Искусствовед Ольга Яблонская: Разгром выставки в Манеже – международное позорище
— Вадим Сидур, Николай Силис и Владимир Лемпорт – художники международного музейного уровня. Все трое одного поколения, Сидур и Лемпорт – фронтовики, имеющие боевые награды, Сидур был тяжело ранен.
Это художники – нонконформисты, в 60-70-е годы их искусство считалось неофициальным, они были малоизвестны в нашей стране. Они работали втроем, создав что-то вроде небольшого художественного объединения под названием ЛЕСС (Лемпорт, Силис и Сидур). После Перестройки, когда рухнула цензура, их творчество получило широкую, в том числе и международную, известность. Сегодня их знают во всем мире как классиков отечественного искусства, и ценность их работ, соответственно, тоже высока. Разгром выставки их произведений – это международное позорище.
— Почему они обращались именно к религиозной тематике?
— Именно потому что в советское время религиозная тема была одной из запретных в официальном советском искусстве. Как и положено нон-конформистам, они не только работали в запрещенных формах, но и обращались к запретным темам – в частности, к подцензурной теме религии. В 60-70-е годы, в отличие от 30-50-х, за запретные темы и запретные формы уже не сажали и не расстреливали. Кроме нищеты и безвестности, авторам, в общем, ничего не грозило.
— Проводились ли ранее публичные выставки их работ?
— Да, конечно. Более того, в Москве существует музей Вадима Сидура с коллекцией его работ. Если в 70-е годы это было так называемое неофициальное искусство, то на сегодняшний день это искусство более чем официальное, международного музейного уровня, а творчество всех трех мастеров – одна из самых ярких и интересных страниц истории отечественного искусства.
Дополнительная информация о художниках и о выставке:
В Центральном выставочном зале «Манеж» открылась групповая выставка легендарных московских скульпторов, участников художественного объединения ЛеСС (1954-1968) Вадима Сидура, Николая Силиса и Владимира Лемпорта.
Экспозиция «Скульптуры, которых мы не видим» – это полномасштабное исследование феномена «подвального нонконформизма», существовавшего в СССР параллельно официальному искусству.
Десятки произведений авторства Вадима Сидура, Леонида Берлина, Анатолия Слепышева и Александра Позина из собрания МВО «Манеж» экспонируются вместе с работами Владимира Лемпорта и Николая Силиса.
Анализ истории советского формализма невозможен без рассмотрения его во временной перспективе развития советского и современного российского искусства.
На выставке будут также представлены произведения современных художников: Анатолия Осмоловского, Хаима Сокола, Дмитрия Гутова, Александра Повзнера и других.
В 1954 году молодые московские скульптуры Владимир Лемпорт, Вадим Сидур и Николай Силис создали художественное объединение ЛеСС. Совместная деятельность группы продолжалась вплоть до 1968 года.
Выполняя государственные заказы, все трое были причастны к созданию самой наглядной формы идеологической пропаганды – монументальной скульптуры, интегрированной в архитектурные сооружения периода позднего советского модернизма.
Но продолжавшаяся в СССР борьба с формализмом в искусстве вынудила художников обратиться к малой форме и мелкой пластике; произведения скульпторов долгое время оставались в подвальных помещениях их мастерских.
29 апреля 1987 года в «Литературной газете» вышла статья Виталия Гинзбурга «Скульптуры, которых мы не видим» – академик и лауреат Нобелевской премии призывал сохранить творческое наследие Вадима Сидура.
Благодаря этой статье в Москве удалось создать Музей Вадима Сидура, сегодня он является одним из выставочных пространств МВО «Манеж».
Выставка «Скульптуры, которых мы не видим» впервые представит как ранние, так и поздние работы участников объединения ЛеСС в одном выставочном пространстве, что позволит проследить эволюцию творческого метода каждого скульптура – от реализма к чистой форме и авангарду.
Записал Артем Левченко