Недавно в издательстве «Никея» была переиздана книга Андрея Десницкого «Люди и фразы», где автор задумывается об особенностях отношений современных людей, в частности электронной коммуникации.
Может ли интернет научить евангельским заповедям? Каковы особенности православного виртуального общения? На эти вопросы отвечает сам автор.
— Начну с довольно традиционного вопроса, без которого, однако, никак нельзя обсуждать эту тему. Как влияет электронная форма коммуникации на общение?
— На суть отношений форма не влияет. Но очевидный факт, что с помощью интернета мы легче приобретаем новые контакты.
В моей жизни случился забавный эпизод. С одним моим другом мы познакомились в интернете, хотя были прихожанами одного храма и, более того, в лицо друг друга знали, но не общались в храме. А потом вот совершенно «другой» человек с этим же именем встретился мне в интернете. Когда мы познакомились, оказалось, что это он.
И в чем-то, мне кажется, интернет одним своим краешком напоминает Царство Небесное, где нет барьеров, где, как я надеюсь, можно общаться с любым человеком, который захочет общения.
— В светской психологической литературе есть понятие виртуальной личности. Можно говорить о том, что личность как-то по-новому раскрывается через интернет?
— Безусловно, виртуальные личности существуют. Наверное, многим знаком такой случай, когда, общаясь с человеком по сети и встречая его живьем, совершенно его не узнаешь.
Один человек представлял меня очень нервным с высоким голосом, будто я бегаю, размахиваю руками и говорю фальцетом. Я, действительно, знаю, что я гораздо более сдержан в устной речи, чем в каких-то дискуссиях. Там я могу себе позволить иногда очень едкие, может быть, злобные высказывания.
— Почему все-таки нам легче раскрыться перед компьютером?
— Лингвисты экспериментально подтвердили, что текст передает примерно десятую часть информации. То есть, когда два человека общаются, 9/10 они сообщают друг другу взглядами, жестами, позами, интонациями, мимикой и всем прочим. И только 1/10 — это голый сухой текст, который произносится.
В интернете, наоборот, 9/10 передается текстом, поэтому на слово падает большая смысловая нагрузка. Я бы не стал называть это открытостью, это вынужденная повышенная информативность текста. Это формальная сторона поставленной проблемы.
Есть еще и психологическая составляющая. Виртуальное общение позволяет рисовать идеальные картинки, проверить подлинность сказанного тяжело. Иногда в реальной жизни православные тоже начинают так «виртуалить» и создавать из своей жизни сказочный сад. Я помню, как в одной компании женщины друг другу рассказывали, как их «деточки тряпочками протирают подсвечнички перед иконочками». Умилительно так! В сети есть все условия, чтобы рисовать подобные идеально православные образы.
Когда я вынес в заглавие книги слово «фразы» («Люди и фразы»), я имел в виду не просто говорение, а те картинки, которые мы часто воображаем и которые не имеют к реальной жизни никакого отношения. Мы так часто стремимся обойти неидеальные, нестандартные ситуации и представить некий православный образ нашей жизни. Интернет может этому помочь.
— Недавно в издательстве Никея вышло второе издание книги «Люди и фразы», в которой Вы много рассуждаете о интернет-общении. Вы написали довольно резко, что многолюдный форум напоминает толпу аутистов. Что Вы имели в виду?
— На форуме зачастую собеседник перестает быть собственно собеседником, превращается лишь в повод для высказывания. А твоя задача — выразиться, высказаться, успокоить самого себя, что-то объяснить. Это общение не столько с другим, сколько со своим идеальным образом по поводу другого.
— Вы сами пользуетесь соцсетями, блогами, заходите на форумы?
— В блогах мне гораздо уютнее, а Facebook мне, пожалуй, больше всего нравится именно потому, что это вещь очень личная, потому что здесь ты всегда в гостях у кого-то. А на «площади» форума, где ходит толпа, трудно общаться.
— Несмотря на то, что Вы активно пишите в интернете, Вы также и печатаете свои заметки.
— У книги и блога разные функции. Блог — это кухня, где что-то кипит, булькает, варится. Блог — это торопливая реплика на бегу. А книга — это готовое блюдо, украшенное веточкой зелени и поданное на стол.
— Были ли такие случаи, когда Вы меняли текст публикации под воздействием читательской реакции в интернете?
— Самая для меня значимая статья в сборнике «Люди и фразы» — это «Расцерковление», электронная публикация, которая вызвала шквал комментариев и была мной после этого существенно дополнена для публикации бумажной.
Иногда бывает и серия публикаций в ответ на комментарии, это помогает читателям понять тебя и самому лучше узнать своих читателей.
— Получается в определенных случаях виртуальная коммуникация помогает пониманию.
— Я надеюсь. Если люди этого ищут. К сожалению, бывали и такие случаи в моей жизни, когда виртуальное общение портило отношения: кто-то что-то передал, другой обиделся.
В виртуальном общении не может быть ничего тайного, все будет процитировано и известно. Виртуальное общение — это, действительно, исполнение евангельских слов: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным».
В связи с этим мне вспоминается одна история. Как-то еврейского мудреца спросили, чему могут научить разные технические приспособления. Чему может научить телефон? Он ответил: «То, что говорится здесь, слышно там». А чему может научить телеграф? «Что всякое слово подсчитано и имеет свою цену». Вот интернет может научить тому, что за любое сказанное тобой слово ты дашь ответ.
Беседовала Елизавета Меркулова
Читайте также тексты Андрея Десницкого:
-
Расцерковление
-
Просто дети стали старше, просто все мы подросли…
-
Про(то)колы модернистских мудрецов
-
Библия: история русского перевода
-
Как появилась рифма
- и др.