Конец декабря — традиционное время для подведения итогов года. Каким этот год был для них лично и для всей страны, мы попросили рассказать священнослужителей, общественных деятелей, деятелей культуры и искусства. Своими впечатлениями и размышлениями делится игумен Нектарий (Морозов), руководитель информационно-издательского отдела Саратовской епархии.
Итоги года для Церкви
Год этот для Церкви в России однозначно не был простым. Я далек от того, чтобы называть те трудности, с которыми нам пришлось столкнуться, «гонениями»: это, скорее, своего рода «проверка» на прочность, проверка не для Церкви, разумеется, а для нас, людей ее. Врагов у Церкви во все времена было немало, хватает их и сегодня.
История учит нас, что агрессия мира против христианства волнообразна: она то нарастает, то идет на спад. Пожалуй, сейчас она потихоньку начинает нарастать. Но именно потихоньку: у тех, кто не любит Церковь в России, есть денежные средства, есть медийные ресурсы, есть определенные ресурсы влияния, но нет на сегодня власти. Или, правильнее, достаточной власти. Поэтому гнать они пока не могут, а вот жалить, уязвлять — способны. И чем дальше, тем точнее и, соответственно, больнее.
В связи с этим мне кажется, что одним из главных итогов для Русской Православной Церкви должно стать понимание, четкое осознание необходимости в очень серьезной работе над ошибками, которые были и права на которые у нас становится все меньше и меньше. А может, и вообще уже нет. На что при этом стоило бы обратить особое внимание?
Прежде всего, на тот неоспоримый факт, что опасно начинать наступление, когда тыл обеспечен недостаточно хорошо. За короткое время был осуществлен очень серьезный прорыв вперед на информационном поле, на поле внешней деятельности Церкви. Это вызвало однозначное раздражение и озлобление у негативно настроенных по отношению к Церкви сил.
Рассчитывать на благородство, на разборчивость в средствах в борьбе против нас со стороны этих людей не приходится никак. Их излюбленная тактика: находить и вытаскивать на поверхность недостатки церковной жизни и посредством этого дискредитировать Церковь в целом.
К сожалению, у нас таких недостатков сегодня немало, потому и получается, что серьезная и ответственная работа множества людей оказывается подчас полностью «перекрыта» какой-нибудь автомобильной аварией или рукоприкладством по отношению к пожилой женщине. Следовательно, было бы логично на первый план вывести именно исправление недостатков. И при том иметь некую четкую, согласованную программу действий на случай, когда немощь кого-либо из членов Церкви, ее священнослужителей, становится поводом для ее критики.
Это ведь может быть в том числе и мирянин, живущий далеко не в мире с Церковью и своей совестью, или клирик, подумывающий об оставлении служения в сане. Но люди внешние не знают о том, что есть те, кто «вышли от нас, но не были нашими» и по ним будут судить о всех нас.
Очевидно, что нас изучают, за нашей жизнью внимательно следят, наши «болевые точки» противники Церкви видят уже не хуже, а подчас и лучше нас. Вот и нам надо свои болевые точки хорошо знать и не только знать, конечно, а и лечить. И, если сил и времени на это катастрофически не хватает, то все же именно это иметь в числе первоочередных целей, а от чего-то — даже более масштабного, в перспективе нужного, временно отказаться. Или хотя бы перераспределить немного силы…
Еще очень важно помнить, что когда мы выходим на поле «внешних отношений», то чаще всего оказываемся вовлечены поневоле в игру, в которую играет враждебный Церкви мир. И как бы разумны мы ни были, каким бы духовным опытом ни обладали, оказавшись «в игре», мы обязательно проиграем, поскольку правила в ней устанавливаем не мы и они могут очень быстро меняться. Вообще игра не наше дело, поэтому нужно просто оставаться собой, не боясь этого и не смущаясь, не стараясь «догнать и перегнать» тех, с кем нам совершенно очевидно не по пути.
Важно также научиться отличать вызовы от провокаций и на первые давать ответ, а на вторые не поддаваться.
Думаю, что все то, что доставляло нам беспокойство в этом, 2012 году, было лишь разминкой, пристрелкой, отработкой для подобных кампаний в недалеком будущем. Поэтому расслабляться нам никак нельзя, продолжение последует.
Церковь и общество
Мне всегда кажется немного искусственным то противопоставление Церкви и общества, которое неминуемо обозначается, когда мы говорим о взаимоотношениях между той и другим. Словно граница какая-то прокладывается: вот Церковь, а вот «все остальное общество». А в жизни этой границы нет, как и «всего остального общества», впрочем. Есть люди, по разному относящиеся к Церкви, более близкие и менее близкие к ней, более далекие и менее далекие от нее. И это не игра в слова: вопрос о «границах Церкви» даже с богословской точки зрения крайне непрост. А тут…
Разве редкость: человек против Церкви и в то же время он в ней? И о том, кто выиграл и кто проиграл, как можно говорить? Для Церкви может быть победой одна победа — верности Христу. А поражение — в предательстве и лишь в нем одном. Можно ли говорить о том, что если противники Церкви преуспевают в борьбе против нее, то они в выигрыше? Как назвать выигрышем собирание себе гнева Божия на день гнева Его? Я понимаю, что то, о чем я говорю, верно тогда, когда мы остаемся теми, кем должны быть, и в игры — пусть даже с благими целями — не играем. Но так оно и должно быть, а не как-то иначе.
Если говорить о «проигравших», то проигравшие — те, кто мог бы придти в Церковь и не пришел из-за того, что соблазнился о ней. Или ушел из нее по той же причине. Таких людей сегодня немало. Кто в этом виноват? — Без сомнения, и враги Церкви, и сами соблазнившиеся, и мы — в том, в чем обманули их ожидания на самом деле — ведь мы все хуже, чем должны были бы быть, чем могли бы быть… И нет смысла говорить о прочих «виноватых» — что-то изменить мы можем лишь в себе. И должны.
Каковы итоги минувшего года в плане «отношений Церкви и общества» мне лично трудно в целом сказать. Я могу сказать лишь, что хотел бы видеть главный итог в понимании, что нам делать дальше. И мне думается, что это совершенно ясно, это очень просто и одновременно неимоверно сложно: мы просто должны быть как можно лучше, как можно чище. И люди, узнавая нас — чистых и хороших, быстро разберутся, где правда и где ложь. Если же мы такими не будем, то все — зачем?
Я уверен, что разговор о Церкви в грядущем году должен быть в первую очередь не о «роли Церкви» в чем бы то ни было, как бы она ни была реально велика, не о социальном партнерстве с государством, не о наших планах и свершениях, а о том, что есть в ней главного — о том чуде преображения в Церкви души и самой человеческой жизни, которое должно совершаться, и о том, почему же оно так часто не совершается. И как сделать, чтобы совершалось все-таки…
Потому что это и правда чудо, множество чудес, и скрывать их невозможно, их видят те, кто находится рядом с «преобразившимися», и это — лучший «разговор о Церкви», лучшее миссионерство, лучшая проповедь.
И в этом году, и в любом другом главным словом будет: «Христос». А в нем для меня все — и жизнь Господа на земле, и служение Его нашему спасению, и вольная смерть, и воскресение, и все, что касается нас и нашей собственной, временной, а потом и вечной жизни.
Личные приоритеты
Если это важно и если сказать в двух словах, каким был лично для меня уходящий год, то он тоже был трудным. Слишком много дел пытался делать и в каждом из них слишком мало преуспевал. Это, во-первых. А во-вторых, вновь и вновь старался понять, как в чрезмерности для меня этих дел не утратить самого главного: способности работать над собой, ставя это не на второе, третье или какое-то еще, а на первое место. И получалось это у меня плохо. А без понимания сего, уверен, ничего доброго не выйдет. Практического понимания, конечно, не теоретического —последнего-то у всех нас довольно.
Были встречи с самыми разными людьми, каждый из которых чему-то меня учил и чем-то помогал. Также и события единого не было, а множество различных — более или менее важных, радостных и скорбных, из которых складывается жизнь.
В наступающем году хотелось бы направить свои усилия на исправление тех недостатков, в которых меня обличает совесть, на то, чтобы день за днем учиться не самому действовать, а давать действовать Богу, лишь прислушиваясь к едва различимому порой голосу сердца, который подсказывает, как этому действию не мешать…
Читайте также:
Итоги 2012 Олеси Николаевой: О книгах и разочарованиях года