3 октября в пресс-центре РИА Новости состоялась онлайн-конференция «Интернет-зависимость: опасность или просто дух времени».
Каковы критерии выявления Интернет-зависимости, есть ли средства её профилактики, можно ли провести грань между реальным и виртуальным общением, опасны ли социальные сети для подростков. На эти и другие вопросы ответила доктор психологических наук, заместитель заведующего кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Галина Солдатова.
6 признаков Интернет-зависимости
Число Интернет-зависимых в обществе, выявляемое при оценке разными методами, различается не в разы, а даже в десятки раз. Всё дело – в различных критериях оценки и в разном понимании самого явления Интернет-зависимости.
В одних работах применяется диагностика, аналогичная выявлению зависимости от психоактивных веществ, в других – общение с Интернетом рассматривают по аналогии с игроманией. На сегодняшний день природа Интернет-зависимости до конца ещё не изучена, поэтому говорить о том, что это – болезнь или психическое расстройство – рано.
В целом на сегодняшний день разработана модель выявления любой зависимости, в том числе и от Интернета, включающая 6 признаков.
Во-первых, предмет, вызывающий зависимость, становится для человека сверхценным, имеющим особую значимость.
Во-вторых, появляются колебания настроения, которое значительно улучшается, если есть возможность присутствовать в Интернете, например, во время путешествий.
В-третьих, появляется необходимость всё чаще обращаться к предмету зависимости.
В-четвёртых, у человека появляется «синдром отмены» — в то время, когда его лишили Интернета, он начинает испытывать своеобразную «ломку».
В-пятых, Интернет-зависимый человек начинает испытывать проблемы с адаптацией в обществе, в реальном общении его преследуют конфликты.
И, наконец, шестым признаком является рецидив. Человек не в состоянии отрегулировать то время, которое он проводит в Интернете, и даже после перерыва возвращается к виртуальной жизни с прежней интенсивностью.
При этом, разумеется, надо провести границу между зависимостью, когда человек проводит время в Интернете сам, и социальной ситуацией (например, необходимостью деловых контактов), которая заставляет его там находиться.
Виртуал или реал?
Современная ситуация такова, что провести чёткую границу между виртуальным и реальным общением порой не представляется возможным. Например, посредством Интернета мы можем решать вполне реальные проблемы.
С другой стороны, действительно имеется тенденция, когда, общаясь в Интернете, человек отрывается от реальности, «сползает в виртуал».
Проявления здесь могут быть различными. Например, демонстративное выкладывание в Сеть фотографий или иных материалов с целью собрать комменты или «лайки». Бывает, что такая деятельность создаёт у её автора иллюзию социальной активности, наполненности собственной жизни.
Появились даже такие термины как «Интернет-нарциссизм» или «фейсбук-депрессия». В последнем случае, просматривая фото в новостной ленте, человек начинает ощущать тоску от неполноценности и неяркости собственной жизни.
Дети в Интернете
На сегодняшний день Интернет-зависимости подвержены, по разным оценкам от 10 до 26% российских детей разных возрастов. В Европе эта цифра ниже и составляет 5-15%. Всё дело в том, что там давно действуют программы безопасного использования Интернета.
Разумеется, для профилактики Интернет-зависимости взрослые должны тщательно регулировать детский досуг и следить за тем, чтобы время, проводимое в Интернете, не увеличивалось за счёт спорта, различного рода кружков, делания домашней работы, хождения по музеям, и так далее.
В целом же выделяется 4 группы рисков, связанных с пребыванием детей в Интернете. Это – технические риски, связанные со всякого рода вирусами, вредоносными программами; контекстные риски; риски, связанные с потреблением, когда ребёнок начинает в Интернете что-то бесконтрольно покупать, и коммуникационные риски – например, груминг – сексуальное домогательство в социальных сетях.
При этом среди особых видов воздействия на ребёнка в социальных сетях следует выделить моменты, когда взрослые начинают общаться там с ребёнком, выдавая себя за его сверстников.
Возможно также давление на ребёнка, преследование его в социальных сетях — кибербуллинг; нередко такие случаи заканчиваются суицидами.
Кроме того, по статистике, российские дети очень бесстрашно и неразборчиво идут на встречи со своими «друзьями» из соцсетей. В Европе после соответствующей профилактики частота подобных случаев сократилась.
Взрослые проблемы
Если же говорить о взрослых, то, помимо информации и коммуникации, в Интернет их привлекает то, что он в последнее время всё активнее превращается в рыночную площадку.
В секторе потребления находятся и игры. Нужно с сожалением констатировать, что игромания приобретает в последнее время второе дыхание именно в силу того, что много игр развивается в Сети. При этом одним из проявлений игровой зависимости является агрессивность.
Отдельную тему составляют различные случаи Интернет-мошенничества, например фишинг, целью которого является получение персональных данных человека. К сожалению, большинство наших граждан понятия о нём не имеет и легко попадается в руки мошенников.
Просвещение в данной сфере необходимо и потому что сфера услуг, в том числе государственных, в последнее время активно смещается в Интернет. Поэтому разработано пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность», проводятся обучающие семинары со школьными учителями.
Цифровое поколение
В последние годы человек изменился под влиянием Интернета. Мы всё реже пользуемся компасом и бумажными картами, редко помним наизусть даже телефонные номера родных, потому что они записаны в память телефона.
Современное поколение детей, родившихся в эпоху, когда Интернет уже широко использовался иногда называют «цифровыми аборигенами», хотя полной картины влияния Интернета на их сознание у учёных пока нет.
Однако уже сейчас меняется механизм запоминания – нередко человек помнит не саму информацию, а место, где можно её найти. Под влиянием того цунами информации, которая выливается на ребёнка, концентрация внимания уменьшилась в 10 раз. Современные дети редко выдерживают 45 минут урока; много говорят о т.н. «клиповом мышлении».
С другой стороны, исследователи отмечают феномен «многозадачности», когда дети приобретают навык делать несколько дел одновременно. Оценивается этот феномен по-разному – кто-то говорит о «цифровом слабоумии», кто-то – напротив, о том, что в мозгу возникают новые нейронные связи.
В завершении пресс-конференции Галина Владимировна сказала: «Я склонна думать, что новое поколение будет лучше, умнее, и мы ни в коем случае не деградируем, а развиваемся. Если интернетом правильно воспользоваться, то это очень хороший инструмент нашего развития».