После убийственной рецензии египтолога В. Солкина, ироничного отзыва «Кинокадра» и резко отрицательных высказываний друзей желание идти в кинотеатр на очередное творение Ридли Скотта у меня пропало: «манибэк» ведь не будет.
К счастью, Сеть даёт возможность «тест-драйва», имеющий уши да слышит. Итак, я пообещал Ридли, что если фильм окажется хорош, то куплю DVD и сел смотреть «Исход: цари и боги».
Где‑то к середине просмотра в голове возник напев из некогда популярной песенки: зачем всё это, зачем? (с)
Зачем Аарон Пол из великолепного сериала «Во все тяжкие»? Зачем похожий на одуревшего от власти российского силовика и, одновременно, персонажа «Голубого огонька» на Первом мясистый фараон?
Можно было средствами кино изобразить смуглых, невысоких и вечно улыбающихся египтян, давно ушедшую от нас загадочную и великую нацию? Можно было интересно интерпретировать конфликт между пришлыми пастухами‑евреями и утончёнными аборигенами? Например, как спор: кто достойнее быть избранным племенем?
Нет. Упорство египтян определяется экономической целесообразностью, волхвы, успешно противостоящие Моше вплоть до шестой казни, оказываются научными консультантами, а верховная жрица похожа на того батюшку, который «молился, молился и на бок свалился».
Египет Ридли Скотта человечен, слишком человечен и тем не интересен. Ок, мы не ставим острые вопросы, мы не интригуем, не добавляем запаха серы в воздух, не обращаем ироничный взор на тех, кого Яхве уже после Исхода изнурял сорок лет в пустынях, – мы просто следуем Библии.
Но зачем тогда этот Сущий Мальчик? Что за нелепость, ересь, а с точки зрения иудаизма и кощунство эпифанического символизма Ридли Скотта? Яхве – капризный, жестокий и непредсказуемый ребёнок, который играет в творение как в кубики?
Наш интригующий вопрос: кто лучше справился бы с задачей быть избранным племенем? – в сравнении с Сущим Мальчиком кажется уже вполне невинным.
Есть и еще кое-что, не позволяющее ставить фильм Ридли Скотта на полку традиционных библейских экранизаций. В книге Исхода Яхве противостоит могущественным богам, духам Египта и побеждает их. В фильме в Египте нет никаких богов, но есть мясистые человеки с накрашенными глазами, которые считают рабский труд экономически целесообразным, а все напасти пытаются объяснить с научной точки зрения.
Так, по мнению режиссёра, библейские события обретают актуальность – аллюзия к современной бездуховной цивилизации очевидна.
Но древний Египет не был бездуховен! Как раз наоборот: он был буквально исполнен и действующей магией, и богами, и храмами. Какая доблесть Богу сражаться с людьми и побеждать смертных?
Гора в 140 миллионов долларов бюджета родила мышь. И скучно, и грустно. Кстати, спецэффекты не спасают – в любой части «Хоббита» (при схожих бюджетах) их больше на порядок, и выглядят они как-то масштабнее.
Одним словом, Ридли, я не куплю DVD, извини.
Игумен Спиридон (Баландин), Саранск