Икона Знамения Божией Матери
Многочисленные туристы любуются древними архитектурными памятниками Великого Новгорода, древними иконами, которых, к сожалению, после лютого лихолетья осталось так мало. Но немного находится приезжих, которые вникают в тот дух, что создал их. Праздное любопытство так далеко от того чувства, с которым создавались эти древние памятники, особенно иконы, в написание которых иконописцы вкладывали свою душу, пытаясь выразить через них свое мировоззрение.
Среди древних русских икон особое место занимает икона Богоматери, именуемая «Знамение». Древние новгородцы ради этой иконы построили собор и назвали его Знаменским.
Икона эта прославилась в 1170 году. В эти далекие времена нелегко жилось нашим предкам. Великокняжеская власть ослабла из-за того, что разделялась между сыновьями великого князя, кроме того, в каждом большом городе был свой князь. Князья спорили и ссорились между собой, отнимали друг у друга уделы, разоряли друг друга и довели Русскую землю до того, что ею, наконец, завладели злые враги — татары, и владычество их длилось более 200 лет.
В это время Великий Новгород достиг большого величия. Обширные владения новгородцев простирались далеко на север и восток. Многочисленные купцы с запада и юга приезжали со своими богатыми товарами и торговали в магазинах, в лавках и на обширном гостином дворе. С иностранными землями новгородцы имели политические и торговые сношения. В это время великим князем был Андрей Георгиевич Боголюбский, с которым новгородцы, особенно, не считались, а по отношению к другим князьям вообще были надменны. Все это вызывало неприязнь к новгородцам у соседей.
Поводом для выступления суздальцев против Новгорода явился спор из-за обладания землей Задвинской (по берегу Северной Двины), берегов и островов Белого моря. Большой отряд суздальцев был разбит новгородцами. Услышав об этом поражении суздальцев, великий князь Андрей Боголюбский не мог простить этого новгородцам. Он решил сокрушить Новгород. К нему присоединились его союзники: князья — Смоленский, Рязанский, Муромский, Торопчане и Половчане со своими дружинами, и, таким образом, собралось огромное войско, в котором было только князей 72 человека. Сам князь Андрей не стал во главе этого войска, а поручил его своему сыну Мстиславу.
Зимою 1170 года огромное войско двинулось на Новгород. Суздальцы были уверены в своей победе, союзники князя суздальского мысленно делили между собой богатства Великого Новгорода. Вся Россия с любопытством ожидала последствий необыкновенного похода. Союзное войско, вступив в новгородские владения, предавало все огню и мечу, не щадя ни возраста, ни пола, ни состояния. Неприятели оставляли за собой на расстоянии трехсот верст один пепел и трупы. Новгородцы не могли не ужаснуться грозной для них вести о предстоящем неравном бое со всей землей русской. Архиепископ Иоанн советовал юному князю Роману и посаднику Якуну употребить все меры благоразумия, добиваться мира с неприятелем, чтобы не проливать кровь. Неоднократно новгородцы вступали в переговоры с суздальцами, желая заключить мир, но посланные для мирных переговоров возвращались с ответом, что пощады не будет Новгороду. Получив гордый отказ на свои мирные предложения, новгородцы поручили свою судьбу Божественному Промыслу, и, в то же время, приняли все меры для защиты города.
22 февраля 1170 года явились пред стенами Новгорода грозные силы князя Суздальского и его союзников. Новгородцы при виде грозного врага клялись умереть за храм святой Софии. Все новгородцы, которые могли носить оружие, вооружились. Слабые старики, жены, дети день и ночь молились в растворенных храмах новгородского детинца. С чисто человеческой точки зрения Новгород не мог противостоять столь многочисленной рати и не мог быть спасен одними своими силами. Новгород ожидал помощи свыше, и она не замедлила явиться.
Два дня беспрерывно длилась ожесточенная битва, плач и церковные песнопения слились в одно. Смерть летала над головою осажденных. Но в эти тяжкие часы над судьбою Новгорода неусыпно бодрствовал ангел-хранитель своей отчизны — владыка Иоанн, великий муж Церкви и своего народа. Он — то ободрял защитников града, не щадя собственной жизни, то молился со слезами Премилосердному Богу о спасении своей паствы. В третью ночь, когда все знали, что следующий день должен решить судьбу города, святитель по обыкновению стоял на молитве перед образом Спасителя, и со слезами взывал к небесному Владыке об избавлении города, вдруг почувствовал необычайный трепет и услышал голос, как бы исходящий от иконы, перед которой он молился. Голос говорил: «Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильиной улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены против неприятелей и тотчас узришь Божие спасение».
Святитель, услышав небесный голос, исполнился великой радости и всю ту ночь провел без сна в теплой молитве, а когда наступило утро, собрал все духовенство, старейшин города и рассказал им о чудесном голосе. Точно молния, радостная весть облетела весь города. Все ободрились духом, в сердцах воскресла надежда на спасение.
Архиепископ Иоанн посылает в Спасову церковь, что на Ильиной улице, своего протодьякона с другими священнослужителями, чтобы они принесли в Софийский собор святую икону Владычицы, а сам начал служить молебен в соборе. Посланный архипастырем протодьякон, пришедши в храм Спасов, в котором стояла икона Богородицы, совершил перед нею благоговейное поклонение и хотел взять ее. Но тут совершилось чудо: при всех дерзновенных усилиях, протодьякон не только не смог взять икону, но даже не мог сдвинуть ее с места и, возвратясь в собор, с ужасом рассказал об этом.
Святитель Христов Иоанн, услышав об этом, «довольно о невежестве своем плака», что не пошел сам за иконой, и тотчас же повелел звонить во все колокола, взять святые иконы, кресты и хоругви и в сопровождении духовенства и множества народа крестным ходом пошел в Спасову церковь. Здесь он пал перед иконой Божией Матери и стал со слезами молиться Ей. Затем стали служить молебен. Множество народа, окружив маленькую церковь, едва вмещавшую духовенство, молились с воплем и слезами, все знали, что еще день и решится судьба Великого Новгорода. Когда же по шестой песни запели кондак: «Предстательство христиан непостыдное+», святая икона Богоматери вдруг сама собою заколебалась и пошла по воздуху.
Тысячи голосов радостно воскликнули: «Господи помилуй!» С благоговением принял святитель чудотворную икону на свои руки, облобызал ее и передал нести двум диаконам. С торжественным пением понесли икону на городскую стену и поставили ее на виду врагов, где внизу кипела жестокая битва. Народ со слезами молился Царице Небесной о пощаде города. Был полдень. Тучи стрел летели на стену. Вдруг одна стрела вонзилась в икону Богоматери. Лик Пречистой обратился к городу, и святитель увидел, что из очей Владычицы текут слезы на его фелонь+ «О дивное чудо! — воскликнул он. — Как из сухого дерева источает слезы Царица Небесная? Она являет нам знамение, что со слезами молится Сыну и Богу Своему об избавлении нашего города+» Невозможно словами изобразить то воодушевление, которое овладело в эту минуту народом, с какою крепкою верою он молился в это время. А на врагов напал трепет и страх, их покрыла тьма, и в смятении они стали убивать друг друга. Новгородцы, увидев такое смятение во вражеском лагере, смело устремились на неприятеля, произошла ужасная кровопролитная битва, и суздальцы были разбиты.
После такой славной победы святитель Иоанн проводил икону Божией Матери обратно на Ильину улицу и с великою честью и со многим молением поставил в том же храме Спасителя, и с того времени ее стали звать Знаменской. На этой иконе под левым глазом Богоматери и сейчас можно видеть пятно от стрелы, пущенной суздальским воином.
В настоящее время этот чудотворный образ Божией Матери Знамение находится в Софийском соборе города Новгорода.