Искусственный
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com
Нейросети генерируют иллюстрации, пишут тексты, составляют отчеты и анализируют данные. Если они развиваются так быстро, останется ли работа у наших детей? На вопрос читательницы «Правмира» отвечает Анастасия Ждановская, руководитель программ высшего образования «Яндекс Практикума» и куратор профиля «Управление образовательными продуктами и педагогический дизайн» в Шанинке. 

Вопрос. Мой ребенок в этом году пойдет в восьмой класс. Пора думать о выборе профессии, определяться с будущими экзаменами. Сын интересуется и математикой, и географией, пока не определился окончательно. Но я беспокоюсь, что с развитием искусственного интеллекта многие профессии могут уйти в прошлое. Есть ли такая опасность?

Анастасия Ждановская

Ответ. Искусственный интеллект может освободить нас от бессмысленной работы, где надо писать ненужные документы. «Переведите с юридического языка на человеческий», «напишите бюрократическую записку» — все это. 

При этом я не вижу угрозы для профессий — любую служебную записку, сгенеренную Алисой или другим искусственным интеллектом, надо все равно проверить человеку (Алиса — виртуальный голосовой помощник, созданный компанией «Яндекс». — Примеч. ред.). Я довольно много использую эти инструменты. Важно увидеть, адекватен ли результат — это фарс или содержательный текст. Кроме того, умение ставить задачу перед ассистентом или чат-ботом всегда останется за людьми.

Главное, что все эти алгоритмы не рождаются сами по себе. Им нужна человеческая экспертиза — люди посмотрят на ответы и скажут: «Это нормальный ответ. А вот это плохой». Искусственный интеллект нужно обучать.

У меня есть любимый пример из преподавательской работы. Я понимаю, что давать студентам эссе про «Этику» Аристотеля смысла нет. Про нее столько написано в интернете, что они пойдут к Алисе и она все отлично за них напишет. Но как только я даю им эссе про что-то более нишевое — никакой искусственный интеллект не справится, потому что про это не написано ничего в интернете. Надо пойти и почитать книги, пока они не оцифрованы.

Мы избавляемся от каких-то супербазовых вещей. В преподавании нужно придумывать более нишевые тесты и задачи. Это посложнее, чем билеты по очередным темам. На то мы эксперты, чтобы понять, что из этого и нишево, и интересно, а что уже обсуждать смысла и нет. 

Полная версия интервью с Анастасией Ждановской

Ваш вопрос лучшим специалистам об образовании и воспитании детей

    Поскольку вы здесь...
    У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
    Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
    Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
    Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.