«Вы, батюшка, мученик…»
Трижды в году совершается память преподобного Ионы Киевского: 22 января празднуется его преставление, в Неделю по Воздвижении – перенесение мощей, 4 ноября – прославление в лике святых. Это праздничные дни для нашего Киевского Троицкого Ионинского монастыря, но хоть они и радостны, все равно несут в себе оттенок горечи – из-за всего, что происходило в советское время, в разгар хрущевской эпохи.
Создавая свою обитель, преподобный Иона пережил немало скорбей. «Вы, батюшка, мученик», – говорили ему. А он отвечал: «Нет, я после смерти буду мучеником». И действительно, его предсказание сбылось.
В 1966 году руководство Академии наук, в ведении которой находился Троицкий храм, решило обустроить в церкви музей ботаники. Составили проект (он сохранился в архиве монастыря), по которому храм после капитальной перестройки должен был напоминать один из павильонов ВДНХ – с серпами, молотами и прочей атрибутикой советской власти. Под куполом планировали установить памятник Мичурину.
В связи с этим были вскрыты захоронения преподобного Ионы и епископа Виталия – его духовного чада, проживавшего на покое в Ионинском монастыре и также погребенного под полом Троицкого храма. Захоронение епископа Виталия было разграблено и сожжено, от тела остались только обгоревшие косточки.
Но над преподобным Ионой поглумились с особой жестокостью. После вскрытия его склепа обнаружилось, что мощи полностью нетленны. Сотрудники ботанического сада, работавшие в то время, говорят, что ни разу не видели, чтобы человек после стольких лет пребывания в земле выглядел будто только что умерший. Тело, лицо, борода, руки – все полностью сохранилось.
Но это явное чудо не остановило безбожников. Пока гроб с телом стоял в неохраняемом храме, у мощей оторвали главу. По рассказам местных жителей, ею даже играли в футбол по церкви, а затем продали художникам, которые, выварив ее и сняв кожу, сделали из нее череп для зарисовок.
В наше время мы пытались найти главу преподобного, искали свидетелей. Даже удалось отыскать одного из тех двух художников, но выяснилось, что череп преподобного еще в те времена «уехал» в Казахстан, и там следы теряются.
Уступил преподобному свое место на кладбище
В таком поруганном виде гроб с телом старца находился в храме, когда об этом узнали верующие. Один из священнослужителей, игумен Игорь, написал руководству ботсада заявление, что является племянником преподобного и просит отдать ему тело для погребения. Естественно, ему не отказали, потому что все равно нужно было гроб куда-то девать. Так мощи оказались захоронены на городском Зверинецком кладбище. Было это в октябре 1966 года.
Интересно, что отец Игорь на то время имел онкологический диагноз и место на кладбище приготовил для себя, однако уступил его преподобному, и по молитвам нашего святого старца произошло чудо: отец Игорь тогда полностью исцелился, жил еще очень долго и умер всего несколько лет назад.
Могила старца Ионы на Зверинецком кладбище всегда почиталась киевлянами: люди приходили, служили панихиды, просили благодатной помощи у преподобного и получали просимое. Ведь, как читаем в Псалтыри, «в память вечную будет праведник» (Пс. 111:6). И действительно, память о праведнике, несмотря на все гонения, сохранилась. Хотя в то время многие верующие были погружены в уныние и даже в отчаяние, когда после кратковременной оттепели начались жестокие гонения на веру, а генсек Хрущев пообещал показать в 1980 году по телевизору последнего попа.
Но были и те, кто твердо верил в силу Божию, помня слова премудрого Соломона – «и это пройдет». Они понимали, что и это богоборческое время, как и многие другие периоды гонений в истории нашей Церкви, закончится.
Новые руки от преподобного
И действительно, так и случилось. В начале 1990-х, когда возродился Ионинский монастырь, Блаженнейший Митрополит Владимир, который тогда только год как был на Киевской кафедре, благословил нашего первого настоятеля – архимандрита Агапита – обрести мощи преподобного Ионы и перенести их в родную обитель.
И вот осенью 1993-го братия собралась на Зверинецком кладбище, отслужили по старцу панихиду и стали копать. А место там достаточно влажное, поэтому, когда обнаружили крышку гроба, оказалось, что от времени и сырости она истлела и провалилась. Пришлось извлекать по частям. И лишь после этого открылись мощи преподобного Ионы.
Все убедились в том, что это гроб старца, когда на месте головы нашли мешочек с обгоревшими косточками (о том, что останки епископа Виталия также положили в гроб к преподобному, рассказывали старые монахи).
Нижнюю часть гроба извлечь было невозможно, так как она буквально срослась с землей. Мощи были переложены на белое полотно и перевезены в Ионинский монастырь. А гроб уже извлекали по частям, после чего также перенесли в обитель, собрали, помыли, высушили, положили туда облачение, найденное при обретении, и выставили под стеклом при входе в храм.
Мощи преподобного были омыты, облачены в новые одежды и на праздник Покрова Божией Матери в 1993 году торжественно перенесены на место своего первоначального упокоения, где находятся и сейчас.
Кстати, во время обретения произошло еще одно чудо. На кладбище нам помогал работник Киево-Печерской Лавры. Когда он пришел домой, то рассказал своей жене, где был, что делал и какую святыню обрели в эту ночь. После этого лег спать, а жене под утро приснился преподобный Иона, который попросил ее прийти к нему на могилу и все там убрать. Накануне женщина получила на химическом производстве сильнейший ожог кистей рук, но не посмела ослушаться, пришла на кладбище и увидела, что, так как мощи обретали ночью, на могиле действительно осталось достаточно много щепок от гроба, частей облачения. Своими перебинтованными руками женщина все это собрала в банку и принесла в монастырь. Я принял у нее сосуд с частицами гроба и облачения, и мы попрощались.
На следующее утро еще храм не открылся, а женщина уже стояла перед дверями со слезами на глазах и показывала свои полностью исцеленные руки. Причем кожа на руках была как у новорожденного – розовая, гладкая и чистая. В ту ночь преподобный исцелил эту женщину, и она с радостью пришла поблагодарить Господа и Его молитвенника – нашего киевского чудотворца – за это чудо.
Смерть как праздник
Многие, даже верующие, церковные люди удивляются: зачем столько внимания мертвым телам святых? Почему вообще мы празднуем преставление, обретение, перенесение мощей?
В Церкви в принципе много вещей парадоксальных, и человеку, не живущему мерками вечной жизни, они малопонятны. Например, в обществе принято отмечать дни рождения. Однако в случае со святыми мы их почти никогда не празднуем – только дни смерти, отшествия ко Господу. Ведь все мы созданы для вечности, и смерть – это не что иное, как рождение в Жизнь Вечную. И для праведника смерть – приобретение того, к чему он такими трудами стремился: полного богообщения, не ограниченного какими-то земными мерками, болезнями, телесными немощами. Нам сложно представить, как там все будет, но, по слову апостола, «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9).
Есть замечательная поговорка: «Конец – делу венец».
Всегда кончина является венцом жизни. Как говорят, Господь забирает человека или максимально готовым, когда он полностью созрел для Царствия Божиего, или максимально неготовым, когда сколько уже ни проживет, все равно не изменится и лучше не станет.
Как умирали тираны, убийцы? Перед смертью они не знали покоя, терзались и уходили так, как предупреждал псалмопевец, говоря: «Смерть грешников люта» (Пс. 33:22). И как умирали праведники: из житий первых христианских мучеников узнаём, какие удивительные чудеса связаны даже с их смертью – когда сами мучители зачастую оставляли язычество и становились христианами.
Уже из более поздних источников известно, как оканчивалась земная жизнь великих старцев – в келии, в окружении духовных чад, сомолитвенников. Кончина праведников была такой, о которой мы просим на каждом богослужении: «безболезненной, непостыдной, мирной». Была настоящим успением – когда человек просто засыпал, чтобы проснуться уже в Царствии своего Господа, Которого всем сердцем любил и к Которому всей своей жизнью стремился.
Вот, собственно, такие дни мы и празднуем.
Хотя слово «праздник» в данном случае не совсем отражает смысл того, что происходит. Значительно ближе по смыслу украинское слово «свято». Потому что, когда вспоминаем то или иное событие священной истории, чтим память того или иного праведника, мы прикасаемся к святыне, становимся хоть чуть-чуть, но сопричастниками великих и таинственных событий.
Некоторые праздничные богослужебные тексты прямо призывают: «Взыдем на Голгофу вместе со Христом», «вместе с Его ученики взыдем на гору Фаворскую»… Церковь на богослужении всех нас приглашает прикоснуться к святыне. В этом, собственно, смысл праздничных дней – подойти, быть рядом с Господом в Его земной жизни, в Его страстях, в Его воскресении, стать рядом со святыми, которых мы почитаем, прикоснуться к их святости.
Да не смущается сердце ваше
Тела многих святых еще при жизни были просвещены божественным светом, изменены божественной благодатью. Зачастую они приобретали какие-то необычайные свойства: постники-аскеты многие годы находились в условиях, в которых даже животные не могли бы выжить; пытки, которым подвергали мучеников, человеку в обычном состоянии вынести было невозможно.
И буквально с первых веков христиане с особым трепетом относились к телам мучеников, как к свидетельству их подвига, жизни во Христе.
Тем более что мощи многих святых были до времени сокрыты – например, глава святого Иоанна Предтечи. В церковном календаре есть целых три празднования ее обретения. У этой святыни драматичная история: каждый раз нахождение главы становилось настолько великим событием, что Церковь зафиксировала это в своем богослужебном круге.
Хотя не всегда мощи были недоступны. Например, гроб с телом святителя Феодосия Черниговского изначально находился в склепе под Борисоглебским собором города Чернигова. К святителю приходило очень много людей, было зафиксировано множество случаев благодатной помощи и исцелений, и, когда состоялась канонизация, гроб торжественно перенесли в Троицкий собор, в котором святой Феодосий служил, будучи Черниговским архипастырем. Поэтому праздника обретения его мощей нет – только прославление в лике святых.
Но происходило и такое, как в случае с нашим преподобным Ионой. Когда после всех надругательств и скитаний святыня была обретена и перенесена в обитель, это стало настоящим торжеством не только для братии нашего монастыря, но и для всех православных киевлян, всех людей, которые получили возможность молиться нашему святому старцу у его мощей, просить его благодатного заступничества перед Господом.
Может быть, кого-то и смущает излишнее, на их взгляд, внимание верующих к телам святых. Но, думаю, если раздробить Православие на составляющие части, много чего по отдельности может смутить. Все-таки церковное Предание нужно принимать в полноте, в его целостности. Если оставило Предание свидетельство о почитании святых, если издревле Церковь это совершает, я это принимаю и «ничтоже вопреки глаголю». Так же, как пост по средам и пятницам, многодневные посты. А если начинать дробить, анализировать: это мне нравится, а это нет – так и от Церкви ничего не останется.
Наконец-то я дома
…Помню, как сразу после обретения и перенесения мощей преподобного Ионы в наш монастырь снится мне сон. Будто бы старец ходит по обители, с хозяйским видом обходит вокруг храма, везде заглядывает. Смотрит, где что обвалилось, где чего не хватает (а храм наш тогда находился в полной разрухе). Вот походил он так, а потом и говорит: «Наконец-то я дома!»
Так ярко запомнилось мне это, что до сих пор стоит перед глазами… Действительно, сейчас преподобный у себя дома. Он здесь настоятель, он управляет своей обителью и, надеюсь, молится о нас – всех тех, кто здесь живет и кто приходит в наш монастырь на молитву.
Записала Юлия Коминко