Посещение Центрального музея Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов, расположенного в Москве на Поклонной горе, не стоит ограничивать одним разом. Нужно прийти туда еще и еще (и не обязательно к 9 мая или 22 июня, правда?). Чтобы детально изучить экспонаты, постоять у молчащих орудий, чтобы всмотреться в лица, глядящие на нас с фотографий военных лет, внимательно, не упуская ни одной мелочи, изучить личные вещи тех, кто подарил нам Победу. Тем самым — прикоснуться к прошлому, стать его соучастниками…
50 тысяч от верующих
В большом музее Великой Отечественной войны среди многочисленных стендов с экспонатами есть витрина, посвященная участию Церкви в Великой Отечественной войне.
«В первый же день войны Местоблюститель патриаршего престола митрополит Московский и Коломенский Сергий благословил православных на защиту Родины. В его пастырском послании говорилось: «Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить Отечеству в тяжкий час испытаний всем, чем каждый может. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа… Не оставит она народа своего и теперь». Послание заканчивалось призывом: «Положим же души своя вместе с нашей паствой… Церковь Христова благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует Победу!». Это можно прочесть в сопроводительном тексте у стенда.
«Посмотрите, вот икона, на которой виднеется след от немецкого штыка», — показывает ведущий методист отдела военно-исторической экспозиции Сергей Сорокин.
Небольшая икона Казанской Божьем Матери, в окладе, лики полустерты. А на нимбе Младенца – отверстие, которое не сразу и заметишь. А когда заметишь – вздрогнешь: очень уж зримая и прямая иллюстрация того, что происходило тогда в нашей стране…
«А вот квитанция о приеме наличных денег от верующих и духовенства в фонд обороны страны», — продолжает экскурсию Сергей Сорокин. Квитанция на сумму 50000 (пятьдесят тысяч рублей, как обычно прописью поясняется на банковских документах) датирована февралем 1942 года.
А вот фотография святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Тамбовского и Мичуринского, сделанная в 1945 году. В 1941 году он был назначен консультантом всех госпиталей Красноярского края, работал в госпиталях Тамбова. Был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» — за научные труды и разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений.
Еще одна фотография — торжественная передача бойцам Красной Армии танковой колонны имени Дмитрия Донского, построенной на средства верующих (1944 год). В центре – митрополит Крутицкий и Коломинский Николай (Ярушевич).
Командировочное удостоверение, подписанное патриархом Московским и Всея Руси Алексием. Из документа следует, что Лисевицкий Сергей Николаевич командирован в Ленинград «в качестве иподиакона». Срок командировки – с 26 марта 1945 года по 10 апреля 1945 года.
…Стенд этот на самом деле небольшой, и было бы здорово, если бы он расширился. Но, в любом случае, он вписывается в контекст всей экспозиции музея, даже просто своим фактом показывая, что Церковь разделяла беды и тяготы народа, была его неотделимой частью.
Переосмыслить войну
Музей Отечественной войны интересен еще и тем, что там, кроме постоянных экспозиций, устраиваются различные выставки. Мы застали выставку заслуженного художника РСФСР Федора Васильевича Савостьянова.
Федор Савостьянов, родившийся в 1924 году в большой крестьянской семье, рано узнал, что такое голод (от него пришлось спасаться в детском доме), затем — ужасы войны, на которую ушел добровольцем – в 17 лет. После демобилизации Савостьянов закончил сначала Одесское художественное училище, затем институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Он много пишет, но темы войны сначала не касается: слишком живо, слишком болево она звучала в душе художника. И должно было пройти какое-то время, чтобы он приступил к ее осмыслению.
Позднее, создавая картины на военную тематику, художник не показывает самих военных действий. Что, кстати, характерно для многих ветеранов – режиссеров, художников… На его полотнах – то, что происходило до или после боев. Иногда это «после» звучит пронзительно-трагично, как в картине «В медсанбат не дошли («Подсолнухи»), где на фоне жаркого лета, среди солнечно радостных цветов – два недвижно лежащих на дороге солдата, которым уже никогда не встать…
Тоска израненной солдатской души звучит в картине «Липа вековая», через образ играющего на гармони солдата, сидящего под мощным деревом с изуродованным стволом.
Художник, не понаслышке знающий, какой ценой заплачено за мирную жизнь, умеет дорожить каждым ее мигом. Потому-то многие его полотна буквально наполнены радостью бытия, выплескивающегося за пределы изобразительного пространства.
Например, картина «Лето», глядя на которую, зритель невольно становится участником счастливого бега юных героинь. Жизнь неповторима, волнующа и прекрасна – говорит нам художник своими «мирными» натюрмортами и пейзажами.
Фотографии Оксаны Головко.
Картины Ф.В. Савостьянова: