Архимандрит Аввакум (Давиденко) рассказывает о парадоксальных людях — странниках и богомольцах, кочевавших по Советскому Союзу, и об источнике святой Анны под Почаевом.
Иеродиакон Савва, с которым мы вместе несли послушание в Почаевской лавре, как-то рассказал о своей страннической жизни под Почаевом на источнике святой Анны:
До войны над источником стояла часовня, внутри самой часовни открывался вглубь спуск, и можно было погрузиться в воду, напиться набрать воды в дорогу. Источник вытекает и образовывает поток Иква. Много раз власти стремились уничтожить источник. Во времена безбожия часовню закрыли и разрушили до основания, а сам источник много раз засыпали навозом, чтоб люди не набирали воду. Однако верующие расчищали и восстанавливали его.
Тогда стали засыпать землей. Но упорство людей было безгранично: землю изымали и восстанавливали ток воды. Тогда власти стали засыпать камнями и гравием, и в конце концов спрятали источник под крепкими бетонными плитами. Вода же все равно пробилась и образовала источник в другом месте. Когда его опять засыпали, вода ударила с новой силой. И рядом возник поток, даря жизнь и обновление всему живому.
Богомольцы всегда посещали это место. Настолько оно нравилось и нравится людям, что некоторые «духовидцы» даже смело, на полном серьезе утверждали, что Матерь Божия являлась именно у источника святой Анны! В подтверждение они находят там камешки, точь-в-точь напоминающие стопу.
Некоторые «мистически одаренные» видят в плесе озерца образ праведной Анны с Девой Марией на руках, некоторые видят одну корону, или нимб… Это место как магнит притягивает людей.
Солнышко пригревает. Мы, странники и богомольцы, человек двадцать пять, возле озерца. Помню, и юродивый Петр был с нами. Оккупировали, кто постирался и сушит на траве свои одежки, кто нет, кто читает акафист, несколько человек, молясь, подпевают. Образовывая нестройный, но все же хор. Вода в земляном озере не такая, как в других местах — какого-то чудесного голубого-бирюзового цвета. Цвета Матери Божией.
Блаженное бытие… Вдруг подкатывает милицейский бобик, и милиция к нам. Кто помоложе и попроворнее — врассыпную, мы, кто постарше, остаемся. «Так, что, тунеядцы, греетесь тут? Работать не хотите… Леонтьевцы (псевдоправославная секта на Западной Украине — прим. ред.) небось, мы до вас доберемся… а ну, чтобы духа вашего здесь не было! Это заразная вода. Здесь не то, что купаться и пить нельзя, а и находиться рядом нельзя! Уходите…»
Оставив источник праведной Анны, мы идем на Божью гору — такой себе «собор» непосед, странников, странниц и богомольцев, неприкаянная коммуна человек пятнадцать, шествующих летом и зимой вслед Христу. Ночуем в пещере, образованной большим камнем. Иконы развесили высоко на деревьях. Молимся. С нами был странник-иеромонах, который каким-то чутьем чувствовал опасное приближение милиции. Он вдруг прерывает службу и говорит: сейчас прячемся все, разбредаемся по лесу. Чувствую, что едет милиция. Он был прозорлив. А мы ничего не предощущали. Вот мы с поляны быстро прячемся в зарослях мелких, но густых кустарников. Наблюдаем. И действительно, где-то через пять-десять минут на поляну выходит наряд милиции.
В тот день, как ни странно, никого не изловили. Видимо, над нами был покров прозорливого молитвенника.
Но наряды милиции зачастили на Божью гору с неимоверной регулярностью, и нам пришлось оставить это место. Жить там стало просто-таки невозможно. Приезжала даже машина-вышка снимать иконы с деревьев. Некоторые сняли, а до некоторых так и не дотянулись, насколько высоко мы их развесили. Так и уехали, а наши иконы еще долго-долго встречали богомольцев, указывая дорогу к святу месту, к источнику…