О разнообразной, полной страшных событий истории России, которая не чужда нам вне зависимости от политических взглядов, и о том, что на самом деле формирует наше единство, размышляет монахиня Елисавета (Сеньчукова).
История празднования Казанской иконе Божией Матери 4 ноября отлично известна: это дата начала переговоров (по новому стилю) Второго народного ополчения под предводительством князя Дмитрия Пожарского и польско-литовского гарнизона Московского Кремля. Переговоры велись с 22 по 27 октября 1612 года и завершились победой соратников Пожарского. А своей покровительницей участники ополчения считали Божию Матерь, причем особо чтили они Казанскую икону. Вот и стали ее память праздновать 22 октября. После победы был созван Земский собор, на котором на царстве избрали первого царя из рода Романовых – Михаила Федоровича. Россия стала единым государством, причем выбор был сделан всенародно – так что это был действительно акт народного единства.
А вскоре начало правления одного из величайших царствующих домов Европы было омрачено страшной и бессмысленной казнью трехлетнего мальчика – Ивашки Воренка, сына самозванца Лжедмитрия и Марины Мнишек. Злые языки говорят, что этим злодеянием была предрешена судьба самого дома Романовых. Невинного мальчика за преступления отца повесили на воротах Кремля, чтобы не вырос и не попробовал взять реванш, а детей последнего Государя убили просто так, потому что они были его детьми, чтобы тоже не выросли и не стали символом восстановления ненавистной царской власти.
Прямой связи, конечно, нет. Нет ничего предрешенного, мы не марионетки, история – не механизм и не движения рук кукольника. Просто гудит жутковатое эхо, перекликаются века, проникают друг через друга, творя и насыщая историю.
Таких символов и знаков вообще много.
Вот еще одно, не менее зловещее совпадение. 22 октября 1648 года у второго русского царя Алексея Михайловича родился сын Дмитрий. Царь на радостях сделал московский праздник Казанской иконы Богородицы и освобождения столицы – всероссийским. Но мальчик не прожил и года. Просто внезапно умер. Такая вот получилась слезинка младенца посреди мировой гармонии, говоря образами Достоевского. Даже двух младенцев – самозваного и настоящего царевичей.
Праздник остался. После революции, конечно, его отмечать прекратили, но в 2005 году возродили. И как-то долго он не приживался. Странная дата, далекая от нас, в школьном курсе истории не слишком отмеченная. А церковный календарь всерьез важен только для – сколько у нас там процентов воцерковленных верующих? Какое же тут народное единство? Да и существует ли оно? Ведь в обществе так много противоречий, часто люди ненавидят друг друга, готовы разругаться на всю жизнь за политические взгляды. Может, это миф? Может, мы – просто разобщенные молекулы, хаотично движущиеся элементы?
Вообще народ – понятие сложное. Есть несколько его равноправных определений, но выделить стоит основную характеристику народа: жители одной земли, объединенные общей историей. Здесь, конечно, важен момент самоидентификации, но в целом – родину и кровь не выбирают.
Так или иначе, русские – это такие люди, которым вся эта местами кровавая, местами трагическая, местами торжественная история видится своей.
Иногда горькой, достойной оплакивания, но своей. Вот народ встал и отстоял свою государственность в 1612-м, а вот встал и прогнал иноземных захватчиков в 1812-м, а вот встал и все сломал или как минимум не смог спасти в 1917-м.
Если все эти даты и события в тебе что-то пробуждают, то ты сам – реальность народного единства. И получается такой праздник со слезами на глазах, потому что быть народом, в данном случае народом русским – это ответственность и общая на всех память, не только от Ипатьевского монастыря, откуда был привезен молодой царь «Миша Романов», до Ипатьевского дома, где мученически закончила жизнь семья императора Николая II, но и дальше и в прошлое, и в будущее – от княжеских междоусобиц XII – XIII веков до митингов лета 2019 года. Мы можем по-разному оценивать события, мы можем стоять на разных мировоззренческих позициях, но пока нам наша история не чужая, мы и сами друг другу родные.
Что же до святыни, с которой почти случайно через умершего мальчика – царевича Дмитрия Алексеевича – оказалось связано всероссийское празднование, тот тут все и так ясно. Какому народу Богородица не мать – и Небесная, воцарившаяся со Христом, и земная, рожденная среди людей? Уж тем более – нашему. Так что смотри на ближнего и видь брата по Богородице. Вот тебе и народное единство.
Фото: tatmitropolia.ru