Открыл секцию протоиерей Олег Митров, член Синодальной комиссии по канонизации святых.
Во вступительном слове «Значение духовного подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской в сохранении цивилизационных основ русской государственности» он отметил, что хотя святость как феномен русской культуры имеет тысячелетнюю историю, именно в начале XX века было прославлено святых больше, чем за 1000 лет христианства на Руси. Однако сегодня, одновременно с признанием подвига новомучеников, Церковь столкнулась с проблемой не только недостаточного знания со стороны верующих о жизни новомучеников, но и недостаточного почитания вновь прославленных святых:
– Сегодня в нашем календаре более 1700 имен новомучеников, при этом люди знают об их жизни очень мало и практически не почитают их. Это большая духовная проблема.
По слову Симеона Нового Богослова, не желающий с любовью через смиренномудрие достичь единения с последними из святых, никогда не соединится с прежними и предшествующими святыми.
Новомученики жили в эпоху, когда современное общество практически сформировалось, поэтому их опыт гораздо ближе нашей жизни, чем опыт древних святых.
Протоиерей Олег выразил надежду, что секция, проводимая в рамках Рождественских чтений, поможет приблизить современных православных христиан к пониманию подвига новомучеников и способствовать единению с ними.
Монахиня Иустина (Трофимова), секретарь историко-архивной комиссии по изучению материалов о репрессированных священно-(церковно-) служителях Курской епархии, архивариус Курского Свято-Троицкого женского монастыря, рассказала, что историко-архивная комиссия Курской епархии ведет работу по созданию новостных сюжетов, тематических передач и научно-документальных фильмов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников:
– Научный критерий поддерживается во всем процессе создания фильмов от подготовительного этапа до съемок. В практике комиссии сложилось два способа создания фильмов: во-первых, соединяется воедино наработанный материал, включающий интервью, статьи, материалы конференций, сбор научной информации в библиотеках и архивах, а во-вторых, проводится экспедиция по местам жизни, ссылки и кончины новомученика.
Так к наработанному материалу добавляются новые исторические данные, полученные в ходе поездки, и пишется окончательный сценарий.
Монахиня Иустина представила слушателям фрагмент научного фильма «Соловецкая Голгофа», посвященного ссыльному периоду курских архипастырей – священномучеников Дамиана (Воскресенского), Онуфрия (Гагалюка), Иоасафа (Жевахова). Историко-архивная комиссия Курской митрополии побывала в городах и селах, где служили священномученики, а также совершила экспедицию по Карелии, пройдя весь путь узников Соловецкого этапа: Медвежьегорск, Беломорканал, Соловецкие острова, Сандармох, Валаам.
Настоятель храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа выступил с докладом «Цветы из Бутова к раке Преподобного Сергия Радонежского»:
– 11 апреля 1919 года в Свято-Троице-Сергиевой Лавре было совершено вскрытие мощей Игумена земли Русской, преподобного Сергия. Это кощунственное действие болью отозвалось в сердцах верующих русских людей и вызвало многочисленные протесты.
Свидетель и участник этих событий священник Павел Флоренский, оценивая значения этого события, говорил, что «это своего рода новый подвиг для Сергия, который, таким образом, становится после своей смерти еще и мучеником».
Посетивший Троице-Сергиевую Лавру через два месяца после этого события святитель Тихон, Патриарх Всероссийский, обратился к братии Лавры со следующими словами: «Не смущайтесь – перед вами ваш игумен. Подражайте его мужеству». Слова эти стали для духовных овец Преподобного благословением на мученичество.
Многие насельники Лавры, во главе с наместником, преподобномучеником Кронидом (Любимовым), преподаватели и учащиеся духовных школ, расположенных в Лавре, священнослужители и миряне Сергиевого Посада и его окрестностей свидетельствовали о вере во Христа страданиями, нередко даже до смерти.
Вняв слову Патриарха Тихона «подражать мужеству» преподобного Сергия, на Бутовском полигоне приняли мученическую кончину 24 святых Радонежской земли во главе с наместником Лавры архимандритом Кронидом.
Протоиерей Кирилл кратко рассказал об жизни и подвиге этих новомучеников, «связанных духовными узами с преподобным Сергием Радонежским».
Затем последовало выступление иерея Владислава Реутова, кандидата исторических наук, клирика Свято-Троицкого храма г. Курска, представившего доклад «Архивные уголовные дела на священнослужителей и мирян как источник изучения региональной истории», написанный в соавторстве с Валерием Карнасевичем, кандидатом исторических наук, помощником проректора Курского Государственного Университета.
Доклад посвящен деятельности и мученическому подвигу архиепископа Дамиана (Воскресенского), на основе архивных уголовных дел была прослежена история обвинений и арестов священномученика Дамиана, вплоть до его мученической кончины:
– С приходом к власти большевиков непоправимый урон был нанесен всему жизненному укладу христиан. Летом 1932 года по 57-ми районам центральной черноземной области прошли массовые антиколхозные выступления под лозунгами: «Отдайте землю и волю, и крестьянскую власть», «Советская власть нас ограбила, нам нужна власть без колхозов», «Долой колхозы, долой Советскую власть – власть бандитов, давайте царя».
По данным ОГПУ, в них участвовало до 63 тысяч человек. По мнению следствия, эти выступления были подготовлены организацией «Ревнители церкви», якобы созданной архиепископом Дамианом (Воскресенским), который был арестован.
Однако 1934 год еще не наступил и, вынесенные нескольким десяткам человек «расстрельные» приговоры, были заменены «десятью годами концлагеря». Архиепископ Дамиан был расстрелян 3 ноября 1937 года.
Ирина Бабич, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, доктор исторических наук представила слушателям доклад-презентацию, посвященную жизни иеромонаха Варсонофия Бессонова в 1920-30-е годы – «Из истории Вознесенской Давидовой пустыни».
Начальник отдела информационно-поисковых систем Государственного архива Российской Федерации Ольга Копылова зачитала доклад «Документы иерархов Церкви Русской в составе фондов Государственного архива Российской Федерации», посвятив основную часть своего выступления митрополиту Григорию (Чукову), сведения о жизни и аресте которого она обнаружила в фонде Совета по делам религии. Она также призвала всех, кто трудится над исследованием материалов по новомученикам внимательнее изучать фонды государственных учреждений, так как в них можно обнаружить документы и личные архивы иерархов Русской Православной Церкви.
Ирина Канурская, сотрудник «Регионального Фонда Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви» выступила с докладом на тему «Роль одежды в возрождении традиционных основ русской жизни (по трудам духовных мыслителей и ученых)». В качестве презентации Ирина Канурская показала фотографии русской народной одежды:
– С 30-х по 80-е годы советская власть запрещала носить женскую народную одежду и это не случайность. Искажения на иностранный лад всех внешних форм быта: одежды, устройства домов, домашней утвари, образа жизни, кажутся для многих совершенно несущественными и безразличными, но при тесной связи внутреннего с внешним, едва ли это может быть так. Роль одежды отражает и прямо влияет на формирование личных качеств человека.
Завершила работу секции Зинаида Иноземцева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Всероссийского научно-исследовательского института документоведения и архивного дела, заместитель главного редактора журнала «Вестник архивиста», Заслуженный работник Российской Федерации.
В докладе «Агиография новомучеников и исповедников Церкви Русской. Проблемы и решения» она отметила важность агиографического подхода к работе с документами о новомучениках:
– Именно агиографические исследования архивных документов – неотъемлемая часть работы по подготовке материалов для включения имени священнослужителя или мирянина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, составления их житий.
От того, какой алгоритм отношений с прошлым мы выберем сегодня зависит наша история. Именно в сфере изучения житийного пространства идет битва за рассмотрение житий как жанра древнерусской литературы. Но мифологизация истории – не наш путь.