодарным. И в скорбях, которые несем, тоже надо увидеть Промысл Божий и Его заботу о нашем спасении.
Как хорошо об этом сказано святителем Игнатием: «Слава Богу! Могущественные слова! – говорил он, — Во время скорбных обстоятельств, когда обступят, окружат сердце помыслы сомнения, малодушия, неудовольствия, ропота, должно принудить себя к частому, неспешному, внимательному повторению слов: Cлава Богу!» Это истина — Господь и Ангел хранитель во время скорбей ближе всего к тебе стоит.
Помните притчу о том, как однажды к человеку обратился Ангел:
— Хочешь, я покажу тебе твою жизнь?
— Хочу, — сказал человек.
Ангел поднял его над землей и человек увидел свою жизнь и две пары следов, идущих рядом.
— Кто это рядом со мной?
— Это я, — говорит Ангел. — Я сопровождаю тебя всю твою жизнь.
— А почему иногда остается только одна пара следов?
— А это самые трудные периоды твоей жизни, — говорит Ангел.
— И что же, ты бросал меня в самые трудные минуты? Как ты мог меня оставить? — возмущенно спрашивает человек.
— Нет, это я нес тебя на руках, — тихо ответил Ангел.
— Матушка, а что должен обнаружить в себе современный человек, чтобы понять, что ему лучше уйти в монастырь?
— Одна монахиня рассказывала, как спрашивала она свою внучку: «Куда ты хочешь пойти – замуж или в монастырь?» «А что такое, бабушка, пойти замуж, и что такое – пойти в монастырь?» «Замуж пойти, это значит, мужу угодить, свекрови угодить и детям угодить, а про себя забыть! А в монастырь пойти – это Богу угодить и за собой следить!» «Ой, лучше я буду монахиней!»
Это, конечно, шутка. Но, как и в каждой шутке, здесь тоже есть доля правды. А если серьезно говорить, то на ваш вопрос есть ответ у того же святителя Игнатия. Он говорил, что сам окончательно выбрал иноческий путь, когда очень хорошо понял, что «…все земные занятия, наслаждения, почести, преимущества – есть лишь пустые игрушки, в которые проигрывают блаженство вечности взрослые дети».
Почему это кому-то открывается, а кому-то – нет, — тайна. Это — Промысл Божий. Да и не обязательно спасать душу свою бессмертную только в монастыре. Как говорил преподобный Лаврентий Черниговский одной послушнице-ослушнице: «Не все в миру погибнут, и не все в монастыре спасутся!
Монахи и схимники монастырские, — разъяснял старец, — будут на седьмом небе, но если бы ты знала, что ожидает тех дев, которые живут в миру! Вот тем схимникам скажет Господь, чтобы дали место тем тайным, которые не жили в монастыре. И они станут впереди их намного!»
И я знаю сейчас людей, которые в миру спасаются Иисусовой молитвой. У них Бог в душе главный. В храм ходи, греха большого не делай и относись ко всем так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Это – золотое правило спасения.
— Сейчас иногда приходится сталкиваться с людьми, которые монастыри ругают, дескать, они «не те» и монашество «не то». А от кого, матушка, это зависит, чтобы монастыри были «те»?
— От кого? А, вот, от того, кто так считает, и зависит. Начни с себя, стань «тем» монахом! Например, я, когда пришла в монастырь, так у меня такая любовь была, я каждую монашечку, каждую сестру так любила! Вот, мать Тихона. Одна из первых пришла в монастырь. На послушания бегом бегала, чтобы только послужить ближнему. Нам все святое в монастыре было. В монастыре и есть все святое! В любой обители, ведь она намолена веками, святые люди здесь молились. Так что, нам все – «то». Да, есть люди, что нигде им не нравится: ни в миру, ни в семье, ни в монастыре. Но это болезнь такая духовная и ее надо лечить исповедью, причащением Святых Таин, чтением Евангелия.
Евангелистов когда читаешь, тогда Господь исцеляет. Многие так и говорят, что начнут перечитывать Евангелие и так делается на душе сладко и хорошо, что человек забывает о земле и земном. Просто радость надо искать не земную, проходящую, хрупкую такую. У монаха радость – духовная, которую не отберешь.
Вот, мы сегодня причастились, и у нас радость, что мы с Господом соединились. Нам все благодатно! Мы не должны никогда унывать, хотя лукавый иногда искушает и печалью какой-нибудь, и скорбишками: той что-то показалось, той что-то почудилось. Я всегда сёстришкам твержу: «У монахини подружка – подушка! Остерегайтесь праздных разговоров!» Тогда Иисусовой молитвой спасаемся, исповедью помыслов спасаемся, служением ближнему спасаемся и благодарением Бога за все – спасаемся.
Господь ведь как сказал перед крестными страданиями? «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34-35).
— Матушка, наша встреча предпраздничная, но не могу не спросить вас о том, как вы переживаете то, что происходит сейчас в мире, в Украине, в России.
— Это боль, очень большая боль. Я родилась в Украине, и сестра моя несет послушание в Украине, в Черниговском монастыре. Слава Богу, у них сейчас спокойно. Мы за каждым богослужением особо молимся о наших братьях-славянах. Что тут скажешь? Не берусь судить. Лучше вспомним, что про подобное время говорили святые. Святитель Игнатий уже тогда, в конце XIX века, предрекая все эти беды, говорил: «…Действие европейских учений непрестанно увеличивается. Должны усиливаться и последствия этого действия». Вот и происходит сейчас то, что происходит.
— А устоит ли каноническая православная Церковь в Украине, когда все чаще и чаще мы слышим из разных епархий призывы о защите от раскольников?
— Есть пророчества об этом многих святых. Тот же преподобный Лаврентий Черниговский, который тоже родился в Украине и всю жизнь там подвизался, прозорливо предупреждал, что «…когда появится малая свобода, то лжеучения выйдут наружу и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Но все эти наветы лукавого и лжеучения исчезнут, а будет Единая Церковь Православная Российская».
Еще отец Лаврентий, беседуя с архимандритом Никифором, (у которого я с детства в послушницах была), говорил, что «наши родные слова — Русь и русский. Киевская Русь была вместе с великой Россией. Киев без великой России и в отдельности от России немыслим». И добавлял: «Ни в каком случае! Ни в коем случае!» А о судьбе России мы читаем у батюшки преподобного Серафима Вырицкого, который предвидел, что многие страны ополчатся на Россию, но она выстоит. Так что, как сказано в Евангелии: «Не бойся, только веруй!» И нет для нас более важной и более трудной работы и сейчас, и всегда, чем работа над собственной душой.
— Вот, как раз о душе я и дерзну спросить вас напоследок… Матушка, вашу обитель, по причине ее исторической и духовной ценности в православном мире, какие только высокие гости ни посещали! Святейшие Патриархи и Президенты России, олигархи и министры, депутаты и самые известные общественные деятели. За возрождение этой древней обители вы были награждены многочисленными орденами и медалями. Да вот и старец наш всероссийский – архимандрит Павел (Груздев), читала — величал вас порой «Ваше высокопреподобие, старинная игуменья»! Как вам удается справляться с тщеславием, которое след в след крадется за земными почестями, с испытанием «медными трубами», сквозь которое мало кто прошел достойно? Ведь, как писал часто поминаемый вами сегодня, святитель Игнатий, — «избегай похвалы человеческой».
— Ну, скажете…(улыбается). Батюшка наш, Павел, юродствовал так, тем самым смиряя нас, недостойных. А что касается земных наград и почестей, то святитель Игнатий учил воспринимать любые успехи не как свои заслуги, а только как исполнение воли Божией. Не по моему желанию и воле попала я к ногам этой жемчужины России нашей — Толге. Подумать только — где Киев, в котором тогда подвизалась, и где Ярославль? С другой стороны, это очень хорошо, что руководство страны нашей, области Ярославской, города нашего не оставляют жизнь монастыря без внимания, с уважением относится к Церкви и вере Православной. Это очень важно. Ведь как говорил наш Небесный покровитель – епископ Игнатий – «От развития идей Православия и от твердости в Православии зависит энергия нашего народа, самостоятельность его духа». Что тут еще добавишь? Этим все сказано. Аминь.
— Спасибо вам, матушка, за беседу, за наставления ваши — «о едином на потребу».
— И вам спасибо, и всем вашим читателям. Здравия всем духовного и телесного, спасения в блаженной вечности. Будем рады каждого увидеть в стенах нашей Толги. Приезжайте — ждем!