«Почитайте с детьми учебник истории». Учитель Дмитрий Казаков
История учит критическому мышлению и помогает спрогнозировать сценарии будущего, считает учитель Дмитрий Казаков. В это непростое время «Правмир» говорит с учителями о том, что важного сегодня они хотели бы сказать детям.

Для чего учить историю

Дмитрий Казаков

Часто можно слышать от разных людей, знаменитых в том числе, что история — это не наука, ведь она не точная и ее столько раз переписали. Что школьная история — суррогат, на который не нужно обращать внимания, и она нужна только для того, чтобы сдать ЕГЭ.

Но история — это наука становления настоящего в прошлом, и понять сложное настоящее, где нас окружает куча процессов, без нее нельзя. Что это за явления? Почему мы живем так, а не иначе? Откуда это взялось? Поэтому историю важно знать, а тем более в современной ситуации — для того, чтобы понять, что нас ждет в будущем.

Конечно, история — это не наука об угадывании того, что будет потом. История помогает лишь строить возможные варианты развития и определенную стратегию — в том числе своей жизни.

Если историю не знать, то иногда ты не сможешь сделать правильный выбор. Поэтому учи историю, понимай настоящее — и сделаешь свое будущее.

Например, можно с большой долей вероятности предположить, какая профессия будет востребована, какая нет. А можно и в более сложных процессах разобраться. Но если не пытаться, ничего не будет понятно, ты будешь воспринимать мир просто эмоционально.

Игры с ярым патриотизмом опасны

Сейчас на повестке дня тема патриотизма. Но патриотизм, который часто определяется как «любовь к Родине», — это слишком простое его понимание. Патриотизм возник в Новое время, с появлением национальных государств, это гораздо более сложное понятие.

Патриотизм создавался как идея для сплочения только появляющихся наций в XVIII–XIX веках. Сейчас сплотить людей уже гораздо сложнее. Если человек XIX века имел мало источников информации, то сейчас это совсем по-другому.

В XX веке патриотизм смешали с национализмом, и очень трудно отделить одно от другого.

Игры с ярым патриотизмом опасны. Где найти золотую середину, вопрос очень сложный.

Именно история учит критическому мышлению — и тогда мы можем разобраться, что такое патриотизм, а что им не является, в чем подвох. Понять, что тебя ведут куда-то не туда. И вероятность того, что ты окажешься в какой-то непростой, неправильно выбранной ситуации снижается. Читайте книги, изучайте историю — там есть все ответы.

Не поддаваться эмоциям

В средствах массовой информации очень много эмоциональных оценок в отношении исторических событий, личностей, современной ситуации. Каждая секунда, уходящая от нас, становится историей. Поэтому события вчера — это уже история, их тоже можно оценить.

И когда мы слышим эти эмоциональные оценки, то должны понимать, что они очень субъективны.

В голове должен быть инструмент, который поможет понять, что это всего лишь эмоция, которая, к сожалению, сейчас захватывает всех нас.

Люди отходят от холодного анализа событий, сваливаются в субъективизм.

И я как учитель истории хочу сказать родителям: обращайте на это внимание детей, посмотрите, занимаются ли они историей. Объясняйте им, что изучать ее важно и нужно, и сами тоже не забывайте почитывать что-нибудь интересное — хотя бы то, что ваши дети читают. Вместе читайте книги, хотя бы даже параграфы из учебника, пусть они и не идеальны.

В каких случаях отстаивать свою точку зрения

История не должна превращаться в набор фактов. Это все-таки наука, одной из главных задач которой является развитие критического мышления. Есть события, по которым есть более или менее твердое мнение. Но есть темы дискуссионные, и эту дискуссию нужно поддерживать и развивать, в том числе в школе.

Не всегда легко отстаивать свою точку зрения по некоторым вопросам. Есть вопросы сложные, противоречивые и болезненные для общества, не всегда получается на все темы открыто говорить. Не вышло бы так, что учитель навредил себе или дети навредили своим родителям.

Здесь нужно смотреть в первую очередь на себя: является ли вопрос, по которому ты хочешь спорить, для тебя принципиальным.

Иногда не стоит выдавать сразу быстрых эмоциональных ответов, надо посмотреть и подумать, кому это вообще нужно. Если ты считаешь, что та точка зрения, которую ты отстаиваешь, верна, то нужно сохранять смелость и отстаивать, не бояться учителя и вступать с ним в спор. Учителю нужно не бояться заявить в том числе в своем учительском сообществе о том, что что-то, наверное, происходит в историческом образовании не так.

Хотелось бы призвать учеников, родителей и общество в целом: на те вызовы и на то, что происходит вокруг нас, мы должны реагировать с холодным рассудком, критически оценивать ситуацию и не поддаваться эмоциональным всплескам.

Конечно, не всем событиям, которые происходят, мы можем дать оценку сейчас. Трудно говорить иногда даже о том, что произошло десятки лет назад, потому что еще не наступили последствия. Этот ответ мы получим позже.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.