Несколько дней пребывания на острове были целиком посвящены выявлению и изучению русского художественного импорта в греческих храмах, осевшего в них преимущественно во второй половине XIX века1. Начало этой работы обещает, судя по первым находкам, интересные и важные научные результаты. Вместе с тем закономерно возник вопрос о сходстве и различиях во внутреннем устройстве греческих и русских церквей. Эта тема в целом очень масштабная, и здесь могут быть намечены только её основные аспекты.
Внутреннее церковное убранство всецело обязано византийским традициям, богослужебному укладу и его видоизменениям, а также национальным и локальным особенностям. Проследить появление последних не всегда возможно по причине их “бытового” характера. Письменные источники отражают уже существующие формы, при этом не отмечая их новизну. Её обычно устанавливают исследователи, опираясь на реалии и связанные с ними обычаи. Речь идёт не только о самом устройстве храма, но и о сопутствующих ему предметах церковного обихода.
Традиционное деление храма на алтарную часть, наос и нартекс (притвор) сохраняется и в Новое время. Но если в Греции жертвенник обычно занимает отдельную северную часть алтарного пространства, а южную — параклис (придел), с пристенным престолом и нишей-жертвенником, то в русской практике жертвенником служит стол в северо-восточной части алтаря, а малые алтари по сторонам главного имеют совершенно аналогичную структуру, с отдельно стоящим престолом. В отличие от греческого, в русском храме епископская кафедра остается за престолом. Небольшие по размерам греческие и русские храмы имеют меньше различий. Амвон и солея в Греции обычно небольшие, а в России — более обширные, с местами для певцов.
Византийскому темплону, его происхождению и развитию посвящены специальные исследования2. Его превращение в собственно иконостас происходит за счёт увеличения количества икон, образующих тематические циклы, позже приведённые в строгую систему и осмысленные на уровне символики3. В отличие от греческих трёхъярусных иконостасов, в декоре которых значительное место отведено резьбе, в русских преобладает многоярусная композиция, иногда очень усложнённая за счёт включения дополнительных сюжетов (страстного, мученической смерти Апостолов, ветхозаветных событий).
Греческие иконостасы, украшенные резьбой орнаментального характера, покрывающей большую часть плоскости, с мотивами, заимствованными из итальянских гравюр, становятся известными в ХVII веке на Афоне и в целом на Балканах4. Композиция, предполагающая местный и праздничный ряды икон среди фризов с растительной орнаментикой, завершается большим крестом, также в резном обрамлении, как и изображения предстоящих Богоматери и Иоанна Богослова. Эта общая схема с невысокими царскими вратами не претерпела существенных изменений и в первой половине XIX века. Об этом, в частности, дают представление выполненный в 1824 году иконостас церкви Спаса в Скопле и датированный 1835 годом иконостас другой македонской церкви — святого Иоанна Бигорского5. Последний имеет также деисусный ряд с полуфигурными изображениями Апостолов. Такие примеры дают представление о роли сложившейся традиции, впрочем, не стеснявшей творческую инициативу мастеров, которые иногда даже могли изобразить самих себя, как на уже упомянутом иконостасе 1824 года. И всё же главным был сюжетный состав икон, отчасти зависимый от посвящения храма. Это относится к нижнему местному ряду, в составе которого храмовый образ, расположенный по обычаю рядом с иконой Христа, но на Санторини он обычно находится слева от иконы Богоматери.
Внутреннее убранство монастырских греческих храмов посетивший в 1744 году Афон известный путешественник Василий Григорович-Барский, отметивший различные их особенности6, описал довольно подробно. Русских путешественников меньше интересовали кафедральные и приходские храмы, в оформлении которых, как можно заметить, вековые традиции органически соединены с новыми культурными наслоениями. На основании осмотра нескольких церквей на Санторини, конечно, нельзя делать далеко идущие выводы, но наблюдения оказываются интересными.
Обращают на себя внимание незыблемые византийские основы, строгий традиционный стиль иконописи, окончательно оформившийся в эпоху Палеологов (1261–1453) и сохранённый многими поколениями критских мастеров. Конечно, иконография в более позднее время не избежала воздействия европейской гравюры. Однако в греческой среде не получил широкого распространения светский характер церковной живописи, характерный для России ХVIII–ХIX веков.
Сравнивая греческие и русские храмы этого периода, приходится постоянно отмечать черты сходства и различия как в общей типологии, так и особенно в характере деталей. Многие греческие сооружения напоминают византийские, тогда как в России эта тенденция начинает возрождаться лишь в последние десятилетия XIX века. В греческом храме ниже икон местного иконостасного ряда обычно прикреплены небольшие по размерам поклонные образа, в каждом случае с аналогичным либо подобным изображением; в русском — поклонные иконы выставлены впереди или положены на аналои перед солеёй. В греческом храме обычно стоят перед иконостасом огромные подсвечники и, кроме того, распространены ещё подсвечники с насыпанным песком, в котором свечи сгорают полностью; в русской практике бытует унифицированный тип подсвечника с профитками. В греческом храме высоко подвешенные лампады перед иконостасом образуют своеобразный декоративный ряд; в русском лампады обычно подвешены перед самими иконами с таким расчётом, чтобы огонёк находился на уровне груди иконописного изображения. В греческом храме лёгкая балюстрада ограждает небольшое пространство с пюпитром, у которого находится псалт; в русской практике существование многолюдных хоров потребовало выделения для них соответствующего места на солее либо за её пределами, а в более раннее время по 3–4 певца стояли, облачённые в стихари, по краям солеи, что зафиксировано в иконописи7. Это подтверждается и данными письменных источников.
Как и в России, в наиболее богатых греческих храмах иконы украшены чеканными металлическими (в том числе серебряными) окладами. Некоторые из них, судя по обнаруженным клеймам мастеров, выполнены в Москве. Но, конечно, основная масса изделий работы местных ювелиров, умело сочетающих знание новых европейских художественных стилей с использованием византийского наследия8. Русскими оказались в некоторых церквях Санторини осветительные приборы (большие нарядные паникадила) и металлические, фабричной работы хоругви, а также серебряные литургические сосуды, иногда вызывавшие подражания у греческих ремесленников. Литургические сосуды вместе с иными предметами церковной утвари (в том числе с Евангелиями и напрестольными крестами) в греческих храмах хранятся в специальных остеклённых шкафах в параклисе, и только в одном случае такой шкаф оказался в нартексе. В России принято кресты оставлять на престоле, а сосуды — на жертвеннике, и лишь при их избытке для хранения используются шкафы или сейфы.
Оформление престола в алтаре греческого храма отличается строгой простотой; поверх антиминса лежит Евангелие, во внебогослужебное время покрытое небольшой пеленой; дарохранительница в стеклянном или пластиковом футляре, с двумя подсвечниками по сторонам. За престолом большое живописное Распятие (иногда с предстоящими), с рипидами по сторонам. Такие кресты сегодня можно встретить уже в сравнительно немногих русских и украинских храмах, тогда как своего рода нормой стало помещение за престолом семисвещника, традиционно ассоциирующегося с еврейской синагогой, а запрестольные крест и образ Богоматери размещены по сторонам у стены апсиды и остаются почти незаметными для находящихся в храме верующих.
В русском храме алтари приделов (независимо от того, находятся ли они по сторонам главного или в отдельных помещениях-капеллах) имеют самостоятельные иконостасы (иногда как части главного), с царскими вратами и северной алтарной дверью, а престол, стоящий отдельно, отличается от главного только меньшими размерами. Однако вплоть до второй половины XVII века существовали в приделах пристенные престолы, против чего решительно боролась иерархия из-за сходства с алтарями латинского обряда. А в греческих параклисах такие престолы существуют до настоящего времени, причём жертвенником служит ниша небольших размеров, расположенная слева. Оформление как таковое порой совершенно отсутствует, если не считать его элементами приставленные к стене одну-две иконы либо крест. Вход в параклис обычно с завесой, украшенной нашитым на ткань крестом. Существенно, что как в главном алтаре, так и в параклисе есть обращённое на восток окно, чему уже в древности придавали важное значение. Священник должен совершать богослужение, стоя лицом к поднимающемуся солнцу9. В русской практике в течение последнего столетия получил распространение западный обычай помещать большой алтарный образ, причём иногда в оконной нише, не останавливаясь даже перед тем, что алтарь в таком случае оказывается лишённым источника света.
Явно к глубокой древности восходит наблюдаемый в греческих храмах обычай ставить на амвоне небольшой сосуд с горящими угольями, на которые каждый желающий может положить кусочек ладана. В армянском Эчмиадзине перед воскресным утренним богослужением принято по четырём углам храма ставить жаровни, чтобы пространство наполнить благовониями. Вероятно, отголоском этого обычая можно считать изредка сохранившуюся практику в русских храмах и монастырях совершать каждение перед началом богослужения, до произнесения возгласа.
В первые десятилетия ХVIII века в русских храмах тябловые иконостасы постепенно уступают место сооружённым по схеме воспроизведения триумфальной арки, с отсутствием традиционных регулярных рядов икон. Это привносит явный оттенок светскости, что отчётливо прослеживается в некоторых московских церквях, таких как Святой Троицы на Воробьёвых горах и Богоматери “Всех скорбящих Радость” на Большой Ордынке10. Встречаются также иконостасы компромиссного характера, с большими иконами местного ряда в массивных чеканных окладах. Затем во второй половине ХIX века всё отчетливее обозначается тенденция к возрождению прежних форм иконостаса, которым всегда отдавали предпочтение русские старообрядцы. К концу XIX века большое распространение получают царские врата, тип которых можно определить как состоящий из верхней части с ажурной сквозной резьбой и живописными медальонами и нижней панельной, заполненной орнаментальной композицией. Один из иконостасов с такими вратами, русского происхождения, был в 1884 году доставлен на Афон и установлен в церкви святых Кирилла и Мефодия скита Богородицы (Ксилургу), принадлежащего болгарскому монастырю Зограф11. Скорее всего к этому же периоду относятся и иконостасы кафедрального собора Сретения в Фире, построенного в 1827 г. Алтари, как в русских храмах, расположены в один ряд, а общий характер иконостасов, несомненно выполненных греческими резчиками и украшенных превосходными иконами византийской традиции, позволяет говорить о некоторых воздействиях уже отмеченной типологии. Необходимо также отметить выполненный в технике мозаики в средней части церковного пола большой омфалий с изображением двуглавого орла. Такие омфалии, определяемые также как плиты амвона, получают распространение на Балканах уже в ХVII веке12. На острове Санторини надо отметить такие же вмонтированные в церковный пол изделия в монастыре Пророка Илии, древности которого могли бы послужить темой специального исследования.
Вопрос о различиях в характере интерьера греческого и русского храмов Нового времени лежит преимущественно в поле национальных обрядовых и художественных традиций, к которым иногда примешиваются и локальные. Конечно, гораздо важнее здесь черты общности, единства, и именно они остаются преобладающими. Надо отметить, что в России доныне сохраняется пиетет по отношению к греческим иконам средневекового и Нового времени, особенно — к афонским по происхождению. Они окружены почитанием как благословение Святой Горы. С другой стороны, в греческих храмах острова Санторини бережно хранят предметы церковной утвари русского происхождения и видят в них свидетельство православного братского единства.
Если задаться целью определить общий объём русского художественного импорта среди произведений сакрального искусства в Греции, следует осмотреть сотни церквей, на материке и на островах, описать хранящиеся в них иконы и главным образом предметы церковной утвари. Особый интерес представляют исторически сложившиеся собрания, в составе которых порой оказываются вещи, не сохранившиеся в самой России после постигших её испытаний. К их числу можно отнести серебряные чеканные оклады больших по размерам греческих икон. Не меньший интерес представляют и имитации русских образцов, свидетельствующих о привлекательности последних.
Пока можно сетовать на то, что церковные художественные сокровища острова Санторини не введены в научный оборот и не стали фактом истории греческого, а в иной части и русского искусства. Но это преодолимо. Остаётся надеяться, что в ближайшее время появятся научные публикации наиболее примечательных памятников и обстоятельные обзоры всего, что достойно внимания13.
1Работа осуществлена по программе Российского гуманитарного фонда и Центра греко-российских исторических исследований при участии д-ра В. В. Игошева, д-ра П. Н. Стаму, С. Музакиса и В. Г. Пуцко.
2Лазарев В. Н. Три фрагмента расписных эпистилиев и византийский темплон // Византийский временник. Т. ХХVII. М., 1967. С. 162–196; Chatzidakis M. L’évolution de l’icône auх 11e–13e siècles et la transformation du templon // XVе Congrès International d’études byzantines, Rapports et co-rapports. III. Art et archéologie. Athènes, 1976. P. 159–190.
3Троицкий Н. И. Иконостас и его символика // Высокий русский иконостас. М., 2004. С. 137–162; Успенский Л. Вопрос иконостаса // Вестник Русского Западноевропейского Патриаршего Экзархата. № 44. Париж, 1963. С. 223–255.
4Ћоровић-Љубинковић М. Средњевековни дуборез у источним областима Jyгославије. Београд, 1965. С. 42–121; Она же. Дуборезни иконостаси ХVII века на Светој Гори // Хиландарски зборник. Т. I. Беогрaд, 1966. С. 121–134. Сл. 2–9.
5Litchénoska Z. La sculpture sur bois en Macédoine aux XVIIIе et XIXе siècles // Le trésor artistique de la Macédoine. Skopjé, 1984. P. 287–302.
6См.: Пешеходца Василия Григоровича-Барского-Плаки-Албова, уроженца киевского, монаха антиохийского, Путешествие к Святым местам, в Европе, Азии и Африке находящимся, предпринятое в 1723, и оконченное в 1747 году, им самим писанное. Ч. 2. Санкт-Петербург, 1785.
7Пуцко В. Г. Невьянская икона “Воздвижение креста Господня”: сакральный образ и исторические реалии // Вестник музея “Невьянская икона”. Вып. 2. Екатеринбург, 2006. С. 143–154.
8См. Grabar A. Les revêtements en or et en argent des icônes byzantines du Moyen Age. Venise, 1975.
9Шмерлинг Р. Малые формы в архитектуре средневековой Грузии. Тбилиси, 1962. С. 28.
10Примеры см.: Православные храмы Москвы. М., 1988.
11Божков А., Василиев А. Художественото наследство на манастира Зограф. София, 1981. С. 217. Обр. 225.
12Чанак-Медић М. Неки примерци црквеног каменог намештаја, амвонских плоча и прозорских транзена // Зборник Народног музеја. Књ. IX–Х. Београд, 1979. С. 531. Сл. 2.
13Иллюстрации к статье см. цветную вклейку. Фотографии на Санторини сделаны В. В. Игошевым.