Главная Человек Наши современники

In memoriam: Игорь Сергеевич Чичуров

4 июля скоропостижно скончался выдющийся ученый-византинист доктор исторических наук профессор Игорь Сергеевич Чичуров.

4 июля скоропостижно скончался выдющийся ученый-византинист доктор исторических наук профессор Игорь Сергеевич Чичуров.

Игорь Сергеевич  родился в 1946 году в Москве. Окончил филологический факультет МГУ, в 1991 году получил степень доктора исторических наук. С 1996 года стал заведовать кафедрой древних языков исторического факультета МГУ. Был членом Императорского православного палестинского общества, специального научного совета при Институте европейской истории права общества Макса Планка (Франкфурт-на-Майне), профессором Тюбингенского университета.

Областью научных интересов И.Чичурова было византиноведение (история византийской литературы, общественно-политической мысли, история Церкви, история права), история Древней Руси и русско-византийских отношений. Основные труды — «Византийские исторические сочинения: «Хронография» Феофана, «Бревиарий» Никифора» (1980), «Место «Хронографии» Феофана в ранневизантийской историографической традиции» (1983), «Политическая идеология средневековья: Византия и Русь» (1990).

И.Чичуров был куратором редакции восточных Церквей церковно-научного центра «Православная энциклопедия», заместителем ответственного редактора «Византийского временника».

Выпускник кафедры классической филологии Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Игорь Сергеевич блестяще владел древними классическими языками, его эрудиция и знание источников византийского периода делали его уникальным специалистом в своей области.
Многочисленные ученики Игоря Сергеевича, его коллеги и друзья всегда были согреты его любовью и необыкновенной добротой.


Вечная память новопреставленному рабу Божию Игорю!

Поздравительная речь на 60-летие Игоря Сергеевича, произнесенная в Российском Императорском Обществе.

Явственно, в колыбель Вашу положен был жребий быть учителем множества учеников, испытать все радости и горести многотрудного научного и педагогического поприща. А если вспомнить еще, что в 7-е воскресенье по Пасхе, совпавшее с днем Вашего явления в мир, совершается память Святых Отцев I Вселенского Собора, очевидным станет и предуказание пути в Византию и византинистику, которой были посвящены с юности дни и ночи Ваших ученых занятий.

Многолетняя работа в «Византийском временнике», публикация «Хронографии» Феофана Исповедника и «Летописца вскоре» патриарха Никифора, изучение пиитов и агиографов, риторов и полигисторов, многоразличных исторических и художественных жанров византийской литературы, сделали Вас одним из лучших специалистов по историософии и политической мысли Второго Рима. Следующий, логически неизбежный шаг состоял в масштабном осмыслении и комплексном анализе византийского наследия Рима Третьего, что и было сделано в Вашей работе «Политическая идеология средневековья в сравнительно-историческом аспекте: Византия и Древняя Русь».

Традиционная для русской византинистики верность православному видению мира и человека, которой отличается на всех этапах Ваше научное творчество, имела источником вещь простую и естественную, однако не всем доступную и ведомую — православную веру. Сочетание веры и науки дает тот особенный духовный настрой, которым проникнуты Ваши сочинения. Понимание ученого исследования как разновидности умного делания естественно привел Вас и к поистине подвижнической работе в «Православной Энциклопедии», где Вы на протяжении уже многих лет возглавляете византийскую редакцию.

На всех этапах своей деятельности – в Московском и Свято-Тихоновском православном университетах, в Энциклопедии и Временнике — Вы всего более уделяли труда и времени воспитанию учеников – и преуспели в этом. Ваши питомцы с успехом трудятся в различных академических институтах, редакциях и учебных заведениях Москвы и России, продолжая внушенные Вами заветы и традиции.

Особенно хочется отметить Вашу многолетнюю плодотворную работу в Императорском Православном Палестинском Обществе. Несколько раз (в том числе дважды в составе паломнических групп ИППО) Вы посетили Святую Землю – и каждый раз это было непосредственно связано с Вашей научной работой. В 1994 г. Вы участвовали в конференции, посвященной 100-летию со дня кончины приснопамятного архимандрита Антонина (Капустина), и в 2005 г. – в международном симпозиуме «Иерусалим в русской духовной традиции». Не говорю о многочисленных конференциях и круглых столах ИППО, которые Вы украсили своими докладами и сообщениями в Первопрестольной Москве.

Позвольте пожелать Вам, Игорь Сергеевич, сил, здоровья, нескудеющей помощи Божией в дальнейшем Вашем самоотверженном служении на ниве российской науки и образования, новых открытий и творческих свершений.

Председатель ИППО, Член-корреспондент РАН Щапов Я. Н.

Из интервью 2001 года:

— Вопрос о положении Церкви в современном мире, в мире, где существует только одна цивилизационная модель — западная. Какова роль Церкви в этом мире?
— Я бы все же развел эти два понятия — цивилизация и культура. Мне намного ближе понятие православной культуры. Вопрос о православной цивилизации, как мне кажется, несколько сложнее. Современные исследователи иногда забывают о том, что здесь многое еще остается неизученным, в частности, остается открытым вопрос о том, что считать признаком православной цивилизации, а что — цивилизации общехристианской и т.д. Что же касается понятия «православной культуры», то здесь все намного проще. Мы все вышли из православной культуры, и все являемся ее носителями. Противостояние, как мне кажется, происходит не по цивилизационному принципу, а по известным расхождениям в культуре, исторически связанным с великой схизмой 1054 г. Сегодня эта тема актуальна. Ведь мы живем в эпоху радикального культурного влияния, которое осуществляет на наши страны Запад. Но не нужно и переоценивать этого влияния. Надоедливая западная реклама, вездесущие «Макдональдс», вывески на иностранных языках в славянских городах и т.п .- все это не может не тревожить, но вместе с тем, это чисто поверхностное влияние, некий «налет», который не способен противостоять тысячелетней православной культуре наших стран. Миссия Церкви в этом контексте- — это, прежде всего, работа над воцерковлением культуры. Мы должны вернуть современную отечественную культуру к ее истокам, т.е. христианскому мировоззрению. И здесь Церковь должна стать центром притяжения для всей интеллигенции, всех тех, кто формирует лицо современной культуры.

— Заметны ли эти процессы в России, воцерковляется ли российская интеллигенция?


— Как я уже говорил ранее, главной задачей Церкви в современных условиях, как она видится мирянином является внутренняя миссия, т.е. воцерковление. То, что я могу наблюдать в России — и как прихожанин одной из московских церквей, и как сотрудник «Православной энциклопедии», — меня обнадеживает. Я вижу не только разные слои населения, но и разные поколения, которые приходят в Церковь с тем, чтобы по мере своих сил ей послужить. Для российской интеллигенции сегодня таким делом стало издание монументальной «Православной энциклопедии». Работа над этим уникальным изданием для нас — это не только некий способ приложения своих творческих сил. И я, и большинство моих коллег воспринимаем это как послушание Церкви. Послушание, которое может растянуться на всю жизнь.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.