Евангелие учит нас доверять свою жизнь Богу: Он обеспечит нас всем необходимым. При этом народная мудрость советует не быть беспечными: «На Бога надейся, а сам не плошай»; «Дают — бери, а бьют — беги» и т. п. Но раз так, то скоро независимо от достатка мы начинаем обрастать большим количеством вещей, расставание с которыми и хлопотно, и тяжело. Кто-то с помощью новых покупок снимает стресс. А кто-то, сдавая на утилизацию старую машину, рыдает над ней, чувствуя себя живодером, ведущим на бойню любимое живое существо… Как же правильно относиться к вещам?
Священник Алексий ДАРАШЕВИЧ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Поленове:
— В этом мире вещи есть прямое продолжение материальной природы человека. Человеку, обладающему телом, нужны и еда, и одежда. И этой «вещественности» не надо бояться: нужно только знать, для чего она нам. А она нам дана для спасения души, чтобы каждый в этом мире прошел свой путь к Богу. Вещи обеспечивают ему возможность двигаться по этому пути — вот с этой позиции и нужно их оценивать. К примеру, автомобиль. Для одного это опасность стать причиной смерти другого человека, у другого автомобиль отбирает все свободное время, а третьему без автомобиля никак до храма не добраться. Вот почему невозможно однозначно сказать, кому какое имущество необходимо. Это каждый должен определять для себя сам.
Крайне важно в отношении к вещам думать не только о себе. То есть нужно понимать, что вещи могут быть даны нам еще и для того, чтобы помогать другим. Покупаю ли я квартиру, строю ли я дом — я думаю о тех, кто там будет жить, о детях, внуках и правнуках.
В этом смысле удивителен пример художника Василия Дмитриевича Поленова, основателя родовой усадьбы. Он изначально рассчитывал на то, что его дом будет центром искусства, культуры, куда окрестные крестьяне смогут приходить, чтобы увидеть и его картины, и его коллекции (он много путешествовал); чтобы всем, чем владел он, могли пользоваться многие.
Вот христианское отношение к своей собственности: человек должен понимать, что все, что он имеет, принадлежит не только ему, а всем, кому понадобится. Он не хозяин, а распорядитель. И все же даже в таком, правильном, отношении к вещам есть определенная опасность.
Человек ко всему должен относиться с любовью. Эта любовь его распространяется и на вещи, которые ему верно служат, и на животных. Но в этой естественной любви есть грань, о которой говорит апостол Павел: «…имеющие жен должны быть, как не имеющие… и покупающие, как не приобретающие; и пользующиеся миром сим, как не пользующиеся, ибо проходит образ мира сего» (1 Кор. 7: 29-31). То есть имея нужную вещь, мы не должны к ней прикипать душой, мол, это моя вещь, а, наоборот, в любой момент должны быть готовы к расставанию с ней.
Человек должен говорить себе: в этом мире ничего моего нет, я здесь гость; все, что я имею, Господь дал мне, чтобы я совершил самое главное: я нашел Его и научился в меру своих сил быть Божьим. Что это значит? Это значит, что человек, пришедший в храм, должен начать меняться.
Не секрет, что сегодня одни ходят в церковь, чтобы исполнять определенные предписания, — это фарисейский путь. Другие ищут там утешения, облегчения — это путь релаксации. Но духовная жизнь начинается тогда, когда в душе человека происходит преображение. Он переосмысливает свою жизнь и приходит к пониманию, что все, чем он владеет, все это в конечном счете не его.
Для человека, зараженного вирусом потребления, можно начать с понимания того, что потребление естественно, но не нужно прилагать к нему сердце. Как это понять? Может быть, вообще не стоит думать о завтрашнем дне: «будет день, будет пища»? Может, все наши припасы «на черный день» — это от недоверия Господу, сказано же «не заботьтесь о завтрашнем дне» (Мф. 6: 34)? Нет, запасы делать нужно.
Яркое подтверждение этому есть в Библии: Иосифу было открыто значение сна Фараона, о том, что его народ ждет семь неурожайных лет. Узнав об этом, люди стали делать запасы, и благодаря этим запасам выжили (см. Быт. 41). Когда Господь говорит не заботьтесь (не «пещитесь») — это значит не беспокойтесь, не мучьте себя, не живите этим.
В Евангелии есть много мест, где Господь говорит о богатстве. Известна всем фраза и о верблюде, которому удобнее пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царствие Небесное; там же говорится и о юноше, который не захотел расстаться со своим имуществом ради того, чтобы наследовать жизнь вечную (см. Мф. 19: 21-24). Все это мы не раз слышали, но беда наша в том, что мы не принимаем слово Божие к себе: мы не считаем себя «богатыми».
Дело в том, что психологически каждый, имея не так уж и мало, считает богатыми только тех, кто богаче его; следующую ступень. В Евангелии же идет речь о любящем богатство, любящем приобретать, иметь — вот кто такой «богатый». Богатым можно считать и нищего, который больше жизни дорожит какими-то вещами. Только осознав это, начинаешь потихоньку освобождаться от имущества. Только почувствовав, что ты тонешь в пучине потребления, можно начать отказываться от него.
В простейшем виде Господь показывает это на примере поста. Человек перестает есть то, что любил, и вдруг с удивлением обнаруживает, что от этого он стал чувствовать себя лучше. Он стал питаться беднее — но это только придало ему сил. Так Господь показывает нам, настолько благотворно освобождаться от разных излишеств.
Только здесь мы часто впадаем в другую крайность: освобождаясь от вещей, начинаем презирать их, небрежно относиться к ним, подобно тому, как это делали, скажем, юродивые. Между тем многие святые подвижники считали это недопустимым. Преподобный авва Дорофей пишет, что «хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещию, не допускать ей портиться и не бросать ее как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на свое место». Старец говорит о смиренном состоянии духа. И когда мы с неофитской горячностью и максимализмом стремимся в отношении к вещам уподобиться юродивым, стоит вспомнить, что юродство — это высочайший духовный подвиг, доступный далеко не каждому, выходящий за грани обычной жизни. Нам же надо научиться «смиренному», внимательному отношению к собственным вещам.
Например, постараться, если нам эта вещь не нужна, ее отдать кому-то, а не просто выбросить. Но ведь выбросить куда проще! Чтобы отдать, надо приложить усилия, найти того, кому это нужно, привести старую вещь в порядок, чтобы она могла еще послужить. Не всегда на это есть время. При нынешней напряженной жизни человек очень выматывается. И все же как проверить себя, не можешь ли ты сделать еще чуть-чуть? Замечательный французский художник Дега говорил: «Если у тебя есть мастерства на сто тысяч франков, купи еще на пять су». Если у тебя есть желание поделиться с кем-то своим «имением», попробуй сделать еще небольшое усилие, чтобы довести доброе дело до конца.
Скажи, как ты относишься к вещам, и я скажу, кто ты…
Психолог Марьяна ДАНИЛЬЦЕВА, член межрегиональной ассоциации психологов-практиков «Просто вместе»:
— Если человек зарабатывает много денег и при этом чувствует себя глубоко несчастным, если он осознает, что тратит свою жизнь на что-то внешнее, а в глубине у него пустота, то тогда ему необходимо в первую очередь разобраться в себе. Вообще, «потребительство» как философия — это стремление найти смысл во внешнем вместо того, чтобы искать его внутри себя; это уход от каких-то внутренних сомнений, тревог, попытка сделать свою жизнь проще. Нетрудно заметить, что на это нацелена вся современная «система ценностей»: мода на успех, на комфорт. Пока человек чувствует себя хорошо в этой системе, он не выйдет из нее никогда.
Привязанность к вещам тоже одна из граней «потребительства». Конечно, расставаться всегда трудно и с человеком, и с вещью. Но когда расставание с вещью проходит так же тяжело, как с близким человеком, — в нашем сознании происходит подмена ценностей. Человек, которому трудно выбрасывать вещи, либо таким образом борется с какой-то внутренней тревогой, либо у него нет опоры в отношениях с близкими людьми, и он опирается на вещи, обретая стабильность во внешнем.
Не так уж редко встречаются люди, которые с другими людьми общаются на поверхностном уровне, зато они вступают в отношения с вещами: вещь более понятна, отвечает тебе всегда тем, что от нее ждешь, — отсюда и возникает феномен Плюшкина. Такие люди живут в «овеществленном» мире, где каждая вещь уникальна, где вещи — это единственное, что у тебя есть.
Преодолеть это можно через осознание: это путь от вещей к душе. Кому-то на этом пути поможет священник, кому-то психотерапевт, кому-то просто встретится человек, и таким образом через друга он встретится с собой. Главное в этот момент почувствовать, что в центре твоей системы должна быть личность, а не вещи.
Подготовила Оксана СЕВЕРИНА