Чат-бот вместо репетитора
— Твоя платформа для подготовки к ЕГЭ откроется уже 1 декабря. В чем у школьников проблема с подготовкой сейчас и что предлагаешь ты?
— Школьники по-разному воспринимают информацию: есть кинестетики, есть аудиалы, а есть визуалы. Кому-то проще посмотреть, кому-то послушать, кому-то поиграть в квизлеты-игры.
Например, я чистый аудиал, люблю много говорить и выступать. Если с теми словами и конструкциями, которые я использую в речи, все нормально, то когда в тесте вижу пропуски, правописание могу и не знать. Даже читая книги глазами, я не особо считываю информацию. Мой формат — аудио.
Но мы с командой (в основном там такие же 11-классники, как и я) поняли, что не успеем запустить проект в этом году, если будем вместе с учителями для каждого типа восприятия отдельно создавать и утверждать программу, снимать и записывать материалы. Это очень долго и дорого. К тому же мы провели фокус-тестирование и увидели, что проблема у школьников не столько с поиском материалов, сколько с тайм-менеджментом и мотивацией.
— Как вы собираетесь ее решить?
— Мы остановились на таком формате: пользователь заходит в чат-бот в Telegram, тестирует свои основные цели, определяет, что он будет сдавать, сколько часов готов уделять подготовке. И потом искусственный интеллект генерирует ему план на тот срок, который остался до экзамена.
Материалы будут из открытого доступа, бот облегчит их поиск. План можно подкорректировать. Допустим, вам нужно добавить больше заданий по блоку политики в обществознании, бот это учтет.
Каждый день он будет отправлять задачи — какой нужно урок посмотреть, какой тест прорешать, что повторить — и присылать мотивационные напоминания-карточки. Можно будет попросить консультацию тьютора, который проверит, как идет работа по плану. Участвовать согласилась моя классная руководительница, она преподает обществознание и историю.
У людей тьма страхов, что искусственный интеллект захватит мир и всех поработит, что учителя не понадобятся.
А мы как раз хотим доказать, что это удобный помощник: переписываешься с друзьями, увидел напоминание, какие сегодня надо лекции посмотреть, тестик порешал, и уже молодец.
— По твоим наблюдениям, сколько надо времени, чтобы прилично подготовиться?
— Зависит от базы. Мы опрашивали 11-классников, которые успешно окончили учебный год. Есть люди, которые были средними хорошистами, начинали готовиться за полгода и сдавали очень хорошо. Но им нужно было каждый день сидеть и решать по много часов.
Самое комфортное — готовиться с начала года. Все мои друзья, которые сдали за 85+, каждый день делали что-то из предметов, чтобы просто вошло в привычку. Сегодня, допустим, ты решаешь базовую математику, читаешь перед сном учебник по праву или повторяешь Конституцию, завтра у тебя есть настроение прорешать несколько заданий по английскому. Дальше ты смотришь, какие задания более провальные, и появляется мотивация на выходных уделить им больше времени. И тогда не придется сидеть и страдать три-четыре часа подряд.
Про сомнительные онлайн-школы
— Почему тебе было важно создать свою платформу?
— Я сама начала готовиться в январе 10-го класса, со второго полугодия. Перепробовала три — а если считать это лето, уже четыре — онлайн-школы, и все проблемы почему-то были с обществознанием. Поговорив с одноклассниками, я поняла, что ситуация правда сложная. Многие покупают курсы, платят за них, думая, что готовятся, решают задания, кому-то не нравится преподаватель, кто-то не может высиживать вебинары…
Мне сначала не подошел формат. Примеры для второй части, которые использовал преподаватель, были очень банальные и рассчитанные, видимо, на совсем базовый уровень. Так было в двух онлайн-школах, причем они позиционируют себя как школы, где много стобалльников.
Они выкладывают у себя на сайтах профили выпускников. Некоторые аккаунты действительные, я списывалась и созванивалась с этими ребятами, и оказывалось, что многие из них занимались не только в этих онлайн-школах, но еще и с репетиторами и просто нарешивали задания каждый день. У них был внутренний стимул, и онлайн-школа никак особо на это не повлияла. Аккаунты некоторых ребят, у которых 90+ баллов и которыми школы гордятся, были заблокированы. И у меня возникли некоторые сомнения.
Попробовав несколько вариантов, я поняла, что есть еще одна, лично моя большая проблема: я не могу долго уделять внимание какому-то уроку, особенно когда вебинар длится три часа.
Все-таки мое поколение привыкло к коротким форматам.
А воспринимать, скажем, экономику на скорости 1,5x — так себе.
Плюс домашняя работа, плюс школьная домашняя работа. И в итоге у тебя перегружен мозг, начинается недосып, ты хуже запоминаешь, и в твоей онлайн-школе уже нет никакого смысла. А хотелось простой и удобный формат. Telegram используют все, постоянно переписываются с друзьями, почему бы нет?
— Пока платформа в разработке, как готовишься сама?
— Я сдаю обществознание, английский и русский. По «обществу» купила годовой курс в той школе, где уроки в записи по 30-40 минут и практические вебинары один раз в неделю не более часа.
Всегда пытаюсь с утра и на переменках решать задания. Здесь как с иностранным языком: надо максимально погрузиться в среду. Я подписалась на разные Telegtam-каналы и сообщества во «Вконтакте», постоянно что-то смотрю. И на переменах листаю не видеоприколы и мемы, а пытаюсь запомнить то, что пригодится на ЕГЭ.
Мою любимый лайфхак — любую информацию структурировать в карточки-квизлеты. Даже если я их не посмотрю потом или у меня не будет времени их прорешать, все равно я запоминаю, пока их создаю.
— Есть люди, которым проще записать в тетрадку, для них все эти карточки — лишние заморочки.
— Я к этому типу людей не отношусь, и в классе таких мало. Учителя идут нам навстречу и разрешают писать конспекты ЕГЭ не в тетради, а в «Заметках» на телефоне. Лично мне намного тяжелее записывать от руки, потому что я трачу на это больше времени. Мой фокус внимания уже где-то на птичку в окне перенесся, а я еще дописываю слово. Потом у меня очень сильно болит рука. А конспекты всегда огромные.
«Заметки» удобны, телефон с собой носят все. Добираясь на учебу, на переменке, в очереди всегда можно его достать и повторить. Я считаю, что намного эффективней такое микроповторение, чем когда ты сидишь и учишь что-то несколько часов подряд. И надо подписаться максимально на контент ЕГЭ, чтобы он был во всех уведомлениях.
Третий лайфхак — делать записи красивыми и удобными, чтобы их было приятно вспоминать. Пусть это заметки в тетради, но они будут оформлены по-человечески. Некоторые ребята у нас прямо стараются: стикеры, пометки, звездочки, своя система обозначений, как в книге. Некоторые пишут, чтобы учитель отстал, и потом сами не понимают, что написали.
Как учить английский, немецкий и китайский одновременно
— Что тебе сложнее всего дается?
— Сейчас основной фокус внимания на «обществе». Раньше я думала, что больше трудностей будет с правом и политикой, но оказалось, что их можно выучить. А вот духовная сфера и как она трактуется сейчас — особенно под призмой новых российских ценностей — с ней сложнее всего.
Или вопросы сознания, интеллекта, разума — их нельзя трактовать каким-то одним способом.
Но даже если мнение автора учебника не совпадает с моей внутренней философией, с философией тех мыслителей, к которым я обращаюсь, я все равно должна писать мнение автора учебника, потому что оно принесет баллы.
И это вызывает внутренний конфликт.
С русским языком… По сочинению у меня все прекрасно, а с тестом проблемы. Пунктуацию еще как-то могу объяснить на интуиции, правилами, грамматическими основами. А вот правописание, какая-нибудь постановка н-нн и другие каверзные моменты для меня сложны.
Легче всего с английским, в прошлом году я написала пробник на 92 и в этом уже расслабилась.
— 92 балла, как?!
— Я выучила английский с А2 до С1 за один год, потому что однажды мой мир перевернулся. Мы с родителями какое-то время активно путешествовали. Если в основном родители, бабушки, дедушки пытаются откладывать деньги на образование и квартиры, мои родители — они медики — всегда тратили на эмоции, впечатления, путешествия. У нас рядом Азия: Китай, Вьетнам, Таиланд…
Получилось удивительно, когда мы с папой оказались транзитом на 26 часов в Сингапуре. Мне было 13 лет, и я влюбилась в этих людей! Три с половиной миллиона человек всех мировых религий живут счастливо, они ходят по улицам и радуются, это общество с высоким уровнем самосознания. Увидев их, я захотела учить английский.
— Ты разве не учила его до этого?
— У меня был репетитор со 2-го класса, но мы с ней особо ничего не делали. Меня к ней отправили родители, и я максимально все списывала, потому что не было желания. Когда получила стимул, все пошло очень быстро и легко.
Я поменяла семь репетиторов. Чаще всего не от меня отказывались, а мне не нравилось. Начала заниматься на нормальном уровне, когда могла вести диалог с носителем полностью на английском, из базовых фраз, и параллельно был русскоязычный преподаватель. Несколько месяцев подряд у меня стояло по 4-5 занятий в неделю, плюс домашка. Мне действительно это нравилось, английский превратился в мое хобби.
Начав читать книги, смотреть фильмы, я напитывалась другой культурой и поняла, что мне мало и я хочу учить немецкий! Дошла в нем до уровня А2 и параллельно, тоже с репетитором, стала учить китайский.
— Почему именно китайский?
— Хотелось какой-то сложный язык, чтобы развивать мозг. Колебалась между арабским и китайским, но выбрала второй — все-таки рядом Китай, и китайский нужнее. Было очень тяжело перестроить мозг на иероглифы, тоны, когда одно и то же слово может означать от «мяса» до «стола» и вообще «мама» может превратиться в «траву» или «лошадь», если неправильно произносишь.
Когда в сентябре я стала участником Восточного экономического форума, мы с репетитором подготовили небольшое выступление, я его заучила, чтобы на стрессе не паниковать. А еще в очереди в туалет заговорила с китаянкой. Она сначала удивилась, потом заулыбалась. Пока мне сложно общаться, но какие-то элементарные вещи сказать могу.
В эту году мы были на одном международном конкурсе в г. Нижний Новгород («Технострелка»), и там в отель заселилась делегация китайцев. Они представляли какую-то банковскую организацию. Из отрывочных фраз я догадалась, о чем они говорили: банк, компания, встреча, Россия, Москва, Пекин.
— Что тебе дают языки?
— Они помогают изучать и понимать разные культуры, религии, расширять мировоззрение. Мне мама советует больше учить немецкий, и я планирую дойти в нем до такого уровня, когда смогу читать немецкую литературу в оригинале — а то на русском ее бывает тяжело разобрать.
С 14 лет мы с другом пытаемся читать фундаментальную философию: начали с «Критики чистого разума» Канта, потом перешли к Гегелю, Марксу, потом к Ницше. У нас в лицее даже была коммунистическая партия, мы ее строили прямо по Марксу (смех).
Параллельно я искала в интернете каких-то иностранцев, чтобы узнать, как люди смотрят на мир по-другому.
Мне кажется, нам в России такого не хватает: у нас много негатива и есть ощущение, что люди несчастливы. Как достичь счастья? Этот вопрос меня очень занимает, и я хочу посвятить ему жизнь: внедрять технологии, инновации и быть мостиком между научными изобретениями и людьми, которым они смогут помочь.
Одно печально. Когда у меня были репетиторы одновременно по английскому, китайскому и немецкому, начались проблемы с русским! У меня все языки смешались, и тогда задача была одна — прокачать мозг (смех).
Закидывали снежками и таскали ботинки
— Куда собираешься поступать и какие баллы тебе нужны?
— Чем выше, тем лучше. Но 97-100 баллов, чувствую, смогу выбить только по английскому. По остальным цель — за 90. Еще параллельно я готовлюсь к вступительному по английскому в МГИМО — очень хочу туда на государственное и муниципальное управление, управление международными проектами. Но буду еще писать вступительный в МГУ.
— Пробовала ли ты себя в олимпиадах? В вузах вроде МГИМО обычно бюджет занимают как раз победители и призеры олимпиад.
— По английскому и праву я призер регионального этапа Всероссийской олимпиады, но больше особо в олимпиадах не участвовала. В прошлом году подавалась на Высшую пробу и в СПбГУ, в СПбГУ прошла в финал по философии и социологии, но мы были с родителями в отпуске в Таиланде, а там российский сайт не открылся, и я все пропустила.
Вариант с ЕГЭ мне кажется более надежным. У меня друг горел желанием поступить в МГУ на юрфак и очень надеялся на олимпиаду. Поехал на финал, ему не хватило 35 баллов до призера, хотя он прекрасно знал историю. И все, поступил на платное. А подруга не участвовала ни в каких олимпиадах, просто готовилась к ЕГЭ с самого начала учебного года, сдала все за 90 и сейчас учится на бюджете в Бауманке.
— В какой волшебной школе ты учишься?
— С 1-го по 4-й класс училась в абсолютно обычной школе, причем не очень благополучной из-за района. Потом мы переехали ближе к центру города, и я перешла в лицей. Он физико-математический, но физика и математика — полностью не мое. В 9-м классе мы делились на профили, я выбрала английский.
— Что-то подсказывает, что ты отличница.
— Активистка, отличница с 1-го класса, в каждой четверти всегда пятерки, сейчас по полугодиям. Раньше меня очень сильно мотивировали родители. Они ставили высокие цели и награждали приятными подарками, путешествиями. Если я, например, «отлично» училась всю неделю, мы могли куда-то вместе поехать.
Потом внешние стимулы переросли во внутренние, и теперь уже амбициозные цели ставлю я сама: поступить в престижный вуз, стать известной, создать бизнес, который поможет людям.
Когда рассказала об этом в школе, я впервые столкнулась с осуждением, буллингом. Например, начинаем в снежки играть — меня больше всех закидают. Дошло до того, что у меня пытались украсть телефон. Потом стащили ботинки. Наверное, так ребята пытались переключить внимание на себя. В этом году одна девочка решила что-то сделать с моими ботинками — подменить или спрятать. Но конфликт быстро разрешился, она потом даже извинилась.
Я живу в Холмске, очень маленьком портовом городе, где все друг друга знают. И когда в этому году СМИ начали рассказывать о моем проекте, изменилась реакция людей на улице. Я иду в школу до лицея, и на меня как-то странно смотрят, оборачиваются. Но меня это мотивирует. Значит, есть движение вперед, а остальные просто боятся.
Сверхчеловек общается с роботами
— Ты увлеклась искусственным интеллектом и прочими технологиями, но при этом точные науки не любишь. Как это возможно?
— Три года назад я начала заниматься проектами для конкурсов. На одном из них, в СПбГУ мы с командой выиграли кейс-чемпионат, проектируя детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья. Нам надо было с помощью дрона отснять местность, проанализировать ее, разработать макет-план, утвердить расчеты со строительными компаниями.
Насмотревшись на формат отелей, где есть творческие кружки с аниматорами, мы подумали, что детям с особенностями будет интересно развиваться с помощью технологий. Мы спроектировали площадку, туда включили интерактивную песочницу, занятия при помощи виар-очков и виар-перчаток. С тех пор я поняла, что технологии классно применять везде.
А потом однажды, просто читая новости, узнала, что ChatGPT теперь в открытом доступе. Дело было до санкций, я зарегистрировалась и начала смотреть видео на английском, как им пользоваться. Сначала пыталась делать какие-то запросы, копируя их из видео, чтобы поверить, реально это или нет: генерация картинок, текстов, бизнес-планов, проектов. Запросы делала под свою рутину — например, составить план на день.
У меня есть друзья-технари, я показала им ChatGPT, рассказала классной руководительнице. Вместе мы выбрали сферу, где мы могли бы его применять. И так началась наша платформа EGEasy.
— Остается ли у тебя время просто на сериальчики? С такой активностью многим захотелось бы уйти в туман.
— На сериальчики остается. Они на английском, и я успокаиваю себя, что так совмещаю приятное с полезным. Или читаю книги перед сном, а они тоже на английском. Я настоящая сова, на выходных могу встать и в 12, и в 2 часа дня.
А будни строятся на том, что надо порешать задания, сделать уроки, потом опять порешать ЕГЭ, потом заняться проектом: созвониться с командой, прописать задачи, протестировать, податься на акселераторы и конкурсы. У нас в школе есть факультативные занятия риторикой, вокалом. Я люблю петь, поэтому участвую в хоре лицея, мы постоянно ездим на конкурсы, это мой отдых. И клуб дебатов. Я безумно люблю презентовать что-то, разговаривать и отстаивать свою позицию! Это оказался невероятно полезный навык для жизни.
Вечером хочется разгрузиться. Хожу бегать в зал на дорожку или на свежем воздухе на стадион. А перед сном сериальчик или книга. Сейчас это книги больше про развитие стартапа, про «успешный успех», про бизнес, по риторике, ораторскому мастерству. Это литература, которая поможет мне двигаться дальше.
Но временами да, хочется уйти в туман, когда можно сутками лежать в кровати. Если наступает такая апатия, перегруз, простуда и организм сам говорит, что пора отдыхать, я лежу в кровати и решаю ЕГЭ.
— Какая у тебя жизненная философия?
— Мне ближе всего концепция сверхчеловека Ницше. Она не кажется мне противоречивой или кого-то принижающей. Для меня это просто концепция лучшей версии себя, образ любого целеустремленного человека. На что ты способен? А борьба на пути к совершенствованию у нас ежедневная, начиная с того, встать с кровати сейчас или перевести будильник на попозже, съесть больше конфет или успокоиться и пойти гулять.
Тогда в Сингапуре мое мышление изменилось за 26 часов. Я увидела уровень гармонии, которого реально можно достичь, и захотела, чтобы и у нас было так же. Я вижу себя только со своими проектами. Сейчас это EGEasy, а дальше хочу помогать людям общаться с искусственным интеллектом и внедрять его в бизнес. В будущем нас ждут отношения роботов и людей, поэтому надо выстраивать диалог.
Фото из личного архива Екатерины Кононовой