Исцеление бесноватого: какой путь выберем?
Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 26-38
26 И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.
27 Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.
28 Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что’ Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.
29 Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.
30 Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.
31 И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.
32 Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.
33 Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.
34 Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.
35 И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.
36 Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.
37 И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.
38 Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав:
39 возвратись в дом твой и расскажи, что’ сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.
Протоиерей Павел Великанов:
В рассказе евангелиста об исцелении гадаринского бесноватого есть несколько очень интересных моментов.
Первый момент, на который нельзя не обратить внимание, это то, что жители Гадаринской страны разводили свиней, что категорически было запрещено Моисеевым законом.
Второе — то, что Спаситель слушает просьбу бесов и не отправляет их в бездну, разрешает им войти в этих самых пресловутых свиней, чтобы целое стадо бросилось, обезумев, в море.
И третий момент, наверное, самый важный в этой притче — это тот страх и ужас, который объял жителей этой страны, когда они увидели явное чудо исцеления, казалось бы, неисцелимой духовной болезни человека. Когда они увидели что произошло, весь город вышел навстречу Христу, но не для того, чтобы поблагодарить Его, изумиться Его божественной силе и услышать спасительные слова. Они вышли навстречу Ему с единственной целью — не допустить Его в свой город, не дать Ему возможность войти в семьи, не дать Ему разрушить тот сложившийся уклад жизни, который для них представлял самую главную ценность.
Сегодняшнее Евангелие — одно из редких свидетельств того, как человек просит Бога, просит Христа Спасителя убраться куда подальше. Это связано вовсе не с неверием в Христа. Это связано с тем, что люди категорически отказываются менять тот самый образ жизни, который сложился и для них стал самым главным.
Вывод, который мы должны сделать из сегодняшнего евангельского повествования, заключается в следующем. Каждый раз, когда в нашу жизнь явным образом вторгается что-то такое, чего мы никак не ждем, что разоряет наши планы, что идет вразрез с нашими пожеланиями и представлениями, мы должны остановиться и очень серьезно задуматься. Задуматься не о том, за какие грехи нам это посылается, а задуматься над тем, что от нас хочет Господь в этой ситуации.
Действительно, а что хотел Господь от жителей Гадаринской области, когда совершал это исцеление бесноватого. Он хотел, чтобы люди покаялись, чтобы они ощутили близость духовного мира и осознали, что множество тех проблем, мимо которых они проходили, на самом деле было ничем иным, как некой формой служения демоническим силам.
Но Бог не насилует никого. Он оставляет возможность самому человеку выбрать тот путь, по которому будет идти дальше — либо в Жизнь Вечную, либо в вечную погибель. Жалко, что жители Гадаринской области выбрали второе. Но что выберем с вами мы — зависит исключительно от нас самих.
«Воскресные Евангельские чтения» — цикл еженедельных просветительских программ с комментариями к воскресным евангельским чтениям. Цель проекта — познакомить со Священным Писанием самую широкую аудиторию. Автор и ведущий — протоиерей Павел Великанов. Программы выходят на региональных телеканалах Владимирской области. Идея воплощена в жизнь по инициативе Муромского Свято-Благовещенского монастыря благодаря гранту конкурса «Православная инициатива».