В Свято-Николаевском кафедральном соборе Вашингтона состоялась интронизация нового предстоятеля Православной Церкви в Америке (ПЦА). Впрочем, непосредственно Чин интронизации представлял собой вручение жезла и молебен по окончании литургии 27 января.
Все остальные регалии: сан митрополита, белый клобук, голубую мантию и титул «Блаженнейшего» архиепископ Вашингтонский, митрополит всея Америки и Канады Тихон получил сразу же после своего избрания — 13 ноября прошлого года во время 17-го Всеамериканского Собора в городе Парма, штат Огайо. По результатам голосования имевших право голоса участников Собора наибольшее число голосов на вакантное — после отставки митрополита Ионы — место предстоятеля набрали два кандидата: архиепископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский Тихон (317) и епископ Нью-Йоркский и Нью-Джерсийский Михаил (355). Последнее слово оставалось за членами Синода Американской Церкви, и оно прозвучало в пользу архиепископа Тихона.
Так что официальная церемония интронизации прозвучала финальным аккордом, и выступления иерархов, хочется надеяться, расставили акценты на дальнейшем направлении развития Православной Церкви в Америке, ее внутренней и внешней политики. Зато сама атмосфера и антураж (в достойном церемонии смысле слова) заслуживают того, чтобы рассказать обо всем достаточно подробно.
Местом интронизации по традиции стал кафедральный собор Американской Православной Церкви, постороенный в стиле XIV – XV веков известным русским архитектором Анатолием Нератовым. Интерьер его хоть и невелик, но впечатляет собор и устремленностью ввысь, и росписью русских иконописцев. Расположен главный храм ПЦА на Массачусетс авеню, так называемом «посольском» проспекте, где находятся дипломатические миссии иностранных государств, в том числе и Российской Федерации. В непосредственной близости от храма — внушительных размеров столичный греческий Софийский собор и второй по величине в стране епископальный соборный комплекс св. Петра и Павла.
Согласно расписанию, архиереев, участвоваших в литургии, ждали в соборе к восьми утра. К тому же времени здесь уже собралась «старая гвардия» нынешних и бывших сотрудников канцелярии в Сойосете. Пока храм не заполнился народом и приглашенным духовенством разных юрисдикций и вероисповеданий, можно было задержать взгляд и поклониться потрясающему по числу и истории святынь, принесенных в собор нынешним его администратором и куратором митрополичьего музея Церкви в Америке протоиереем Иоанном Перичем.
Расскажу лишь о некоторых. На аналое место занимала мироточивая икона праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы, написанная в Вознесенском женском монастыре на Елеоне и начавшая мироточить в 2004 году. Стеклянная витрина с мантией святого патриарха Тихона, которая была на святителе в день Патриаршей интронизации 18 ноября 1917 года в Успенском соборе Московского кремля, панагией и иконой с мощами святого располагалась рядом с вышитым бисером образом Пресвятой Богородицы — семейной иконой Белавиных, доставшейся музею ПЦА в Свято-Тихоновской семинарии в Южном Канаане (Пенсильвания) от двоюродного брата Патриарха — отца Николая Белавина, оставшегося в Америке после возвращения святителя Тихона в Россию. Среди святынь были воздух с Чаши святителя Тихона и епитрахиль преподобного Серафима Саровского, большая частица мощей святителя Иннокентия Иркутского, прибывшего для просвещения жителей Аляски, часть Тернового венца Спасителя, многочисленные мощи древних святых и новомучеников Российских.
Литургию Предстоятель Американской Православной Церкви служил в облачении святителя Тихона. Во время богослужения использовался один из двух антиминсов, датированных 1793-м годом, прибывших в Америку вместе с первыми валаамскими монахами, проделав путь длиною в… год.
Украшением литургии стало пение хора из соборных и приглашенных клирошан под управлением профессора Давида Дриллока. Наряду с английским и церковнославянским языками, на которых звучали песнопения, духовенство делало возгласы также и на французском, отдавая дань происхождению своего Предстоятеля.
Среди приглашенных присутствовали родители митрополита — Франсуа и Элизабет Моллар. Напомню, что Предстоятелю Американской Церкви 46 лет, в детстве Марк Моллар жил в США и Франции, в 1989 году принял православие и в том же году поступил в Свято-Тихоновскую семинарию ПЦА, одну из наиболее приближенных, по мнению и самих американцев, к российской православной традиции. В 1990 году Марк стал послушником обители, в которой расположена семинария, там же спустя пять лет был пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского.
Новому Предстоятелю сослужили пятнадцать архиереев, включая представителей братских юрисдикций: управляющего Патриаршими приходами в США архиепископа Наро-Фоминского Юстиниана, митрополита Сухумского и Лазетского Димитрия (Грузинская Православная Церковь), епископа Бруклинского Николая (Антиохийская архиепископия в США). Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона представлял епископ Мейфильдский Георгий.
Приветствуя нового Предстоятеля от имени святейшего Патриарха Кирилла архиепископ Юстиниан отметил, что сорок лет назад Русская Православная Церковь, как церковь-мать, даровала Американской Церкви право самостоятельного управления, и все эти годы продолжает с большой деликатностью, вниманием и заботой относиться к ней. И ныне, признавая автокефалию Церкви в Америке, более, чем другие церкви, волнуется и переживает о ее судьбе, как мать заботится о судьбе своей, пусть уже «взрослой дочери».
Уже в ближайшее время члены Синода Американской Церкви на своем заседание затронут ряд деликатных вопросов внутри ПЦА. Можно предположить, что среди них будет и нынешнее положение митрополита Ионы, третьего из ныне здравствующих американских предстоятелей на покое. В день интронизации своего преемника митрополит Иона, который, кстати, живет буквально рядом со Свято-Николаевским собором в Вашингтоне, иерейском чином служил ранюю литургию в Иоанно-Предтеченском соборе Русской Зарубежной Церкви.
«Явление беспрецедентное для любой Церкви, — считает настоятель Иоанно-Предтеченского собора протоиерей Виктор Потапов. — Люди устали от нестроений внутри Американской Церкви. Рядовые прихожане смущены. Николаевская церковь пострадала в результате ухода митрополита Ионы. Многие прихожане ушли в другие приходы, часть примкнула к нам. Хочется надеяться, что митрополит Тихон привнесет успокоение в жизнь Американской Церкви».
За десятилетия автокефалии в среде американского духовенства и православных верующих оформились коалиции как консерваторов, так и либералов. Нельзя сбрасывать со счетов и такой характерный для США фактор, как переход (и приход) духовенства и прихожан — со своими сложившимися традициями и взглядами — из одной юрисдикции в другую. Неслучайно можно услышать, как ПЦА сравнивают со «слоеным пирогом». Главное сейчас — не дать Американской Церкви «расслоиться» окончательно.
Эту мысль подчеркнул в своем обращении к предстоятелю ПЦА владыка Юстиниан «Вы промыслительно носите имя святителя Тихона, Патриарха Московского. Сей святитель, приняв правление Русской Церковью в трудные годы, с любовью, великим терпением охранял ее от расколов, от разделений», и выразил уверенность, что митрополит Тихон, как человек мудрый, образованный и глубоко смиренный, сумеет устроить течение Американской Церкви, ибо «если есть где-либо нестроения, там любовь, как миро оздоровления, обязательно приносит здравие, возрастание и укрепление».
В ответном слове митрополит Тихон сделал акцент на стремлении Американской Церкви сохранять с Русской Церковью-матерью «те особые отношения, которые поддерживаются между нами многие годы». А по окончании литургии в интервью корреспонденту портала «Правмир» Его Блаженство так сформулировал свое первоочередную цель: «Главное для меня сейчас – молитва, поиск путей к установлению мира внутри Американской Православной Церкви и единства с православными других юрисдикций в стране».
Среди качеств митрополита Тихона отмечают рассудительность, образованность и, в то же время, мягкость и молитвенный настрой. Сам он особых заслуг за собой «не знает», но в отличие от своего предшественника и не заявляет, что не годится для возложенного на его плечи первоиераршего креста. Говорит лишь, что «на любом месте всегда работает со смирением и самоотдачей». Потому хочется верить, что наконец-то сбудется мечта рядового православного американца: выбрать митрополита и о выборах — забыть. По крайней мере, на ближайшие… несколько десятков лет.
Текст и фото: Татьяна Весёлкина, Вашингтон