«Да и вообще ты давай-ка бросай свое мусульманство! Принимай православие, я тебе точно говорю!», — уверенно и по-простому советовал один мили.., простите, полицейский своему напарнику, досматривая на металлоискателе сумки посетителей 10-ой юбилейной выставки «Православная Русь» в «Манеже».
«Мужчина, постойте, а что у вас в пакете?» — это остановили на входе Владимира Романовича Легойду и попросили предъявить содержимое полупрозрачного плоского пакетика с несколькими листами, очевидно, бумаги внутри. Зато нас с тремя кофрами с фотоаппаратами (так получилось) пропустили, кажется, намного быстрее.
Православная выставка в Манеже проходит в десятый раз, в этом юбилейном году она посвящена подведению итогов возрождения церковной жизни в России, Украине, Белоруссии и других странах. В Манеже представлен своеобразный отчет о работе епархий, монастырей, приходских храмов, гимназий, семинарий, мастерских.
Выставка – интерактивная и мультимедийная. Плакатов и информационных стендов мало, вся информация размещена на экранах – подошел, нажал, картинка увеличилась, показали ролик.
В этом решении очевидны свои сильные и слабые стороны.
Православная выставка впервые, наверное, проходит на по-настоящему современном уровне и может поспорить по качеству организации со многими международными экспозициями. Выглядит инновационно, модернизационно, лаконично, вся нужная информация представлена компактно, и смотрятся тачскрины, мониторы и стены современно и интересно. Читать удобно, смотреть видео возможно, звука в общем шуме, правда, не слышно. Интересно и детям, и подросткам, и весьма пожилые посетительницы с любопытством трогают экраны.
С другой стороны, производство таких роликов недешево (поэтому хочется надеяться, что 191 ролику о епархиях найдется и другое информационное применение), техника, конечно, подводит и иногда зависает. Но главное – готов ли посетитель к восприятию такой информации? Инфокиоски лучше всего работают, только если оказывают какую-то услугу – продают билеты, сообщают расписание и т. д., чистая информация на них востребована намного меньше.
Возможно, поэтому в день открытия в «живом» зале, где были представлены неинтерактивные иконы, облачения и богослужебные книги, было намного оживленнее. Непривычно? Не освоено? Избыточно? Время и изучение опыта выставок покажет, какие технологии оправданы и востребованы более всего.
У выставки есть четкая логика – начало – чудотворная Тихвинская икона, специально привезенная в Москву.
Жаль только, что поместили ее на высоком постаменте – людям на инвалидных колясках не приложиться без посторонней помощи, и это очень обидно: ведь выставки позволяют правильно и грамотно организовать пространство, учитывая нужды людей с нарушениями движения.
Открытие выставки прошло и торжественно, и по-домашнему – не было, как в прошлые годы, первых лиц государства: они отмечали день Народного единства в Нижнем Новгороде. Патриарх, приложившись к Тихвинской иконе, сказал краткое слово о возрождении церковной жизни.
«Ни одна страна, ни одна цивилизация, ни одна религиозная группа, ни одна Церковь не переживала то, что пережили мы, — грандиозное возрождение Православия» — сказал Патриарх, и особенно отметил возрождение народа. «Храмы никогда не строят и никогда не восстанавливают, если в этом нет потребности, если нет мощного движения снизу, если эти храмы не наполняются людьми, — никто не будет вкладывать деньги в то, что не нужно. Мы вложили большие деньги, но не в деньгах дело. Мы вложили наши силы, наше разумение, наше горячее чувство веры в то, чтобы возродилась Русь».
Святейший поблагодарил организаторов. Кстати, их сразу можно было заметить: самые усталые люди – значит организаторы.
«Ну как ты снимаешь, ну какой ты журналист после этого?!», — командует мне ответственный редактор ЖМП Евгений Стрельчик и выталкивает меня практически в первый ряд. Вот – фоторезультат его воспитания.
Начался осмотр экспозиции.
Узкий, тёмный, подсвеченный красным коридор с изображениями новомучеников посвящен годам гонений. Лица и имена тех, кто пошел за Христом и кому мы теперь молимся. Посетители стараются обязательно дотронуться рукой до стен с фотографиями.
«Ой, смотри, смотри, тоже пришли – как хорошо» — это сдерживаемая охраной толпа радостно обсуждает идущих вслед за Патриархом мужчину в кипе и буддистского монаха в ярком оранжевом одеянии.
Затем толпу останавливают в коридоре минут на 15 (кажутся вечностью) в ожидании, когда высокие гости посмотрят экспозицию, и выпускают в основной зал только благодаря прорвавшемуся вперёд председателю Центризбиркома Чурову: «Впускайте, впускайте, там уже плохо людям сейчас будет!».
В центральном зале на купол проецировался лик Христов.
В анонсе сообщалось, что меняющий цвет и настроение купол будет отражать всю полноту Русской Православной Церкви. Насколько перемена света действительно отражала церковную полноту – это вопрос к кандидатам богословия, но что было красиво – это точно.
Под куполом располагались те самые интерактивные экраны с вращающимися землями, на которых – храмы и епархии Русской церкви – нажимаешь на Новую Зеландию и находишь так братьев и сестер во Христе.
«Я предпочитаю стили древнерусский и византийский», — объясняет представитель иконописной мастерской посетительнице. Дети завороженно смотрят на то, как иконописец выкладывает мозаику.
С очень довольным видом изучает экспонаты Василий Бойко-Великий в малиновом камзоле.
В иконном зале посетители переживают, что не подписаны работы: то ли это одна школа представлена, то ли сразу все, которые есть.
Рядом со своей иконой священник Андрей Давыдов (репортаж из его мастерской читайте в ближайшее время на Правмире) отвечает на вопросы об отличии энкаустики (его «коронной» технологии) от яичной темперы: «Все дело в связующем элементе. Воск со временем только крепче становится, а пигмента надо совсем немного. И получается, что иконе не страшны никакие погодные условия. А видите, как она светится?».
На этой выставке почти нет казусных экспонатов, обычных частых гостей таких мероприятий: именных кирпичей, чая «пу-эр» от токсинов, псалтири, которая «снимает любую боль» и прочих валенок от порчи. Но и без выставочных оксюморонов не обошлось.
Например, на стенде о празднике Петра и Февронии на 3 метрах пространства располагались икона св. благоверных князя и княгини, мощи святых, еще большая по размеру фотография Светланы Медведевой с ромашками, на экране певец Александр Иванов тянул «Я причинил тебе боль», и на фоне всего этого монахиня неторопливо записывала имена для поминовения.
И все же главное на выставках – это не экспонаты, не раздаточные материалы и даже не интерактивные стенды. Главное – это живое общение. Встречаются старые друзья, служащие за тысячи километров друг от друга. Встречаются москвичи, которые хоть и живут рядом, но видятся еще реже. Есть возможность спокойно поговорить со священником. Познакомиться с руководителями служб и отделов. Встретить новых людей и подружиться на годы. Общаются у стендов, общаются в коридорах, общаются на круглых столах и конференциях.
Подведены итоги 20-летнего возрождения. Церковь вернули в жизнь общества, и православные люди проделали огромную работу за прошедшие годы. Какие задачи стоят перед нами в новом двадцатилетии? Удастся ли сохранить сделанное? Сможем ли мы, православные, жить достойно и времени гонений, и времени расцвета?
Начинается новый этап – подводить итоги через 20 лет.