Благовещение — один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим

Росписи катакомб Присциллы. Середина III в (?). Рим

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

Триумфальная арка базилики Санта Мария Маджоре. 432-440 г. Рим. Фрагмент

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

 Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

Оклад Евангелия. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына  разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить — указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы  Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница — плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва

Устюжское Благовещение. Из Георгиевского собора Юрьева монастыря в Новгороде. 30-40-е г. XII в. ГТГ, Москва

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

Икона из иконостаса церкви села Селезениха Тверской губернии. Кон. XVIII в. ГосНИИР, Москва

В конце XIII — начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Византийская икона. 1-ая четв. XIV в. ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки — это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Богородица из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент

Резная икона из слоновой кости. 2-ая пол. X в. Византия. Государственный Эрмитаж. Фрагмент

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после  возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Благовещение у источника. 2-ая пол. V в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских  и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония

Благовещение у кладезя. Фреска ц. Перивлепты в Охриде. 1295 г. Македония

Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия

Саркофаг Браччофорте. Нач. V в. Равенна, Италия

Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Диптих из слоновой кости. VI в. Сокровищница Дуомо, Милан. Фрагмент

Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана

Шелковая ткань из «Латеранского сокровища». VI-VII в. Музеи Ватикана

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Архангел Гавриил. Фрагмент фрески церкви Санта Мария Антиква. Середина VII в. Рим

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Миниатюра Эчмиадзинского Евангелия. 989 г. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция

Фреска пещерной церкви Пюренли Секи. X- 1ая пол. XI в. Каппадокия, Турция

Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция

Фреска церкви Токали Килисе. X-XI в. Гёреме, Каппадокия,Турция

Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах

Софийский собор. Около 1037г. Киев. Совмещенные фрагменты мозаики на алтарных столбах

Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Архангел из композиции «Благовещение». Мозаика ц. Успения в Дафни. Около 1100г. Греция

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Трехчастная икона. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Икона-эпистилий. 2-ая пол. XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай. Фрагмент

Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Византийская икона. Конец XII в. Монастырь св.Екатерины, Синай

Архангел из композиции «Благовещение». Фреска церкви св.Георгия в Курбиново. 1191г. Македония

Архангел из композиции «Благовещение». Фреска церкви св.Георгия в Курбиново. 1191г. Македония

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

 

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва

Икона из праздничного чина Успенского собора г.Владимира. 1408 г. ГТГ, Москва

Назарий Истомин Савин. Икона из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. 1614-1615 г. Северо-Двинский музей

Назарий Истомин Савин. Икона из Михайло-Архангельского монастыря Великого Устюга. 1614-1615 г. Северо-Двинский музей

Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция

Симоне Мартини. Благовещение с двумя святыми. 1333 г. Галерея Уффици, Флоренция

Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта Кроче, Флоренция

Донателло. Алтарь Кавальканти. Около 1435 г. Церковь Санта Кроче, Флоренция

Рогир ван дер Вейден. 1445 г. Лувр, Париж

Рогир ван дер Вейден. 1445 г. Лувр, Париж

Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция

Фра Беато Анджелико. 1450 г. Фреска из монастыря Сан Марко, Флоренция

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Леонардо да Винчи. 1472-1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Около 1476 г. Национальный музей, Палермо

Антонелло да Мессина. Мария Аннунциата. Около 1476 г. Национальный музей, Палермо

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Гуго ван дер Гус. Алтарь Портинари. Вид в закрытом положении. Ок.1475 г. Галерея Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли. 1489-1490 г. Галерея Уффици, Флоренция

Сандро Боттичелли. 1489-1490 г. Галерея Уффици, Флоренция

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.