История болезни
«Впервые алкоголь я попробовал в школе, лет в 15-16 – это было вино. И лет до 30 проблем с пьянством у меня не было – употреблял как все. Выпил – на следующий день организм это как-то компенсировал. И вряд ли кто-то точно скажет, как у него начался алкоголизм. У каждого человека такое, наверное, происходит по-разному. У кого-то события какие-то, у других накапливается в организме содержание алкоголя, потребность в нем. У меня, скорее всего, тоже накопилось.
И если раньше мне после выпивки не нужно было время для реабилитации, то позже оно потребовалось после каждой очередной попойки. На следующий день я уже не мог себя нормально чувствовать, идти на работу. Но, скорее всего, я тогда на это не обращал особого внимания. Хотя иногда, конечно, это пугало. Потому что начались проблемы на работе, куда я не выходил по несколько дней, в семье, естественно, тоже. Всё это уже настораживало.
Бороться с алкоголизмом я стал где-то в начале 90-х – мне тогда было года 33-34. Тогда мы в первый раз с мамой полетели в Сочи к знаменитому психотерапевту – забыл его фамилию. Мама моя, Царство ей Небесное, активно участвовала в моем лечении – всю жизнь. А психотерапевт был обычный и занимался простым кодированием – проникал в мозг человека. Не знаю, что он там делал, конечно. Думаю, он и сам не знал, что там делал.
К сожалению, это кодирование очень разрушило, как я считаю, естественную защиту организма – пробило какую-то брешь. Запои у меня стали еще больше, чаще и длительнее. После кодирования я и года не продержался. Хотя мой дядя, который вместе со мной летал к этому психотерапевту, продержался десять лет – срок, который ему тот поставил.
Нельзя сказать, что алкоголизм в моей семье наследственный. И не надо искать причину в ком-то – я для себя сделал такой вывод. Причину искать нужно только в себе. За эти годы много священников давали разные советы: говорили, что нужно ехать к старцам, они помогут, потому что я страдаю из-за какого-то родового проклятья. Я столько изъездил к разным священникам – и приходским, и монастырским. И часто мне говорили про родовое проклятье в четвертом поколении. Но всё это неправда, всё это неверно. Каждый человек отвечает сам за себя – прежде всего. А если он думает, что страдает из-за кого-то, еще больше гордыня разжигается – вот он такой избранный, что отвечает за свой род. А из-за этого еще больше пьянка усугубляется. Теперь уже от «избранности» страданий.
Я много раз кодировался – раз семь-восемь, сейчас уже и не помню точно. И могу сказать, что этим кодированием в сознании пробивается какая-то дыра, уничтожается его часть. Пусть это завуалируют всякими иглоукалываниями, капельницами, уколами – всё равно, прежде всего, это воздействие на психику человека. И когда говорят, что сейчас сделают некий укол и человек забудет о пьянстве, то это предваряет система словесного кодирования. Тебе в мозг что-то заносят – слова какие-то.
Я всё это прошел, поэтому знаю. Иглоукалывание или укол в процессе этого «лечения» занимают пять-десять минут, а подготовка к нему длится два часа. Понятно, что человека перед этим готовят, воздействуют на его психику. А в уколе может быть простая вода. Но человека подчиняют чужой воле и заставляют таким образом алкоголю противостоять. На самом же деле в психике пробивают очередную брешь и еще больше ее ломают. Примерно то же самое происходит в Катюжанке, где отец Александр проводит якобы вычитки. Завуалировано. А для всякого благого дела человеку надо потрудиться. И не может быть так просто, чтобы прийти, час-два простоять на службе, послушать вычитки и уйти исцеленным. Ничего ты не делал – просто приехал в какое-то место к такому-то времени к батюшке, доктору или экстрасенсу. Так не бывает.
Для того, чтобы Господь послал тебе какое-то исцеление, надо потрудиться. Потрудиться даже не только в молитве, что обязательно. Потрудиться просто: во славу Божью, физически – всё это как-то комплексно. Но без молитвы ничего не будет – это точно, я это на себе испытал. Когда я ушел из монастыря пять лет назад, у меня началась такая брань духовная! Молитва либо ослабевала, либо совсем исчезала. И как результат – более частые запои.
В монастыре я каждый день обязательно читал утреннее и вечернее Правила, главу из Евангелия и одну кафизму из Псалтири. Потом я устал, начал читать Псалтирь на одну «славу» только, а потом и совсем перестал.
Когда ты сам молишься и когда за тебя молятся – это две разные вещи. За меня стала молиться с конца 90-х моя жена покойная. Мы так пришли к вере с ее помощью, и я ей очень за это благодарен. А сам за себя я пытался молиться уже начиная с 2000 года. И только когда пришел в монастырь в 2007 году, стал активно молиться мученику Вонифатию, читал акафист Божьей Матери у Ее иконы «Неупиваемая Чаша», Евангелие, Псалтирь. Но это было очень много молитв – в моем понимании. Это такое большое правило. Пришлось его сокращать. Остановился я на Евангелии и Псалтири. Хотя раз в месяц всё это вычитывал.
Если перестаю молиться и над собой работать, держать себя в рамках, тогда возвращаюсь туда, где был. Ухожу в запой. А когда себя контролирую, молюсь, когда на одной волне с молитвой, которая в монастыре и храме служится, тогда действительно держу себя. Это труд. Ежедневный, ежеминутный труд.
В монастырь я вернулся, но к Богородице у иконы «Неупиваемая Чаша» сейчас уже не так часто обращаюсь. А больше – «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго». У меня четки есть «на десять», на палец. Это очень помогает – обретаешь духовное равновесие и покой.
Без молитвы я никакой – аморфное такое состояние. А с молитвой чувствуешь защищенность – тебе не страшно. Молишься Иисусу Христу или Божьей Матери и знаешь, что обязательно будет помощь.
За 20 лет своего воцерковления я всё равно еще только учусь и всё еще воцерковляюсь. Есть такая книга «Пролог в поучениях» – чтение на каждый день года. Вот на 16 мая: «Доброе поучение выслушивать от всякого, кто бы ни предлагал оное». То есть на каждый день есть чтение, и оно тобой как-то руководит.
Я обычно читаю по вечерам на следующий день. Потому что молитвенный труд человека защищает и облагораживает. Если мозги и руки будут заняты чем-то другим, тогда толку от всего этого нет. Всё это уводит в сторону от молитвы и Бога – уводит в грехи и страсти».
Помощь – мнимая и настоящая
Более 10 лет совершаются молебны у иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» в Спасо-Преображенском соборе Винницы. Каждую среду, сразу после Божественной Литургии, перед этой иконой здесь читается акафист Пресвятой Богородице и освящается вода. Рассказывает клирик кафедрального собора протоиерей Виталий Голоскевич.
«Как раз за этой службой мы молимся за людей, страдающих от алкоголизма, наркомании и прочих зависимостей – да и вообще от любых страстей. Это ведь не как в аптеке, что такое лекарство – от одного, а иное – от другого. Всякая зависимость – духовная болезнь, и когда мы молимся, то верим, что Господь исцеляет.
Конечно, хорошо бы было, чтобы, в первую очередь, приходили на молебен те, кто сам этим страдает, чтобы они просили и молились. Но чаще всего они не хотят, и в большинстве своем приходят их родственники – жены, дети, родители. И их молитва тоже имеет свою силу. У нас в соборе каждый день совершаются молебны, но на акафист у иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша» собирается больше всего людей.
– Известны ли в Виннице случаи исцеления по молитвам у иконы «Неупиваемая Чаша»?
– Во Введенском Владычнем монастыре Серпухова, где эта икона была явлена, есть специальный архив, где собираются все письма и другие свидетельства исцеления – и те, что были раньше, и современные. Но даже в самом Акафисте есть такие слова, что не только икона, явленная в Серпухове, но и все другие образы, списанные с нее, имеют такую же благодатную силу.
Мы обращаемся к Божьей Матери, и она помогает. Но у нас не ведется регистрация чудес – просто приходят люди, рассказывают. Конечно же, Господь действует, и каждый верующий человек постоянно убеждается в своей жизни, что Господь близок. В нашей жизни часто происходят такие вещи, которые нельзя объяснить естественным течением событий. Потому что чудо – это Божие вмешательство в нашу жизнь.
Вот, к примеру, у нас есть один прихожанин, который никак не мог бросить курить. А тут как-то проснулся и в один момент понял – больше не хочет. Даже борьбы никакой не было и мучений – влечение пропало, будто и не курил. Такое можно объяснять по-разному, но если это случилось после молитвы, то, наверное, это чудо. И таких историй много рассказывают.
Но главное – вера самого человека. И понятно, что тут очень важно желание бросить пить или курить со стороны того, кто страдает этими недугами. Если такого желания не возникает, тогда нужна молитва за него. Молятся родные и близкие, чтобы Господь внушил ему благую мысль бросить, как-то подвигнул его к этому. Когда сам человек не может, то важны просьбы других людей. Как в Евангелии, когда друзья принесли расслабленного. И Господь, видя веру их, а не этого расслабленного, исцелил его. Вот так, по вере жен, родителей и других близких, Господь выводит людей из недуга.
– Об исцелении именно от пьянства больше всего просят в молитвах у иконы Божьей Матери «Неупиваемая Чаша», хотя смысл этого чудотворного образа более глубокий. Не считаете ли вы, что произошло смещение акцента восприятия иконы в народе?
– Изначальное значение иконы, конечно же, евхаристическое: Христос, Чаша, Таинство Евхаристии – когда Христос преподает нам всего Себя. А как раз исцеление духовное, и вообще духовная жизнь возможны лишь тогда, когда есть Причастие. Нас в Церкви, как христиан, объединяет не то, что мы были когда-то крещены, а то, что мы приступаем к Чаше и причащаемся.
Для человека, который страдает любой страстью, любым грехом, необходимо причащение. Просто молиться и воду святую пить – этого мало. Чтобы освободиться от пьянства или другого греха, необходимо приступать к Чаше с Истинными Пищей и Питием, пить и есть Кровь и Тело Христовы. Вот тогда Господь поможет.
И явление образа «Неупиваемая Чаша» – это Божественное вмешательство, а не просто люди так придумали. И символизм в этом тоже есть. Поэтому я не считаю, что есть смещение акцента в восприятии иконы – это дополнение в ее почитании, определенное соединение смыслов. Потому что многое имеет неоднозначные значения – символика храмов и богослужения, изображения на иконах и т.п.
А мы, священники, на проповеди после молебна рассказываем, каким образом человек должен бороться со страстями. Тут всё необходимо: и молитва, и чтение Священного Писания, и исповедь, и причащение. Когда человек живет такой жизнью и ведет борьбу, то есть и результат.
– Среди людей нецерковных очень популярны поездки в село Катюжанка к некоему батюшке, который якобы от всего исцеляет. И говорят, что не один такой священник практикует подобную духовную помощь. Что вы можете сказать об этом явлении?
– Я там не бывал и не очень много имею информации по этому поводу. Говорят, что люди дают там какой-то обет на определенное время. И мне кажется, что некоторые, обещая не пить или не курить, настолько имеют страх к нарушению этого обета, что он, получается, работает. Хотя другие, еще не успев вернуться оттуда, опять возвращаются к своим прежним делам. Думаю, что это зависит от внушаемости – кто-то более внушаем, кто-то менее.
Но не таким образом происходит исцеление души. Люди ищут какого-то чудотворца, который бы в один момент решил их проблемы за них самих. «Приехал, там тебе что-то прочитали, помолились, что-то сделали и сказали, и всё отошло».
Бывает, человек имеет душу, преклонную к страстям, и когда одну страсть он не может удовлетворить, то находит прельщение в чем-то другом. Тут необходимо исцеление души в целом – преображение внутреннего человека. И оно происходит действием благодати Божией. Это работа, это труд – это то сотрудничество с Богом, которое всё время должно быть в жизни человека. И это та борьба духовная, делание духовное, которое человека изменяет. Тогда по-настоящему всё происходит, когда душа меняется.
А вот такой легкий путь – «вместо меня решите там, помолитесь, чтобы всё это в один момент ушло» – это еще одна проблема, а не решение вопроса. Поэтому священники и не рекомендуют ездить туда.
– Но ведь на молебне у иконы «Неупиваемая Чаша» молятся родственники, а не сам человек, который продолжает пить и курить. Это же не он трудится, а его близкие. Какая тут разница?
– Так не произойдет, что родственники пошли на молебен раз-другой-третий, и человек перестал пить. Мы часто в жизни своей хотим, чтобы всё случилось быстро. Бывает, ропщем и проявляем недовольство. А Господь управляет не так, как нам хочется. Но проходит время, и мы понимаем, что всё, что происходило, и было Божьим руководством. Это было нам нужно.
Так и здесь: родственники просят, чтобы Господь спас, но Господь насильно никого не заставит бросить пить. Мы просим, чтобы Он привел этих людей к покаянию, к осознанию того, что необходимо что-то менять. Чаще всего так и происходит. Какие-то обстоятельства влияют на человека – что-то случается такое, что заставляет его задуматься.
Нет правил на все случаи жизни – к каждому человеку Господь подходит индивидуально. И каждая такая житейская история – путь к Богу: непростой и тернистый. Потому что Бог дал нам свободную волю, и Он ее не насилует. Господь ждет, чтобы мы сами откликнулись на Его призывы.
Приходит сам пьющий и просит, чтобы Господь его избавил. Если не приходит, родные просят, чтобы Господь спас, исцелил, направил. Автоматически это не произойдет. Это не так, что человек пил-пил, а утром проснулся и всё: «Теперь я буду праведным человеком». Господь его как-то приведет к этому поворотному моменту – Он каждого из нас каким-то образом призывает. И мы верим, что наши молитвы имеют действенную силу. Ведь что человеку невозможно, то возможно Богу».