Президент России Владимир Путин поручил правительству вернуть сочинение в состав выпускного школьного экзамена по русскому языку и литературе. Поручение президента должно быть выполнено не позднее 1 марта 2014 года, так что школьное сочинение по русскому и литературе на выпускных экзаменах может появиться уже в этом учебном году.
Комментирует писатель, журналист, учитель литературы Ирина Лукьянова.
— С одной стороны, сочинение — прекрасный способ проверить, как выпускник владеет русским языком, как усвоил школьную программу, как он мыслит. Другой вопрос — что это будет за сочинение. Все мы помним выпускные сочинения, которые списывали с предисловий и книжек «Сто золотых сочинений». Выпускное сочинение как я его помню — совершенно мертворожденный жанр с огромным количеством формальных требований — больше, чем к какой-нибудь классицистской эпиталаме или эклоге. Собственно, даже маленькое сочинение в части С Единого госэкзамена по русскому языку тоже быстро обросло таким количеством формальных требований, что школьников приходится очень долго учить, как их выполнять.
Дьявол, как всегда, кроется в деталях. Ну хорошо, введем сочинение. Кто будет выбирать темы и определять критерии оценки? Боюсь, как только мы начнем административными мерами внедрять сочинение, получатся опять все те же благоглупости, от которых однажды уже отказались. Если вводить сочинение — то к разработке этого экзамена надо привлекать умных и грамотных специалистов, а не передоверять все методистам, которые все формализуют до невозможности.
Сейчас, например, выпускнику могут на ЕГЭ по русскому языку снизить баллы в части С за то, что он написал просто «Фонвизин», а не «Д. И. Фонвизин», поскольку кто-то придумал, что литературоведение требует обязательно указывать инициалы, а если они не указаны, это фактическая ошибка. При таком подходе с сочинением справится только специалист, который точно знает критерии оценки; нанять такого специалиста и продумать, как скопировать его работу на выпускном экзамене — дело техники.
Кроме того, сейчас в школах есть базовые группы и группы с углубленным изучением гуманитарных дисциплин; сочинение не может быть одинаковым и для тех, и для других. Что мы проверяем? Владение русским языком? Умение размышлять и рассуждать? Знание текста? Литературоведческие познания?
Сейчас в некоторых школах есть очень интересный опыт «свободных экзаменов», в том числе сочинений, но все это требует обсуждения прежде всего в профессиональном сообществе.
Вообще мне очень не нравится, что вопросы, которые должно решать именно профессиональное сообщество, за него то Госдума решает, то президент — будь то хоть переход на зимнее время, хоть возвращение выпускного сочинения. Но это же не политические решения, а профессиональные. У нас как-то давно все забыли, что в стране есть профессионалы, которых надо спрашивать прежде, чем махать шашкой.
Коней на переправе не меняют. Дети в последние два года много готовятся к экзамену по русскому языку, и полностью изменить его форму или вбросить принципиально новый экзамен за два месяца перед выпуском — нечестно и некрасиво по отношению к детям. Перестроиться на ходу — очень трудно. Нельзя так подставлять выпускников. Если уж вводить какие-то новшества, то со следующего года, заранее объявив правила игры, а нынешним выпускникам дать возможность сдать те экзамены, к которым они готовились.
Записал Максим Злотников