Главная Церковь Люди Церкви Праведники

Исповедники: испытания на Родине

После прихода немцев в 1941 году арестовали активистов-комсомольцев, но о. Владимир спас их от расстрела, а спустя сутки, и его самого арестовали. По ходатайству местных интеллигентов перед комендантом он был отпущен. Вскоре пришли активисты с благодарностью за спасение и сознались, что пять раз приходили убить священника, но всегда что-то мешало сделать это втайне.

 

Сергeй Анатольевич (Правдолюбов) родился 13 июня 1890 года в селе Маккавеево Рязанской губернии в семье учителя духовного училища Анатолия Авдеевича Правдолюбова.

 

Сергий получил образование в Касимовском Духовном училище, Рязанской Духовной семинарии и Киевской Духовной академии, которую окончил в 1915 году с присуждением ученой степени кандидата богословия. В том же году рукоположен в сан пресвитера епископом Вятским Никандром. Он был прекрасный проповедник, оратор и апологет.

О.Сергий стал собирателем духовной жизни города Касимова. Его беседы со священнослужителями, приезжавшими из окрестных мест в Касимов, были для духовенства большой поддержкой в это трудное для Церкви время.

В июне 1935 году о.Сергия арестовали и заключили в Соловецкий лагерь. Причиной ареста послужило составление иереем Николаем и Владимиром Анатольевичем Правдолюбовыми жизнеописания блаженной Матроны Анемнясевской и двух местночтимых подвижников благочестия — царевича Иакова и Петра Отшельника. Составление таких книг в то время считалось преступлением.

На Соловках протоиерей Сергий провел долгие пять лет (с 1935 по 1940 год) в тяжелейших условиях. Вместе с ним в тюремном заключении томились его сын и брат, иерей Николай. Крест исповедничества о.Сергий нес с большим достоинством, будучи духовно опытным и смиренным.

После освобождения из лагеря в 1940 году о. Сергий вернулся в Касимов, но Троицкая церковь была уже к тому времени закрыта, вакантных священнических мест не было. В 1943 году о.Сергий был приглашен на освободившееся место в Никольскую церковь, но прослужил в ней недолго — в декабре 1943 году был мобилизован на трудовой фронт и направлен в с.Малеево. В течение 3-х лет работал на трудовом фронте в качестве сторожа инвентаря Малеевского карьера по добыче белого камня для строительства и других нужд. Эти каменоломни были обычно местом работы заключенных.

Во время Второй мировой войны сыновья о.Сергия — Виктор и Сергей были убиты на фронте. Здоровье о.Сергия было надорвано в лагерях, тюрьмах, тяжелых работах в каменоломнях. Зная, что у него больное сердце и не имея общения с родными, в 1944 году он написал детям и внукам духовное завещание — «Моим детям и внукам. О том, как проводить посты и готовиться к исповеди и приобщению Святых Христовых Тайн».

С 1946 по 1947 год о.Сергий – настоятель и благочинный в городе Спасске Рязанской области. Последние три года жизни отца Сергия прошли в трудах и болезнях — сказывались годы, проведенные в заключении. В свои 60 лет он выглядел как глубокий старик.

18 декабря 1950 года, в канун дня памяти особенно чтимого отцом Сергием святителя и чудотворца Николая, он скончался.

Владимир Давидович (Душук) родился в 1904 году в г. Холм Люблинской губернии в семье заместителя директора духовного училища. Ребенок рос слабым, часто болел. Однажды заболел крупозным воспалением легких с неизбежным тогда смертельным исходом. Младенец выжил и со временем был определен в Холмское духовное училище, где работал его отец. После окончания Холмского духовного училища Владимир Душук поступил в Кременецкую Духовную Семинарию, которую окончил в 1928 году. В том же году он поступил в Варшавский университет на теологический факультет.

 

Во время учебы Владимир Душук познакомился с митрополитом Антонием (Храповицким), личность которого оказала на него большое влияние. Магистерская диссертация Владимира Душука была посвящена исследованию деятельности митрополита Антония. Вскоре Владимир Душук женился на сестре сокурсника Ирине Александровне Сакович, дочери священника о.Александра Саковича.

Митрополит Варшавский и всея Польши Дионисий рукоположил Владимира Душука во диаконы. В 1935 году он становится иереем и начинает служить в местечке Кореличи под Новогрудком (Белоруссия). За деяниями о. Владимира следила польская политическая полиция, которая собирала о нем материалы, готовя почву для его ареста и заключения в Березе-Картузскую политическую тюрьму. Но этому помешали события сентября 1939 года, когда часть Западной Украины и Белоруссии отошли к СССР, и в эти земли пришла Красная Армия. Летом 1941 года храм, где служил о.Владимир, собирались закрыть, а его вместе с семьей хотели сослать в Сибирь.

Нападение Германии на СССР помешало исполнению этого приговора. В период отступления Красной Армии матушка Ирина круглосуточно выпекала хлеб и раздавала его солдатам. О.Владимир опекал лишенных средств к существованию и изгнанных из прихода священника Будзиловича с матушкой, обеспечивал их жильем и питанием вплоть до их смерти в 1943 году.

После прихода немцев в 1941 году арестовали активистов-комсомольцев, но о. Владимир спас их от расстрела, а спустя сутки, и его самого арестовали. По ходатайству местных интеллигентов перед комендантом он был отпущен. Вскоре пришли активисты с благодарностью за спасение и сознались, что пять раз приходили убить священника, но всегда что-то мешало сделать это втайне. На это о. Владимир ответил, что пастырь должен прощать и защищать заблудших овец, а не отправлять «на заклание».

Еще раз его арестовали после того, как немцы в церкви не нашли колоколов, которые они намеревались забрать на переплавку для нужд Вермахта. А о.Владимир с доверенными людьми снял колокола, закопал их в лесу, как только стало известно о намечаемой акции. Вместо колоколов повесили железные детали. И на этот раз добрые люди помогли выйти о. Владимиру на свободу. После бегства немцев колокола заняли свое место в храме.

В период оккупации богослужения разрешались только в светлое время суток. На проповедях в церкви о.Владимир требовал от прихожан не участвовать в грабежах евреев, сгоняемых в гетто. Верующие скрытно собирали продукты и переправляли их узникам в гетто. В одной из таких акций чудом избежал пули полицая-охранника сын о.Владимира.

Для детей, привезенных из прифронтовой зоны, о.Владимир организовал и содержал приют. В 1942 году выпускник Кременецкой Семинарии архиепископ Афанасий, временно управляющий Новогрудско-Барановичской епархией, предложил о.Владимиру быть его помощником, но тот отказался.

После освобождения от немцев в 1944 году стали известны адреса репрессированных родственников и других репрессированных священнослужителей. О.Владимир часто отправлял им посылки и денежные переводы, которые нередко не попадали адресатам. В годы хрущевских гонений на Церковь о. Владимир пережил много трудностей.

Умер о.Владимир осенью 1986 года. Несмотря на то, что последние 24 года о.Владимир не служил в местном храме, похороны покойного были торжественны.

Серафим Стефанович (Баторевич) родился в 1905 году в Волынской губернии в семье православного священника. В 1928 году окончил Виленскую Духовную Семинарию. Затем поступил в Варшавский университет на теологический факультет (его другом и однокурсником был Владимир Душук). В 1929 году он рукоположен в сан диакона, а в 1934 году становится священником. Одновременно он служил законоучителем в правительственных и частных гимназиях и начальных ремесленных школах г. Варшавы.

С 1939 по 1945 год о.Серафим — викарий, ключарь и ризничий Марие-Магдалининского Митрополичьего собора г.Варшавы. С 1943 года он — ректор Варшавской Духовной Семинарии, преподаватель гомилетики.

Во время немецкой оккупации Варшавы о.Серафим добился разрешения на посещение лагерей советских военнопленных, где проповедовал слово Божие, напутствовал умирающих и окормлял всех желающих, утешая и наставляя их. Тайно от немцев записывал их имена и места жительства родственников, чтобы при возможности сообщить родственникам о судьбе страдальцев. Таким образом, им был составлен список из нескольких тысяч человек.

После Варшавского восстания 1944 года о.Серафим не пожелал уходить на Запад, а решил вернуться «на Родину», как он сам говорил. Отдельно от него в СССР вернулась и его жена Таисия Онуфриевна с двумя малолетними дочерьми.

В 1945 году о.Серафим – протоиерей Касперовского кафедрального собора г.Николаева. Затем он переезжает в Одессу и служит в Свято-Ильинском кафедральном соборе.

С 1945 по 1947 год протоиерей Серафим преподает гомилетику и сравнительное богословие в Одесской Духовной Семинарии. С 1947 по 1951 год о.Серафим — настоятель Минского Свято-Духовского кафедрального собора, благочинный г.Минска и епархиальный секретарь.

В 1951 году о.Серафим был арестован по доносу за то, что, проживая в Варшаве, принимал активное участие в издании журнала «Воскресное чтение», в котором нередко помещал статьи антиатеистической направленности, и за издание в Варшаве его книги «Пойдем за Христом». Кроме того, ему вменялось в вину общение с советскими военнопленными в Польше во время оккупации. Он был осужден как «английский шпион» (военный преступник) и отправлен в ИТЛ на Урал.

Находясь в заключении, попал под радиоактивное облучение. В 1956 году стараниями матушки Таисии Онуфриевны и дочерей он был досрочно освобожден в связи с острой фазой лучевой болезни. Умер о.Серафим на Пасху Христову 1960 года от последствий лучевой болезни, полученной в заключении. Похоронен у алтаря кладбищенской церкви на Ивановском кладбище в г. Свердловске (Екатеринбург).

Печатается в сокращении.


По материалам Свято-Тихоновского Богословского Института




 
Приглашаем посетить проект прихода Всемилостивого Спаса
«Непридуманные рассказы о войне» 

 
«Непридуманные рассказы о  войне»

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.