Христос, Сын Божий, взошел на гору. Он есть «благовествующий Сиону и проповедующий Иерусалиму» (Ис. 52:7).
«На гору Сион взыди, благовествуяй, и Иерусалиму проповедуяй, в крепости вознести глас: преславная глаголашася о Тебе, Граде Божий. Мир на Израиля, и спасение языком» (Канон в Неделю Ваий).
Ему внимают Моисей и Илия, и беседуют они с Сыном Божиим об Его Исходе, который Он совершит во Иерусалиме. Беседуют они о страшной тайне Его страданий, прикровенно изображенных в Писаниях Закона и пророков, ибо Моисей – символ Закона, а Илия – символ пророков.
На иконе письма преп. Андрея Рублева очертания фигур собеседников Сына Божия выглядят, как изображения древа (Илия) и секиры (Моисей). Уже и секира лежит у корней древа (Мф. 3:10), а это значит, что грядет День Господень!
Но те, кто ожидали день Господень, напрасно думали, что в этот день Господь покарает врагов Израиля – римлян — и отдаст народу Израилеву власть над всем миром. Секира ударила не по врагам Израиля, и даже не по грешникам Израиля – ее удар отвели простертые в высоте руки Того, Кто крестился у последнего из пророков в Иордане. Руки Сына Божия, пронзенные гвоздями на Кресте в День Господень.
Вместо обреченных на гибель грешников погибает Сын Божий, Израиль Новый и Истинный, верный во всем Богу Своему. Смерть постигла древо зеленеющее (Лк. 23:31) — для того, чтобы сухое древо человечество ожило, окропленное кровью Его, соком грозда Истинной виноградной Лозы (Ин. 15:1).
На этот час Своих страданий Он и пришел.
В народе многие считали Иисуса вновь пришедшим пророком Иеремией (Мф. 16:14).
Иеремия! Не было такого человека во Израиле, которого можно было назвать бОльшим «мужем скорбей», чем Иеремию, молодого пророка, познавшего самую горькую из судеб пророческих. И человеческий плач его об Израиле сливается с гласом Божиим, и порой трудно понять, когда умолкает страждущий пророк, и начинает говорить Бог страждущий.
«Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего, волнуется во мне сердце мое, не могу молчать; ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани. Беда за бедою: вся земля опустошается, внезапно разорены шатры мои, мгновенно — палатки мои. Долго ли мне видеть знамя, слушать звук трубы? Это оттого, что народ Мой глуп, не знает Меня: неразумные они дети, и нет у них смысла; они умны на зло, но добра делать не умеют.
Смотрю на землю, и вот, она разорена и пуста, — на небеса, и нет на них света. Смотрю на горы, и вот, они дрожат, и все холмы колеблются. Смотрю, и вот, нет человека, и все птицы небесные разлетелись. Смотрю, и вот, Кармил-пустыня, и все города его разрушены от лица Господа, от ярости гнева Его… Ибо Я слышу голос как бы женщины в родах, стон как бы рождающей в первый раз, голос дочери Сиона; она стонет, простирая руки свои: «о, горе мне! душа моя изнывает пред убийцами» (Иер. 4:19-26;31).
Сын Человеческий, Которого прообразовал страдалец Иеремия — всей жизнью своей, полной скорби, боли и любви к Израилю — Сын Человеческий теперь на горе Преображения беседует о Своем Исходе Крестном, о Пасхе Крестной, что свершится в Иерусалиме, ибо не бывает, чтобы пророк был убит вне Иерусалима (Лк. 13:33).
Человеческой рукою будет «вложено древо в хлеб Его»
«Аз же яко агня незлобивое ведомое на заколение не разумех, яко на мя помыслиша помысл лукавый, глаголюще: приидите и вложим древо в хлеб его, и истребим его от земли живущих, и имя его да не помянется ктому» (Пророчества Иеремиина чтение на Первом часе в Святой и Великий Четверток). [А я, как кроткий агнец, ведомый на заклание, и не знал, что они составляют замыслы против меня, говоря: «положим ядовитое дерево в пищу его и отторгнем его от земли живых, чтобы и имя его более не упоминалось»] (Иер.11:19):
И рука предающего Его будет за одним столом с Ним (Лк. 22:21), и подаст Христос Бог хлеб предающему Его рукою Своею (Ин. 13:26).
И в руки человеческие будет предан Сын Божий (Мф. 17:22; Мк. 9:31; Лк. 9:44), и в руки Его вобьют гвозди, вознося на древо Крестное.
Апостолы еще не понимают этой страшной тайны Крестной смерти Отверженного от земли живых, смерти Христа Господня. Только потом, когда совершит Он Свой Исход через смерть и Воскресение и воссияет паче солнца, прекрасный и живой навек, будут они узнавать Его и вспоминать гору Преображения, на которой слышали они о Кресте и видели славу Его.
Он говорил нам о манне в пустыне,
говорил о воде из скалы.
Он говорил, что исполнилось ныне
все то, что в субботы прочли.
Он говорил о жезле из древа,
что море накрест рассек.
Он говорил, что росток Иессеев
пробился сквозь мертвый песок.
Он говорил о Завете Новом –
кто вкусит его, не умрет.
Он говорил, что кости Ионы
Бог не оставил средь вод.
Он говорил, что Творец Закона
пришел, возжелал и спас.
Он говорил – Кто в огне Вавилона
стал, как один из нас.
Он говорил об Отроке, славы
чей отблеск сиял в купине.
Он говорил о верви Раавы,
о камнях на осушенном дне.
И мы познали – вода Меривы
стала сладкой на вкус.
И ночь отступила от нас молчаливо,
когда мы пришли в Эммаус.
И фигуры апостолов на некоторых изводах икон – словно потоки вод из скал, которые отверз Новый Моисей, Новый Путевождь Нового Исхода. И цветет пустыня горная как крин, как нарцисс (Ис. 35:1), в радости, ибо вода живая изливается щедро, просто и без упреков (Иак. 1:5) от Христа Бога.
«Да радуется тварь, и да процветет яко крин: Христос бо от мертвых воста!» (Октоих воскресный).
Да радуемся!
«Ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4).
Читайте также:
Преображение как победа, или НЕ ЖАЛЕЙ СЕБЯ!
Страшное Преображение? Мысли о Празднике
Преображение Господне: фильм о празднике