– Как донести до подростка, что интимные отношения до брака относятся к категории «нельзя»?
– Категория «нельзя» работает очень плохо. И без того многие взрослые и дети воспринимают христианство как религию запретов. А на подростков религия запретов действует довольно плохо: любые запреты они воспринимают как вызов, искушение, которое нужно отменить, преодолеть, нарушить. Если не понимать, для чего все это нужно, то выйдет все наоборот.
Поэтому я бы говорил не о запретах, а о воспитании ответственности. А оно в отношении подростков начинается, прежде всего, с уважения к себе, к своему полу, к своей природе.
Это уважение включает в себя уважение ко всем частям своего тела и своей физиологии, которая и есть выражение пола.
То есть речь не об абстрактном, а именно о мужском теле и женском, об уважении к нему как к «храму святого Духа» (1 Кор 6:19), как к творению Божьему. Это означает, что все физиологические сексуальные способности сотворил Господь.
С другой стороны – воспитание отношения к браку. Понимание, что брак – это многосложное состояние человека, в котором есть семейные и родовые аспекты, аспекты личностные, любовные, отношения дружбы и так далее. В том числе, есть сексуальная сторона, которая является непременной и очень важной частью брака.
Далее вновь возникает вопрос ответственности. В какой степени ответственен молодой человек, подросток за себя как за личность, за своё тело, за то, что в нём происходит, за своё влечение к другому полу?
Ответственность мужчины, кроме всего прочего, – это ответственность за свое семя. Поэтому, как только мальчик понимает, что семя его созрело, он отвечает за то, куда и как оно «будет посеяно», что с ним произойдёт.
Равно и девушки, которые созревают раньше, с самого начала возникновения у них месячных, могут нести ответственность за возможную беременность. Эта ответственность очень важна для понимания подростков, которые уже столкнулись со зрелостью своих сексуальных функций.
Если юноша и девушка вступают в сексуальные отношения, с ними происходят прекрасные и необратимые метаморфозы. Это событие огромной эмоциональной силы, такой, что оно затмевает всё остальное, меняет всё вокруг.
Меняет настолько, что люди не могут вернуться к тому, как они общались раньше. Это означает, что если не было уважительных дружеских отношений двух личностей, то значит, им трудно будет вновь учиться уважать и беречь друг друга: сексуальное общение затмевает все своим «сладким туманом». Оно начинает диктовать правила поведения мужчины и женщины. В нём возникают темы уединения, заботы о месте встречи, условиях встречи. Тут уже не до дружбы.
Часто ранние сексуальные отношения возможны при взаимном равнодушии друг другу. Молодые партнеры могут не знать друг друга, да и не стремиться к этому.
С психологической точки зрения, сексуальные отношения, по сути, являются естественной семьёй. Ведь ответственность в отношениях у обоих как у мужа и жены. Но раз молодые люди не принимают на себя эту роль, то они несут ответственность за это и за своё самоунижение.
Изменения личности после сексуальной близости глобальны и необратимы. Они касаются и семейно-родовых связей. Сексуальные отношения – это отношения, в которые втянуты две семейных системы, два рода.
Поэтому мужчина и женщина, вступая в такие отношения, втягивают в них две семьи, и фактически, по естеству, у них появляются тёщи и свекрови. Если они будут прятать от себя этот смысл своих отношений, то потом будут очень горько разочарованы: им придётся держать ответ за эти ошибки. А они не готовы к этому, отрицают его.
– Но если молодые люди уже собрались жениться, Церковь всё равно считает неправильным вступать в интимные отношения до того, как это случится. Почему нельзя, если, допустим, через неделю жених и невеста станут мужем и женой?
– С точки зрения священника, ответ здесь очевиден – речь, прежде всего, о нравственной ответственности. Ответственности перед законом и перед личностью каждого. Если мы – храм Святого Духа, то вступая в сексуальные отношения беззаконно, тем самым нарушаем собственную святость и святость другого.
С точки зрения психолога, это менее очевидно. Психологи предупреждают, какие необратимые изменения произойдут. Но если молодые люди всё-таки принимают на себя ответственность за такое решение, то психолог здесь не видит ущерба. Если они хотят пожениться, то они поженятся, в конце концов. Но добрачные сексуальные контакты все же будут им мешать, в том числе, налаживать семейные связи, отношения с родственниками.
– Что значит «нарушение закона»?
– Семейные отношения – это отношения, прежде всего, двух личностей, двух представителей своих семей. Муж, вступая в брак, представляет своих родителей, бабушек-дедушек и так далее. И он несёт продолжение своего рода женщине, представительнице другого рода. Когда он вступает в брак, он открыто, как представитель рода, как личность рода, вступает в близкие отношения с другой личностью. Так совершается слияние двух, доселе чуждых друг другу семейных систем.
Но если двое встречаются вне закона, вне брака, они как бы снимают с себя ответственность за свои семьи. Они встречаются как два ребёнка. Тут происходит что-то наподобие наивного воровства. Можно встретить со стороны таких подростков удивительные ответы, когда в семьях случается ранняя беременность детей: «но мы же не знали, что это произойдет». Инфантильность? Да, но преднамеренная.
Нарушение закона – это раздвоение личности. Я хочу вступить в брак с этой женщиной, но пока не вступаю в брак, пока я буду просто тело…
– Нередко говорится, что у тех, кто вступал в интимные отношения до брака, в семейной жизни всё будет плохо. И, соответственно, наоборот. Но в жизни можно встретить примеры, когда распадались и браки, в которые вступали девственники, а также, когда браки «не удержавшихся» оказывались счастливыми. Как быть, как донести до подростка, что, несмотря на всё, не следует этого делать?
– На самом деле, когда сексуальная близость наступает до брака, то потом труднее строить отношения в браке. Брак – сложная работа, сложные правила, голова идёт кругом, нужно разобраться: что есть семья, нужды и потребности, а добрачные интимные отношения мешают правильно разобраться друг в друге.
Но всё это доносить до девушки и юноши уже поздно, объяснять нужно ещё в школе, детям. Воспитывать, прежде всего, в понимании ценности семейно-родовых отношений, ценности того творения, которое называется человечество, человеческое тело и человеческая душа. А когда молодые люди уже доходят до возраста возможности сексуальных отношений, тут уже трудно что-то объяснять: время ушло.
– Трудно говорить обо всём этом, когда, например, даже в хороших добрых фильмах про семейные ценности добрачные отношения – норма.
– Да, сложно. Но религиозные ценности всегда очень сложно транслировать, учить им. Единственная и самая действенная возможность, чтобы маленький человек, а потом подросток понял всё правильно – это семья. Если в семье этих ценностей нет, то потом молодым людям эти ценности передать очень трудно.
– Вот это воспитываемое с детства уважение к себе, к своей душе и к своему телу, может стать гарантией, что, повзрослев, ребёнок справится с молодёжно-подростковым страхом быть не как все?
– Про гарантии говорить неуместно, у нас нет никаких гарантий. В молодёжной среде это было всегда, – страх оказаться не таким, как все. На этой почве случается масса подростковых трагедий – наркотики, ранний секс… Но всё-таки молодой человек или девушка, которые учились уважать себя и уважают, как правило, не поддаются на такие искушения.