Читайте также: Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно
О том, как правильно провести пост, порталу «Правмир» протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Акулове.
Отец Валериан, чем определяется степень строгости поста?
Существует три общеизвестных степени поста. Самый легкий постный день – когда не разрешаются мясные и молочные продукты животного происхождения, а допускается рыба, морепродукты, растительная пища и растительное масло. Вторая ступень, более строгая – когда рыба не разрешается, но можно есть растительную пищу с растительным маслом. Еще более строгая, третья ступень – растительная пища без растительного масла. Кроме того, есть, особенно Великим постом, дни, когда пища вообще не вкушается.
Посты в календаре расположены по строгости крест накрест. Великий пост и Успенский пост – Рождественский пост и Петров пост.
Строгие посты – Великий, предпасхальный пост и Успенский – перед Успением Пресвятой Богородицы. Великий пост венчает Страстная седмица, когда мы вспоминаем Крестные страдания Спасителя. Конечно, потом мы торжествуем Воскресение Христово, Пасху, но все-таки ее предваряют эти скорбные дни. Успение – тоже печальное расставание с Матерью Божией. Хоть и говорится «во успении мира не оставила еси, Борогорице», но все-таки видимым образом Матерь Божия от нас ушла на небо. Поэтому печальные события, естественно, предваряются более строгим постом. В Великую Пятницу на Страстной седмице не полагается даже вкушать пищу.
Строгость поста обычно распределяется на неделе так: из всех дней особо выделяются пятница и среда, а к ним, если идет пост, присоединяется понедельник, потому что это день посвящен Бесплотным Небесным силам. В понедельник, среду и пятницу в посту мы вкушаем растительную пищу без растительного масла, а в остальные дни – с маслом. В субботу же и воскресение малых постов – Рождественского поста и Петрова поста – разрешается рыба. В праздники пост послабляется на одну ступеньку – к растительной пище добавляется масло, а если уже разрешено было масло, дозволяется рыба. Великие, Двунадесятые праздники (например, Преображение Господне в Успенском посту и Благовещение в Великом посту, если только оно не выпадает на Страстную седмицу) позволяют нам перескочить через одну ступеньку – от полной строгости к рыбе.
Так что все очень просто. В Великий и Успенский посты на неделе у нас пять дней без растительного масла, суббота и воскресенье – с растительным маслом. В Рождественский и Петров – три дня без масла, вторник и четверг – с маслом, а суббота и воскресение – с рыбой.
Но знаете, когда человек постится, то он ко всему привыкает. Это не сложно. Это просто привычка. Иногда начинают спрашивать и критиковать: «Ну не все ли равно, что есть?» Вот именно потому они и выступают против поста, что им «не все равно».
Пост есть самая простая тренировка в сдерживании себя, и уже этим он особенно полезен детям. Они ведь как увидят лакомый кусок – сразу же норовят схватить и в рот. Ан нет, нельзя. Пост для детей имеет большое воспитательное значение. Я сам вырос в православной семье, да и по своим детям знаю важность этого сдерживающего начала.
Говорят: «Пост придумала Церковь». Все эти идеи – просто от безграмотности. Первая заповедь, данная человеку в раю – это заповедь поста. Но пост для первых людей был установлен такой легкий! Все ешь, только от одного дерева, (даже не от одной породы деревьев, а от одного конкретного дерева!) не вкушай. Практически это был пост. А что такое пост? Послушание.
Почему родители запрещают ребенку есть всегда, когда ему хочется? Во-первых, аппетит испортится, а, во-вторых, если тебе захотелось что-то, и ты сразу это схватил, значит ты пошел на поводу своих сиюминутных желаний. А так нельзя жить. Мало ли что захотелось? Так люди начинают воровать, да все грехи начинаются с этого «захотелось».
Иногда, кстати, «нельзя» распространяется не на все: сейчас нельзя, а потом будет можно. Дождись обеда, и получишь свое.
Современный горожанин, привыкший к ресторанам и полуфабрикатам, может сказать, что ему сложнее поститься, потому что бегать по магазинам в поисках постной еды ему некогда, да и сложно сейчас найти хорошую, здоровую пищу.
Да нет, это отговорка. Дело в привычке. Можно приспособиться, если поставить себе такую задачу. Другое дело, что бывает, приходится что-то съедать, потому что так складываются обстоятельства. Ну что же. Проглотил, значит проглотил. Мы же и плохих слов не должны говорить, а все равно говорим. Попроси у Бога прощения. Нужно к этим вещам относиться проще.
Иногда, почитав святых отцов, люди в гостях перестают отказываться от скоромной еды, чтобы «не обидеть хозяев», «из смирения», потому что помнят, что «один старец» в гостях у другого съел что-то непозволительное, чтобы не смущать своего хозяина.
Когда я еще только начинал служить, и меня приглашали в гости, я в таких случаях совершенно спокойно говорил, что не ем этого, потому что пощусь.
Значит, можно всем сказать об этом?
Не только можно, но и нужно. Потому что люди могут просто об этом не знать. Другое дело, когда человек начинает сам себе говорить: «Ну не все ли равно?..» Так если тебе все равно – так ешь постное.
Один современный греческий подвижник говорит так: «Ты старайся поступать, как подобает, и не твоя забота, кто будет этим соблазняться». Говоришь, что борешься с тщеславием, а сам уплетаешь за обе щеки. Ну, хорошо, дали тебе кусок мяса, съел ты его, так хоть второй не бери. А то оправдываются: «Ну, все равно уже оскоромился».
Да, я в свое время, когда был студентом, как и другие, ничего не готовил и питался в столовой. Ну а там, понятное дело, свое меню. Я брал один гарнир, и если уж попадалась какая-то капля масла, то уже не обращал на нее внимания.
Главное – стремление к этому, желание, а уж как ты справишься – Господь решит. Конечно, другое дело, если ты болеешь… хотя, сами понимаете, болезни очень часто служат нам еще одним оправданием.
Кроме воздержания в пище в посту полагается еще и усиленная молитва. Что делать, если времени читать Псалтырь и акафисты не находится?
Вообще есть одно замечательное правило, о котором почти никто не знает – это правило Иисусовой молитвы. У меня даже была идея раздавать листочек с этим правилом водителям, чтобы в пробках они не ругались, а читали бы Иисусову молитву. 300 молитв, скажем, это Вечерня, 500 – Утреня, 100 молитв – акафист…
Молитва, настоящая молитва – это благодатное состояние. По крайней мере, она утишает чувства. Да и помогает. Начнешь молиться – и ситуация меняется.
Недавно мне рассказали такой случай. Сотрудник ГИБДД остановил в городе машину, проверил документы, всё в порядке, можно ехать. Вдруг машина не заводится. Никто ничего понять не может, внешне неисправностей нет, а надо срочно уезжать – дело происходит возле какого-то административного здания, где даже останавливаться нельзя. Ну что делать? Начали читать акафист Архангелу Михаилу. Вскоре подъезжает эвакуатор с надписью «Ангел». Водителя же эвакуатора звали Михаил. Так он их и выручил. Так что молитва помогает прямо конкретно, не говоря уже о том, что духовно утешает и укрепляет.
В обычное время в Церкви за неделю прочитывается вся Псалтирь. Великим постом за это же время Псалтирь прочитывается два раза, таким образом, молитва усиливается.
Великим же постом читается молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».
Нам же заповедано: «Непрестанно молитесь» (1 Фесс., 5,17). Поэтому нужно не только в посту молиться, а всегда. Но в посту, когда усиленнее молишься, начинаешь чувствовать изменение состояния души. Пост утишает чувства. Это особенно заметно Великим постом. По всему строю молитвы и богослужения это особенно ярко видно, потому и действует этот пост более последовательно и сильно.
Люди часто говорят: «Начался пост, жди искушений». Начинаются ссоры с близкими и т.д.
Да, бывает. Это довольно закономерно. В начале, в середине или в конце поста случаются какие-нибудь искушения. Только что их ждать? Ну, придут и придут. А может и не придут.
Обычные искушения – это замена подвига, который должен усиливаться постом. Если ты принимаешь на себя подвиг поста, то и идешь этим путем, а если нет – тебе даются искушения.
Дело всё в том, что когда человек предает себя воле Божией, он это и воспринимает как естественный элемент поста. Он готов. Но тут есть такой момент. Враг старается застать человека врасплох. Поэтому не нужно особенно расслабляться и быть беспечным.
…и ждать от других мира и смирения.
Кто-то мудрый сказал: «Нам не завещано требовать от других любви, а завещано любить самим».
Одним из искушений поста традиционно являются споры о праздновании или не праздновании гражданских праздников в пост.
С гражданскими праздниками, конечно, интересная история. Есть ведь церковный календарь, а есть земной, гражданский, праздники которого зачастую очень странным образом как бы противостоят церковным. Новый год празднуют под мученика Вонифатия. Восьмое марта обычно выпадает или накануне, или в сам день обретения главы Иоанна Предтечи, который был казнен по прихоти распутной женщины, угодившей своим танцем царю. Назвать этот праздник женским днем – насмешка над женщинами, потому что это был день проституток. Сделать его женским днем – плевок в сторону женщин, да и справляют его часто Великим постом…
Батюшка, как вы посоветуете правильно провести пост?
В пост нужно постараться приблизится к тому, что полагается по уставу. Не получилось сейчас – попробуй на следующий день. Нужно что-то делать в этом направлении.
Постящегося человека при разговении ждет двойная радость: духовная и телесная. Даже чередование этих ступеней: без масла – с маслом – с рыбой – это такая радость. Даже взрослые радуются. Когда человек начинает поститься, его жизнь становится разнообразнее. Так-то наша жизнь – серая, вот почему, в поисках какой-то остроты иные ударяются в наркоманию и другие крайности.
Еще. Почему люди часто надрываются? Потому что они сразу бросаются в крайности, и начинает у них голова кружиться и т.д. Нельзя так. Начинай постепенно, ищи подходящий для себя вариант. Нужно не спеша проходить поприще поста.
Когда будущий авва Досифей пришел к авве Дорофею, и сказал, что хочет быть монахом, тот ему возразил: «Ты же не сможешь». Досифей заспорил: «Смогу». Помолились они, пошли на трапезу. Только сели, уже пора выходит. Досифей спрашивает:
– А есть-то будем?
– Так ведь уже поели.
– Как поели?! Это же только закуска была!
– Я же тебе говорил, не сможешь. Ну ладно, ешь, но не объедайся. Раздели свою привычную порцию на восемь частей, семь съедай, а восьмую оставляй.
Через какое-то время, когда Досифей привык насыщаться 7/8 обычной порции, авва Дорофей сказал ему убрать еще 1/8. Так, со временем, он довел его порцию еды до 1/8. В этой истории даже не сказано, за какое время им удалось этого достичь. Поэтому в посте очень важна постепенность.
Читайте также: Протоиерей Николай Балашов: Попытки неподготовленных мирян поститься со всей монашеской строгостью могут закончиться плачевно