Не заботьтесь о завтрашнем дне,
ибо завтрашний сам будет заботиться о своем:
довольно для каждого дня своей заботы.
(Мф 6:34)
Добрый день, дорогие читатели и кинозрители!
Совсем недавно на экраны вышел фильм, который представляет особый интерес не столько из-за сюжетной линии, игры актеров, спецэффектов или атмосферы, сколько благодаря нетривиальности лежащей в его основе идеи.
В далеком будущем, а скорее всего – в воображаемой вселенной, человечество смогло вплотную приблизиться к бессмертию. Любой человек способен жить века, оставаясь при этом вечно молодым. Достигнув 25-летнего возраста, люди перестают стареть. Остается лишь одно «но»: их биологические часы, символически представленные как таймер на левой руке (да, очень похоже на «начертание» из Откровения Иоанна Богослова), с этого момента начинают обратный отсчет. Человеку дается всего один год жизни даром, все остальное время он буквально должен заработать.
«Время» (In Time, 2011).
Время – это универсальная валюта этого мира. Оно – единая мера всего. Собственным временем человек расплачивается за жилье, еду, одежду, развлечения… Его можно подарить, выиграть, украсть.
Поставленные в жесткие условия выживания — протянуть от одного дня жизни до другого, — люди не успевают даже задуматься о пороках системы: несправедливом распределении времени. Социальное неравенство здесь возведено в абсолют: беднякам отпущены дни и часы, богачам – тысячелетия. Картину довершает деление всей территории на временные зоны, отрезанные друг от друга почти непреодолимыми барьерами.
Для Уилла Саласа (Джастин Тимберлэйк), простого парня с окраин, мир и оставался таким до того дня, когда он решил защитить странного богача, мечтающего только об одном – о смерти.
Прежде, чем двигаться дальше, позволю себе краткое отступление.
Режиссером, продюссером и сценаристом картины является Эндрю Никколь. Это он написал сценарий к фильмам «Шоу Трумана» (The Truman Show, 1998), «Терминал» (The Terminal, 2004), а также выступил одновременно как сценарист и режиссер таких картин как «Гаттака» (Gattaca, 1997), «Симона» (S1m0ne, 2002), «Оружейный барон» (Lord of War, 2005).
Список очень любопытный. Особого внимания, на мой взгляд, заслуживает «Гаттака». В ней, как и во «Времени», очерчен мир генетического будущего, в котором довлеет совершенство: люди научились программировать свое потомство еще до рождения, отбраковывая «некачественный материал» и добавляя по своему вкусу любые необходимые для успеха свойства — красоту, здоровье, интеллект…
Но если в «Гаттаке» речь шла о попытке обмана слепой системы, уничтожающей судьбы и мечты, то «Время» более прямолинейно – всего лишь о взрыве системы изнутри.
Вообще, простота и схематичность «Времени», пожалуй, и является главным достоинством этого фильма. Характеры героев лишь намечены, конфликт очевиден, действия – предсказуемы.
«Время» сложено из простых кубиков-схем, и именно в зазоре между ними и можно найти пространство для собственной мысли. Именно этим, пожалуй, и характеризуется популярное кино: возможностью по-своему играть в этот конструктор.
С этой точки зрения, «Время» — это очень хорошая современная притча о времени, поданная под соусом погонь, стрельбы, благородного грабежа и борьбы за справедливость.
Уилл Салас – обыватель, ставший героем, получает буквально в руки ключ к переменам. Его выбор – стать освободителем человечества.
Нарочитая наивность и пафосность его миссии и дает нам шанс задать самим себе животрепещущие вопросы о смысле жизни и значении смерти.
При всей схематичности картины, она получилась удивительно свежей: так о времени, вечности и бессмертиии еще не говорили, таких вопросов нам еще не задавали.
Ведь, если присмотреться, мы и так расплачиваемся за все в своей жизни именно своим временем, просто схема расчета сложнее. В нее включен такой элемент как деньги. Отработал положенное на рабочем месте – получи зарплату.
Тем не менее, часто ли мы анализируем свою жизнь, часто ли пытаемся понять ее смысл? Что бы ты сделал, будь у тебя в запасе вся вечность? А только один день?
Ключевая сцена фильма, и это стоит отметить, разыгрывается задолго до финала, в диалоге между Уиллом и Генри Гамильтоном – богачом, уставшим от бессмысленности бесконечной жизни.
«Не теряй моего времени», – такими словами он прощается с Уиллом, отдавая ему оставшиеся годы.
«Живи настоящим моментом, так, если бы завтра тебе предстояло умереть», – такой смысл вложил в фильм его создатель Эндрю Никколь.
Наше право – наделить эти строки евангельским смыслом.
Читайте также:
- Честь Божия
- Месье Венсан: наперекор
- Глубина обыденных историй, или что делает фильм христианским?
- Две стороны кинохроники
- Борис Годунов как наш современник