В неделю 17-ю по Пятидесятнице – Мф 15:21–28 (зач. 62):

В те дни Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

hanan

Сегодняшнее евангельское чтение совсем небольшое по объему. Что же, это хорошо: есть надежда, что мы сможем целиком охватить его взглядом.

Господь еще недавно был в Иудее и обличал фарисеев. Теперь же он отправляется в окрестности Тира и Сидона – знаменитых финикийских городов, славившихся в прежние времена своей морской торговлей. Но жители этих земель были язычниками. И вот, как повествует евангелист, женщина-хананеянка стала идти вслед за Спасителем и Его учениками, взывая к Нему о помощи. Просила она не за себя (будь так, у нее, может быть, не достало бы смелости и дерзости обращать на себя внимание Учителя), но за свою дочь, которая была одержима бесом и испытывала из-за этого немалые страдания. Что же Спаситель? Он молчит. На первый взгляд, это жестоко. Но Господь, ведая тайны каждого человеческого сердца, знал, что эта женщина способна вынести и Его молчание, и Его – резкое и жесткое – слово.

Апостолы просят: отпусти ее. Трудно сказать, сочувствовали ли они несчастной матери или же, подобно неправедному судье из притчи, ходатайствовали о ней перед Учителем просто потому, что хотели избавиться от ее криков. Так или иначе, Господь обращает наконец внимание на ханеянку. Однако что же Он говорит? – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Казалось бы, отказ выражен достаточно ясно. Но такой ответ израильского Мессии не обескураживает уверовавшую в Него язычницу: напротив, она подходит ближе и, как будто ничего не произошло, повторяет: «Господи, помоги мне!» Тогда Христос произносит фразу, чуждую всякой толерантности и политкорректности: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Он называет иудеев детьми (очевидно, детьми Божьими), а язычников – псами.

Конечно, Спаситель в этих словах не выражает свое отношение к язычникам: Он лишь говорит то, что сказал бы любой правоверный иудей, уверенный в избранности и исключительности собственного народа в сравнении с прочими народами, не знающими Единого Бога. Возможно, женщина почувствовала, что строгий тон не соответствует любящему и сострадающему сердцу Иисуса, и она продолжает свои просьбы, смиренно соглашаясь с оскорбительным наименованием: «Да, Господи, мы, язычники, – псы, это правда. Но ведь и псы едят крошки, падающие со стола их господ».

Женщина выдержала испытание. Ее вера оказалась крепкой, а надежда – непоколебимой. Забыв о себе, она выпрашивала, вымаливала исцеление для близкого, дорогого ей человека. И Сын Божий перед своими учениками (а может быть, тут были и другие люди) засвидетельствовал великую веру хананеянки и исцелил ее дочь.

Подобное нередко бывает и в нашей жизни: мы усердно просим Господа о чем-то, весьма важном для нас, а порой – и не о себе, и не для себя. Но Господь не спешит исполнять нашу просьбу. Как Он испытывал веру хананеянки, так Он испытывает и нашу веру: не отступися ли после первой неудачи? не опустим ли руки? не разочаруемся ли? И если не выдержим испытания – грош цена нашей вере и нашей молитве. Но если будем неотступны, если будем тверды в своем уповании, если со смирением и надеждой будем просить вновь и вновь, сознавая свое недостоинство, но памятуя вместе с тем о всемогуществе Божием, а главное – о Его любви к нам, тогда наше прошение, будучи исполненным, принесет нам самим немалую пользу, способствуя духовному возрастанию и укреплению.

В неделю 17-ю по Пятидесятнице – Мф 15:21–28 (зач. 62):

В те дни Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час.

Сегодняшнее евангельское чтение совсем небольшое по объему. Что же, это хорошо: есть надежда, что мы сможем целиком охватить его взглядом.

Господь еще недавно был в Иудее и обличал фарисеев. Теперь же он отправляется в окрестности Тира и Сидона – знаменитых финикийских городов, славившихся в прежние времена своей морской торговлей. Но жители этих земель были язычниками. И вот, как повествует евангелист, женщина-хананеянка стала идти вслед за Спасителем и Его учениками, взывая к Нему о помощи. Просила она не за себя (будь так, у нее, может быть, не достало бы смелости и дерзости обращать на себя внимание Учителя), но за свою дочь, которая была одержима бесом и испытывала из-за этого немалые страдания. Что же Спаситель? Он молчит. На первый взгляд, это жестоко. Но Господь, ведая тайны каждого человеческого сердца, знал, что эта женщина способна вынести и Его молчание, и Его –резкое и жесткое – слово.

Апостолы просят: отпусти ее. Трудно сказать, сочувствовали ли они несчастной матери или же, подобно неправедному судье из притчи, ходатайствовали о ней перед Учителем просто потому, что хотели избавиться от ее криков. Так или иначе, Господь обращает наконец внимание на ханеянку. Однако что же Он говорит? – «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». Казалось бы, отказ выражен достаточно ясно. Но такой ответ израильского Мессии не обескураживает уверовавшую в Него язычницу: напротив, она подходит ближе и, как будто ничего не произошло, повторяет: «Господи, помоги мне!» Тогда Христос произносит фразу, чуждую всякой толерантности и политкорректности: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Он называет иудеев детьми (очевидно, детьми Божьими), а язычников – псами. Конечно, Спаситель в этих словах не выражает свое отношение к язычникам: Он лишь говорит то, что сказал бы любой правоверный иудей, уверенный избранности и исключительности собственного народа в сравнении с прочими народами, не знающими Единого Бога. Возможно, женщина почувствовала, что строгий тон не соответствует любящему и сострадающему сердцу Иисуса, и она продолжает свои просьбы, смиренно соглашаясь с оскорбительным наименованием: «Да, Господи, мы, язычники, – псы, это правда. Но ведь и псы едят крошки, падающие со стола их господ».

Женщина выдержала испытание. Ее вера оказалась крепкой, а надежда – непоколебимой. Забыв о себе, она выпрашивала, вымаливала исцеление для близкого, дорогого ей человека. И Сын Божий перед своими учениками (а может быть, тут были и другие люди) засвидетельствовал великую веру хананеянки и исцелил ее дочь.

Подобное нередко бывает и в нашей жизни: мы усердно просим Господа о чем-то, весьма важном для нас, а порой – и не о себе, и не для себя. Но Господь не спешит исполнять нашу просьбу. Как Он испытывал веру хананеянки, так Он испытывает и нашу веру: не отступися ли после первой неудачи? не опустим ли руки? не разочаруемся ли? И если не выдержим испытания – грош цена нашей вере и нашей молитве. Но если будем неотступны, если будем тверды в своем уповании, если со смирением и надеждой будем просить вновь и вновь, сознавая свое недостоинство, но памятуя вместе с тем о всемогуществе Божием, а главное – о Его любви к нам, тогда наше прошение, будучи исполненным, принесет нам самим немалую пользу, способствуя духовному возрастанию и укреплению.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.