Посреди земли, «населенной и молчащей», посреди языческой римской ойкумены, вне стен града святого Иерусалима, возвышается Крест Сына Божия. На глазах у всех четырех концов земли, которых Он пришел воздвигнуть с Собой в Воскресении Своем, смертью Крестной умирает Он, совершает Он Свой спасительный Исход, Пасху Свою Крестную. Земля умолкла пред Богом Живым (Авв.2:20).

Репродукция иконы Дионисия

Репродукция иконы Дионисия

В Крестной тишине слышит ответ на свой вопрос пророк Аввакум: «Доколе, Господи, я буду взывать и Ты не слышишь, буду вопиять о насилии, и ты не спасаешь? Для чего даешь мне видеть злодейство и смотреть на бедствия?.. Закон потерял силу, и суда правильного нет, так как нечестивый одолевает праведного, то и суд происходит превратный» (Аввак. 1, 2-4).

Внимает молчанию ответу Бога на Кресте и псалмопевец Давид:

«Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут?» (Пс. 93, 3)

Да! – все концы земли увидят спасение Бога нашего (Ис.52:10) – не так, как приносил спасение яростный Сын Навин, не знавший страха и пощады к неприятелю, приносит спасение Израилю и миру Сын Мариин. Он воздевает руки не для того, чтобы продолжалось уничтожение врагов – Он отдает Себя, чтобы Его уничтожили, чтобы страданиями и смертью Он лишился части с живыми и стал одним из мертвецов.

«Нага и помазана Мертвеца» (Канон на Плач Богородицы) примет Его на руки Матерь Его вскоре…

Он вознесен от земли, отторгнутый от земли живых, претерпевает казнь за преступления народа Своего (Ис. 53:8).

Если взирать на икону издали, то цветовые пятна риз жен и Иоанна Богослова, стоящих у Креста – алые и синие – как столп облачный и столп огненный, сопровождавший Израиль в его Исходе ветхозаветном из Египта. Стоп огненный и облачный были место Богоявления – Сам Бог Израилев шел с народом Своим в столпе огненном и облачном. (Исх.12:21)

Учителя Израилевы, жившие после вавилонского плена, удивлялись смирению Бога в Исходе из Египта – Он был подобен господину, что несет светильник перед рабами своими, или отцу, что несет лампаду перед детьми своими, чтобы светить им в нелегком пути ночью.

Но се – больше ветхого Исхода здесь! Новый Моисей воздвигает руки, побеждая Амалика. Сын Навин ради битвы и победы остановил молитвой солнце, при виде сокрушительно поражения Бога, казнимого на Кресте, солнце скрылось само. И Сам Он скрылся во мраке небытия, чтобы вызволить тех, кто проиграл схватке со смертью и источником, первопричиной («начальником») зла.

«Солнце прежде устави Иисус, иноплеменники секий, Ты же скрылся еси, низлагая тьмы начальника» (Статии в Великую Субботу).

Распятие. Мастерская Андрея Рублева

Распятие. Мастерская Андрея Рублева

Вождь Израилев, преемник Моисей, бесстрашный и непоколебимый Иешуа бен Нун, Иисус сын Навин безжалостно истреблял врага в священной войне.

То далекое, эпическое время оживало в мечтах иудеев, ждущих Мессию. Как сын Навин, так и грядущий во Имя господне Сын Давидов, думали они, покорит и сметет державу римлян, растопчет ногами Своими их орлов, устрашит их легионы и их императоров, кощунственно зовущих себя «сынами божиими».

Но Сын Мариин – иной, чем Его древний и страшный тезка. Иисус, Сын Девы, поражает врага в главу, принимая страшный удар смерти на Себя, всем своим человеческим естеством. Он «сплетается с мучителем» в схватке (Канон воскресный) как сплетаются борцы-атлеты — потому Он обнажен. Нагота позора становится наготой борца, Мужа Крепкого (Мк.3:27). И потому исповедует его римлянин-сотник истинным Сыном Божиим (Мф. 27:54).

Ибо великую надо иметь крепость для того, чтобы отдать все, что имеешь (Филипп. 2:5-8), сделать шаг в долину смертной тени (Еф. 4, 10) и стать рабом рабов Своих, чтобы светить им среди тьмы и сени смертной, идя перед ними в край страшный и неизведанный, нечеловеческий.

И свет Его светит, и тьма не объяла его (Ин. 1:5).

Он – шагнул.
От престола, и славы, и тайны,
Единый с Отцом,
и Иной.
Покрывая шаганьем
эоны эонов,
столетья столетий,
что начало приняли
в Нем.
Мрак, где Бог.
Купина и огонь.
Простирание рук.
Ночь
и тьма,
и тени смертной
долина,
и Дева.
Ожидание всех.
Тишина
и скитальцев удел.
Он – шагнул.
Разрывается небо.
«Исполнить
всякую правду».
Отпустить на свободу.
Лето новое.
Новый
Завет.
Исполнение –
страшное,
дальнее –
здесь и навек.
Он – шагнул.
Вервь Раавы
и узы
плоти.
Навсегда –
Сын
Человечь.
Прореки,
прореки
нам
о Духе!
От концов земли четырех,
разрывая завесу
неба,
навек, навсегда
пламёна
восходят
и сходят
вниз.
Лестница
давнего сна.
Старица Дева.
Раавина вервь.
Путы и узы.
Четыре
мира конца.
Он — шагнул.
О, Свободный!
О, Крепкий во бранех,
Шаддай
Элохим
Адонаи
Господь!
Он – шагнул.
Где
искать Его?
Где
Он
скрывается ныне
от горних высот
и престолов
и сил,
и пламён?
Тайны Отчей Посланник.
Апостол Отца.
Раавина вервь
Очервленная кровью.
Тишина
и великий покой.
Новое –
то, чего не было –
ныне
в Нем,
и к Нему,
и о Нем.
Он – шагнул.
Оставляя эоны и звезды
и тверди,
и сонмы светил
за Собою
внизу.
Он – шагнул.
Пойте,
Пойте Ему,
острова!

Читайте также:

Спасы: медовый, яблочный, ореховый…

Медовый Спас и Успенский пост 14 августа в 2011 году

Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня

О честный Кресте! Проповеди архимандрита Иоанна (Крестьянкина) на Воздвижение Креста

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.