Интернет может разрушить вашу веру. Таковы результаты исследования, согласно которому резкое падение религиозности в США, наблюдающееся с 1990 года, тесно связано с увеличением количества Интернет-пользователей.
В 1990 году лишь около 8 процентов населения США не имело религиозных предпочтений. К 2010 году эта цифра увеличилась более чем вдвое и составила 18 процентов. Это почти 25 миллионов человек, которые каким-то образом утратили свою религию.
Возникает очевидный вопрос: как это могло случиться? Почему американцы теряют веру?
Сегодня, благодаря Аллену Дауни, компьютерному специалисту из Инженерного Колледжа Олин в Массачусетсе, мы получили возможный ответ на этот вопрос.
Аллен Дауни тщательно проанализировал все данные и пришел к выводу, что угасание религиозности произошло в результате нескольких факторов, но самый важный из них – увеличение пользования Интернетом. Исследователь говорит, что рост количества пользователей Интернета за последние два десятилетия вызвал значительное падение религиозности у людей.
Дауни использовал данные Всеобщего Социологического Опроса, очень авторитетного социального анкетирования, которое проводится Чикагским Университетом. Университет с 1972 года регулярно исследует демографию и отношение людей к разным вопросам.
На этот раз служба Всеобщего Социологического Опроса задала людям следующие вопросы: «каковы ваши религиозные предпочтения?» и «в какой религии вы выросли?» Также были собраны данные относительно возраста, образования, социально-экономического положения опрашиваемых и другая информация подобного рода. Также задавался вопрос, сколько времени человек проводит в сети. В общем Дауни использовал в своем исследовании данные из ответов почти 9 тысяч человек.
Дауни ставил задачу определить, как падение религиозности связано с другими элементами опроса, такими как религиозное воспитание в семье, социально-экономическое положение, образование и так далее.
Он обнаружил, что самое серьезное влияние на религиозность оказывает религиозное воспитание: люди, которые выросли в религиозной атмосфере, скорее всего, сохранят свою веру в дальнейшем.
Тем не менее, число людей, получающих религиозное воспитание, упало с 1990 года. Нетрудно представить, что это неизбежно ведет к падению числа взрослых религиозных людей. Анализ, проведенный Дауни, показал, что это очень важный фактор. Тем не менее, этот фактор не является единственной причиной падения интереса к религии. Это далеко не так. Согласно полученным данным, это объясняет лишь около 25 процентов падения религиозности.
Ученый также показывает, что с падением связано высшее образование. И снова легко представить, что общение с большим числом людей в колледже может вызвать уменьшение религиозности.
С 1980-х годов количество людей, получающих высшее образование в колледжах, увеличилось с 17,4% до 27,2% в 2000-хгодах. Так что не удивительно, что это отразилось на падении числа религиозных людей сегодня. Но хотя эта связь между образованием и религиозностью статистически значима, она отражает всего лишь около 5% падения, так что на ситуацию должен был повлиять еще какой-то фактор.
И тут приходит Интернет. В 1980-х годах пользование Интернетом было близко к нулю, но в 2010 году 53% населения проводили два часа в неделю в сети, а 25%- более 7 часов в неделю.
Рост пользования Интернетом тесно связан со снижением религиозности. По расчетам Дауни, Интернет ответственен примерно за 25% падения религиозности.
Это поразительный результат. И это значит, что с 1990 года рост пользования Интернетом оказал мощное влияние на религиозность, в связи с падением числа людей, дающих религиозное воспитание детям.
На этом этапе стоит обсудить, какова природа этих умозаключений. Открытия Дауни представляют собой связи между явлениями, и любой специалист по статистике скажет, что эти связи не обязательно являются причинно-следственными. Если A связано с Б, то может быть несколько объяснений тому. А может быть причиной Б, Б может быть причиной А, или причиной А и Б может быть какой-то другой фактор.
Но это не значит, что нельзя делать выводы, исходя из таких связей. Это означает лишь то, что эти выводы следует тщательно проверять. «Связь между явлениями, действительно, может дать доказательства причинности, особенно если мы можем исключить альтернативные объяснения, или если у нас есть причины полагать, что другие причины менее вероятны», – говорит Дауни.
Например, легко представить, что религиозное воспитание является причиной религиозности в последующей жизни человека. При этом связь между явлениями не может работать наоборот. Религиозность во взрослом возрасте не может быть причиной предшествовавшего религиозного воспитания (хотя и может повлиять на взгляды человека относительно воспитания).
Также просто представить, как время, проведенное в Интернете, может повлиять на потерю интереса к религии. «Для людей, живущих в однородных сообществах, Интернет дает возможность поиска информации о людях, исповедующих другие религии (или не исповедующих религии вообще), а также дает возможность общаться с ними лично», – говорит Дауни. «И, напротив, гораздо сложнее (хотя и возможно) представить себе правдоподобные причины, почему падение религиозности может вызвать увеличение пользования Интернетом».
Конечно, есть и другая возможность: третий неопределенный фактор повлек за собой как увеличение пользования Интернетом, так и уменьшение интереса к религии. Но Дауни делает скидку на эту вероятность: «Мы проверили большинство наиболее вероятных кандидатов, включая доходы, образование, социально-экономическое положение и городское/сельское окружение», – говорит он.
Если этот третий фактор существует, то он должен обладать определенными чертами. Это должно быть нечто новое, что увеличилось в период с 1990-х по 2000-ые годы. Так же, как Интернет. «Сложно представить, что это может быть за фактор», – говорит Дауни.
Поэтому остается очень немного сомнений в том, что его заключения верны. «Пользование Интернетом привело к снижению религиозности населения», — утверждает он.
Но есть кое-что еще. Дауни обнаружил три фактора: снижение религиозного воспитания в семьях, увеличение количества людей, получающих высшее образование в колледжах, и увеличение пользования Интернетом. Эти три фактора вместе дают объяснение около 50% падения религиозности.
Но как быть с остальными 50%? Согласно данным, единственный фактор, который сочетается с этим числом, – это дата рождения. Люди, рожденные позже, религиозны с меньшей вероятностью. Но Дауни отмечает, что год рождения не может быть причиной. «Так что около половины изменений, которые мы наблюдаем, все еще не имеют объяснения», – говорит он.
Так что перед нами загадка. Похоже, что снижение религиозного воспитания в семьях и увеличение пользования Интернетом приводит к тому, что люди теряют веру. Но есть что-то еще в современной жизни, не отмеченное в полученных данных, что оказало еще большее влияние.
Ссылка на исследование Дауни: Религиозность, образование и пользование Интернетом
Перевод Алены Гаспарян
Читайте также:
Интернет отбирает веру? — опрос экспертов