Вопрос. Мой ребенок в этом году пойдет в восьмой класс. Пора думать о выборе профессии, определяться с будущими экзаменами. Сын интересуется и математикой, и географией, пока не определился окончательно. Но я беспокоюсь, что с развитием искусственного интеллекта многие профессии могут уйти в прошлое. Есть ли такая опасность?
Ответ. Искусственный интеллект может освободить нас от бессмысленной работы, где надо писать ненужные документы. «Переведите с юридического языка на человеческий», «напишите бюрократическую записку» — все это.
При этом я не вижу угрозы для профессий — любую служебную записку, сгенеренную Алисой или другим искусственным интеллектом, надо все равно проверить человеку (Алиса — виртуальный голосовой помощник, созданный компанией «Яндекс». — Примеч. ред.). Я довольно много использую эти инструменты. Важно увидеть, адекватен ли результат — это фарс или содержательный текст. Кроме того, умение ставить задачу перед ассистентом или чат-ботом всегда останется за людьми.
Главное, что все эти алгоритмы не рождаются сами по себе. Им нужна человеческая экспертиза — люди посмотрят на ответы и скажут: «Это нормальный ответ. А вот это плохой». Искусственный интеллект нужно обучать.
У меня есть любимый пример из преподавательской работы. Я понимаю, что давать студентам эссе про «Этику» Аристотеля смысла нет. Про нее столько написано в интернете, что они пойдут к Алисе и она все отлично за них напишет. Но как только я даю им эссе про что-то более нишевое — никакой искусственный интеллект не справится, потому что про это не написано ничего в интернете. Надо пойти и почитать книги, пока они не оцифрованы.
Мы избавляемся от каких-то супербазовых вещей. В преподавании нужно придумывать более нишевые тесты и задачи. Это посложнее, чем билеты по очередным темам. На то мы эксперты, чтобы понять, что из этого и нишево, и интересно, а что уже обсуждать смысла и нет.
Полная версия интервью с Анастасией Ждановской