«Страшно впасть в руки Бога Живаго»
«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф, 8, 34).
В рассказе об исцелении двух бесноватых (Мф, 8, 28–34) меня всегда волновал вопрос: почему эти люди выгоняют Христа, прямым текстом просят Его уйти? И это после того, как они узнали о чудесном исцелении двух давно и тяжело страдающих соседей. Мало того, эти несчастные, сказано, были «весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем». То есть можно предположить, что теперь у жителей страны Гергесинской еще и прибавилось безопасности, потому что эти два сомнительных товарища перестали свирепствовать, то есть ходить вдоль могильных пещер теперь можно спокойно. Столько плюсов…
Бог Сам берет и входит в жизнь человека. Не гнушается вступить в диалог с бесами и даже дать им то, что они просят — вероятно, ради исцеления человека от мучительного страдания. Это место остается для меня загадкой — зачем надо было вообще с ними разговаривать, а потом еще пускать их в стадо свиней по их просьбе. Неужели нельзя было их просто изгнать? И все были бы довольны. У меня нет ответа, почему было именно так. Но в этом диалоге Спасителя с бесами видится какая-то как будто трогательная кротость Иисуса, недирективность, смирение, забота. Странно говорить такие вещи применительно к отношению к злым духам, но как будто бы и тут есть некое снисхождение Бога.
Вопрос об отношениях Христа с бесами, конечно, очень занимательный, но мне кажется куда более важной все же проблема изгнания Его людьми со своей территории. Что ими двигало? Весь город вышел Ему навстречу! Как здорово это могло бы быть: Бог идет к ним, и они откликаются, выходят к Нему… Встреча могла бы состояться. Со стороны Бога есть и желание и действие. «Се стою и стучу». И они выходят, все вместе, соборно, навстречу… чтобы попросить Его уйти.
Нередко говорят, что они прогнали Христа, потому что для них было важно земное, материальное, потому что стадо свиней им дороже всего — это пропитание, доход и т. п. И им стало страшно, вдруг они еще чего лишатся, и так вон какие убытки. Я думаю, что ключевое здесь — страх, а материальные ценности вторичны.
Из-за страха не встретить Христа
У них были все условия для Встречи, которая не состоялась. Они могли бы поинтересоваться, Кто это, и, может быть, по мере знакомства узнали бы в Нем Бога, узнали бы Его Самого. Но страх — страшная вещь. Страх сужает восприятие. Движимый страхом, человек уже почти ничего вокруг себя не видит, только хочет избавиться от страха. Известна психологическая закономерность — неопределенность, неизвестность провоцирует тревогу. Лучше старое, знакомое, известное, чем новое и непонятное.
Жители той страны встретились с ужасом посильнее опасности от свирепых бесноватых. Их-то они давно знали и обходили стороной. А тут неизвестный Человек пришел и вытворяет что-то уму непостижимое — лучше держаться от Него подальше, лучше, чтобы Он ушел, и все шло своим чередом, а то мало ли что еще выкинет.
На страхе легко сплотиться, объединиться всем народом, движимым «стадным чувством» — и тогда в толпе еще труднее расслышать себя, даже если у кого-то и были в душе нотки сомнения, трудно противостоять массе. И тогда выходит весь город.
Бог хочет быть с каждым человеком и делает первые шаги. Но мне может быть страшно, и из-за этого я могу Его не узнать, не распознать Его действия в моей жизни, не увидеть и даже отвергнуть.
Я боюсь, хватит ли мне денег на завтрашние нужды, суечусь, беру всё в свои руки и как бы говорю Богу: «Подожди, Господи, не знаю, что Ты там хочешь, какие Твои планы, но мне сейчас надо бежать, надо срочно спасать положение, потому что все от меня зависит. Ты же обо мне не заботишься, поэтому сейчас на первом месте работа и другие важные дела, а потом посмотрим — настанут лучшие времена, займусь поисками Тебя». Или даже: «Отойди, не мешай, мне нужно срочно решать проблемы, на Тебя пока нет времени».
Я боюсь за будущее своих детей, ведь только я знаю, как правильно, как надо, что нужно сделать, чтобы избежать ошибок и страшных падений. И я суечусь и контролирую, воспитываю и не отпускаю, не даю им проходить свой путь к Тебе, жутко выматываюсь и нервничаю — ведь я так их люблю. И только я их люблю, кто же еще может любить так, как мать? Отец Небесный? Ну-у, я, конечно, знаю, что Он всех любит, но все же это довольно абстрактно и далеко. Любил бы, не было бы столько проблем. Поэтому мне приходится их решать. Иначе дети пропадут, страшно же!
Но в этом мире страха не оказывается места Богу. Есть я и мои тревоги, Он ни при чем. Я лучше знаю, как надо, а если Ты этого не даешь, тогда отойди, подвинься, я сама буду спасать положение. Может быть, даже буду продолжать требовательно молиться, но, скорее, чтобы снизить свою тревогу, а не в доверии Богу.
Я боюсь за здоровье — свое и близких. И если меня охватывает паника, я опять попадаю в круговорот: надо, срочно, туда, сюда, бежать, делать, спасать… И могу в этой воронке не разглядеть Христа, даже очень близко — в болеющем родственнике, или сочувственно стоящего непосредственно рядом со мной, когда я лежу на одре болезни.
Иногда мне кажется, что всякий раз, когда я с протестом говорю «нет» приходящим в мою жизнь обстоятельствам, я рискую прогнать Бога, действующего каким-то особым образом через эти обстоятельства.
В страхе есть зацикленность на себе, захваченность своими тревогами, из которой трудно выйти, чтобы посмотреть на Другого. Даже когда я боюсь за своих близких, в центре внимания оказывается мой страх, хотя это может явно не осознаваться. И самое страшное, конечно, что мы можем прогнать Бога, как жители той страны, движимые страхом.
Господи, не дай моим страхам владеть мною, не допусти, чтобы они заслоняли Тебя, не дай мне отвернуться от Тебя! Когда мне страшно, прииди Сам и дай мне возможность смотреть на Тебя. Мне нечего страшиться и нечего бояться, когда Ты со мной. Отыми от меня дух протеста и боязни. Дай мне мир и тишину в сердце, чтобы слышать голос Твой и идти за Тобой в простоте и доверии. Аминь.
Читайте также:
- Постовая ревизия, или Учимся понимать себя
- Не забудь помолиться о психологе, который тебе помог
- Исцеление двух гергесинских бесноватых