«Люди, милые люди, здравствуйте!» — так Василий Макарович Шукшин обращается к гостям и жителям родного села Сростки и ко всем нам, кто вспоминает о нем, кто обращается к его творчеству. Это не просто цитата, пустая фраза, вырванная из контекста, Шукшин и по сей день помогает людям — он не только дарит свое простое и емкое слово, свои пронзительные фильмы, но и помогает, как это ни странно, реальным делом.
Более 30 лет назад в Вологодской области проходили съемки фильма «Калина красная». Именно там в процессе работы нашлась «мать» главного героя — жительница одной из деревень Офимия Ефимовна Быстрова. Как будто бы в сценарий была заложена ее невыдуманная история — два сына погибли на войне, третий сгинул в тюрьмах. Снимали как документальный фильм, спрятав камеру за окном, и, может быть, глядя на Шукшина, старушка видела в нем своего пропавшего сына.
Через два года она умерла, а журналисты и туристы до сих пор заглядывают в небольшую деревеньку в Вологодской области, где когда-то проходили съемки легендарного фильма. Да вот только могилку прославившейся старушки многим найти не удавалось — ведь ухаживать за ней было некому. В 2004 году, после очередного заезда любопытных москвичей, односельчане «актрисы» решили поставить на заброшенной могилке памятник. На нем помещена фотография Офимии Быстровой из фильма «Калина красная»…
В родном селе Василия Шукшина к знаменитому земляку долгое время относились с настороженностью. Он описывал реальные события, происходившие в Сростках, и реальных людей, которым это не всегда нравилось — бывало, даже обижались. А сейчас село в значительной мере живет за счет Шукшина. «Оно как-то расчесывается, подчищается, что не дано уже сейчас многим отдаленным сибирским селам», — говорят сотрудники находящегося здесь музея.
В Сростках, и правда, бурлит жизнь. В глубине села тихо и спокойно, а на окраине, возле Чуйского тракта базар — алтайский мед, ягоды и домашние пирожки. Но на несколько дней в году все улицы села наполняются людьми, шумом и гамом. Уже более 30 лет здесь проходят «Шукшинские чтения». Шукшинские дни на Алтае — это не только круглые столы, встречи, выставки и концерты, это, пусть и небольшое, но все-таки, подспорье для местных жителей, у которых появляются возможности для заработка, а порой, это и большие перемены в жизни.
В конце 80-х именно здесь начала разворачиваться серьезная кампания против строительства на бурной Катуни гидроэлектростанции, а фильм, снятый в защиту алтайской реки, так и назывался «Именем Шукшина». Тогда реку удалось отстоять, и вопрос о строительстве вновь возник лишь несколько лет назад.
Именно во время Шукшинских дней на Алтае был начат сбор пожертвований на строительство в селе храма. Раньше здесь стояла деревянная церковь с тремя престолами, — Троицы, святой великомученицы Екатерины и святителя Спиридона Тримифунтского. В ней крестили Шукшина. В 60-е годы она была разрушена.
Что такое снос церкви для села того времени, Василий Макарович описал в одном из своих рассказов. Его герой — «крепкий мужик» — вопреки несогласию односельчан свалил церковь, а народ, не имевший достаточных сил выступить против такого своевольного решения, поощряемого властями, молчаливо и жестко отнесся к богоборцу.
В 2004 году на месте старого сростинского храма началось строительство, а незадолго до празднования 80-летия писателя, состоялось освящение нового храма великомученицы Екатерины.
Главные мероприятия Шукшинских чтений традиционно проходят на горе Пикет, откуда, по словам самого писателя, «всю Россию видно». Там теперь стоит памятник, подаренный селу скульптором Вячеславом Клыковым. Василий Макарович такой же, как и в последних кадрах фильма «Печки-лавочки» — смотрит вдаль, задумчив… О чем бы он думал сейчас, с каким бы настроением смотрел бы и на всю Россию, и на родное село? Наверное, пытался бы ответить на тот же вопрос, которым задавался всю свою жизнь: «что с нами происходит?»
Шукшин никогда не осуждал своих героев, он именно хотел понять, что же происходит, почему? Ломающий храм Шурыгин сердится: «Ведь все равно же не молились, а теперь хай устраивают. Стояла — никому дела не было, а теперь хай подняли!» Зачастую, чтобы проснуться, задуматься, начать дело, нужны какие-то внешние стимулы — либо рушащийся привычный мирок, либо какой-то человек, именем которого будут вершиться добрые, правильные дела. С одной стороны, грустно, что это так, что обязательно нужно такое «поручительство». С другой, слава Богу, что у нас с вами есть такие имена, память о которых помогает жить.
Тех, кто знал Василия Макаровича близко, часто спрашивают, был ли он верующим человеком? На этот вопрос они неизменно отвечают: «А вы почитайте его книги…»
Читайте Шукшина! Он любил людей.