Вокруг Младенца – только Его Мать
На древнеегипетских изображениях богов есть и бог-младенец, окруженный словно медальоном, змеей – символом божества. Есть изображения, где он помещен словно во чреве богини-матери. Окружающий его «уроборос», змея, закусывающая свой хвост — символ божественной вечности. Не в человеческой истории рождаются боги языков. Они рождаются для не-человеческой, божественной, вечности, где творят свои не-человеческие дела.
Говорят, что этот египетский сюжет был использован иконописцами. Если даже это и так, то он был принципиально переработан, для того, чтобы стать полным отрицанием того, во что верили язычники. Вокруг Богомладенца нет змея – этого искусительного древнего образа божественной мудрости и божественной вечности.
Вокруг Младенца – только Его Мать, Дщерь Земная. В историю человеческую, а не в божественный мир вступает Богомладенец, Которого знают христиане. Он сходит из совершенства божественной жизни со Отцом и Духом, чтобы стать не неприступным младенцем древнего Египта, а одним из смертных младенцев земных.
Смертельное испытание горькой водой
«Что может быть позорнее смерти на кресте? Что может быть унизительнее, зазорнее рождения в вертепе? Там Сын Божий был причтен к «злодеям», в вертепе же является обыкновенно на свет дитя позора, в яслях оставляются подкидыши. Вот в ряду каких детей благоволил «увидеть свет» Сын Божий! (…) рождение в вертепе и возлежание в скотских яслях необходимо было… чтобы почувствовали себя чадами Божиими все, которым приходится «стыдится» своего рождения, все дети вертепов, притонов, ночлежек, подкидыши, приемыши, чтобы ни один человек по вине судьбы, по обстоятельствам рождения, не был исключен из царства Божия» (прот. Александр Туберовский.)
Да, Сын Божий прежде Своего земного (не предвечного небесного рождения) был обречен на смертельное испытание горькой водою – вместе с Его Матерью… Эта ветхозаветная ордалия использовалась для выяснения, законно ли зачат плод, или жена понесла под сердцем от прелюбодеяния (Числ. 5, 11–31):
«если она нечиста и сделала преступление против мужа своего, горькая вода, наводящая проклятие, войдет в нее, ко вреду ее, и опухнет чрево ее и опадет лоно ее, и будет эта жена проклятою в народе своем; если же жена не осквернилась и была чиста, то останется невредимою» (Числ.5, 27-28)
Богоматерь испила чашу горькой воды свидетельства, нося Христа — Плод Духа — под сердцем Своим, в Своей утробе – есть иконописный сюжет, развивающий эту линию Предания. И Она славит Его всем сердцем Своим и всей возлюбившей Его утробой и крепостью Своей — и эту радость не могут простить ей законники, поднося и поднося вновь мертвую, смертоносную, горькую воду.
Но касается ли это одной только Пречистой Девы, или каждого из нас? Ведь, по слову священномученика Иринея Лионского, великая Церковь есть всякая душа во всяком народе, познавшая Бога. И это — путь и образ каждого христианина, каждого из тех, кто Христов.
Причастием Богу человек сам становится Богом
А по слову преп. Симеона Нового Богослова, «Содержащий все поселяется внутри человека, и человек становится как бы беременной женщиной». Или: «Человек сознательно носит в себе Бога. И, сжимая снаружи руки вокруг себя, этот человек ходит посреди нас, не знаемый всеми, кто его окружает… Мы, когда веруем от всей души и каемся, зачинаем в сердцах своих Бога Слово, как Дева. Он, имея в себе Христа младенца, будет считаться Его матерью, как Он, неложный, обещал: „Мать Моя и братья и друзья, вот они!“».
И это — развитие удивительных и таинственных слов преподобного Максима Исповедника, величайшего богослова Византии: «Всякая верующая душа зачинает и порождает Слово Божие по своей вере. Христос — плод всех нас, все мы — матери Христовы».
Причастием Богу в Его нетварной благодати человек сам становится Богом. Как говорит апостол Павел, «уже не он живет, а живет в нем Христос» (Гал. 2:20), пишет протопресвитер Иоанн Мейендорф.
И разве для себя живет такой человек, сам услаждается и пользуется своими духовными дарами? Ведь Христос умолкает сразу, как Им «начинают пользоваться» и Ирод остается без ответа, хотя и желает видеть чудеса и прочие высокие развлечения.
О, нет! Такой человек живет для других. Он незаметен, он скромен, он всегда готов помочь.
«И трепетал, что сей огонь пожрет меня, приблизясь, —
Но вдруг обрел внутри себя, Кого вдали лишь видел,
Кого в отверстых небесах Стефан увидел прежде,
Кого впоследствии узрев, лишился зренья Павел, —
А я всего Его обрел — как пламя — в сердце малом.
И устрашен величием свершившегося чуда…»
(преп. Симеон Новый Богослов, гимн XI, перевод Александровой Т.Л.)
Как и Христос, который в нем и с ним. Это – их таинственная дружба, чтобы помочь тем страдальцам, что они встретят на своем общем пути.
«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его;
но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.
Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас,
чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал,
дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам.
Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
(Евангелие от Иоанна, 15:13-17)
Да, «человек ходит, незнаемый всеми» посреди людей, но приходит час свидетельства его, час мартирии, час испития чаши Христовой, которую Он прежде всех век уготовал Себе и, еще не родившись, испил.
Тайна Церкви и тайна христианина
Что же за тайна приоткрывается на иконе Знамение?
Христос сказал, что знамение будет только одно – знамение Ионы пророка, знамение Его, Христа Воскресшего, для Которого уже нет никаких преград – преград для чего? Для всемирной власти?
Нет. Для Его дела, которое, как думали в своем ослеплении, прервали навсегда книжники и саддукеи Иудеи.
«Нет у Него никакого другого дела, кроме одного – спасти человека» (Климент Александрийский. Увещание к язычникам).
И каждый христианин, вступая в своей короткой земной жизни в историю человечества, может участвовать в деле Христа, в Его великой тайне спасения мира.
Вот тайна, вот икона Знамение – тайна Церкви и тайна христианина – Христос в вас.
«Тайну, сокрытую от веков и родов,
ныне же открытую святым Его,
Которым благоволил Бог показать,
какое богатство славы в тайне сей для язычников,
которая есть Христос в вас, упование славы.
Которого мы проповедуем, вразумляя
всякого человека» (Кол. 1, 26–28)