Конец декабря — традиционное время для подведения итогов года. Каким этот год был для них лично и для всей страны, мы попросили рассказать священнослужителей, общественных деятелей, деятелей культуры и искусства. Своими впечатлениями, размышлениями и прогнозами на следующий год делится священник и архитектор, клирик Спасо-Преображенского монастыря г. Рязани иерей Константин Камышанов.
Итоги 2012 для Церкви
Наша Церковь сделала шаг вперёд. Вся история Церкви — это история вызовов истории и ответов на них. Вызовом последнего времени стал хулиганский поступок несчастных дам в ХХС. Он как спусковой крючок стартового пистолета дал толчок к размышлениям о месте нашей Церкви в современном мире, заставил задуматься о казалось бы интуитивно ясных вещах: что такое Церковь, кто я в ней, чем являются для нас люди вне церкви, что такое грех и прощение?
Мы повторно сдавали экзамен на христианство хотя сами перед собой.
Несмотря на то, что в самой Церкви наметились два взаимоисключающих варианта отношений Церкви и государства, общим было то, что оба варианта предполагают активное внутреннее миссионерство, раскрытие Православия и необходимость его реализации в жизнь.
Патриарший вариант — это хорошо известная идея Симфонии. Либеральный вариант предлагает полный разрыв с ЭТИМ государством и уход во внутренний мир, в самозаданное культурное и правовое гетто.
В прикладном значении, для простых христиан тема внутреннего миссионерства поставила вопрос о том, ЧТО мы обираемся проповедовать: чтение утреннего и вечернего правила, отсечение воли в послушании духовнику, аскезу, молитву или то, что сегодня от нас ждет, и даже требует общество — явление Истины личным примером милосердия и служения Христу в реальной обыденной жизни?
Вопрос: «Кто есть Христос для меня и страны?» — задали себе почти все православные. Это был очень важный и полезный вопрос.
Перемены в 2013
Я, как член Церкви, жду перемен, прогнозируемых Церковью, озвучиваемых Патриархом.
Среди них мне ближе всего упомянутые дела веры. То есть, я жду, что мы, православные христиане, наконец-то, по примеру Христа, выйдем за ограду собственного дома и прийдем к нуждающимся детям нашего общего Небесного Отца. Мы должны убрать из нашей жизни двухвалентность и двоедушие, когда внутри церковной ограды мы братья и сестры, а вовне — обычные граждане обычной страны, в то время как мы — граждане Неба.
Это так просто и так трудно — победить в себе черствость, жадность и малодушие, без чего и христианами-то называться нельзя. Это нельзя запротоколировать или принять в качестве программы, но вызов общества лучше всякого циркуляра, самой кожей ощущается всеми нами. Я ожидаю, что все участники Литургической жизни в Церкви сделают шаг вперед именно в делах милосердия и раскрытия прекрасного образа Христа и христианской веры через личный подвиг любви к людям.
В канун Рождества именно такие мыли особенно приличны. Ведь Рождество — это и есть переход Любви в зримую действенную форму. Возможно, в нас самих еще не состоялось Рождество как переход от виртуального существования нашей души к реальному, актуализация нашей собственной любви. Святая ночь, повторяясь ежегодно, часто проходит мимо нашей души просто вечерним событием в храме.
Внутренний отсчет жизни нашей души, возможно, не преодолел этот барьер, ключевой для христианской самоидентификации. Вероятно, для многих из нас остается загадкой сама земная жизнь Христа, Его метания по Святой Земле, мотив Его исцелений и Воскресения. Куда там Пасха, если не разобрались с точкой входа…
Церковь и общество
Смерть попам
Попы — убийцы
Такие надписи появились на стенах нашего рязанского Спасского монастыря. В самой Рязани оформилась радикальная группа антихристиан, заявляющая о себе малочисленными пикетами и некорректным поведением в медиа-пространстве. Это яркий факт последних месяцев.
Вместе с тем, абсолютное большинство рязанцев продолжают предоставлять огромный кредит доверия как клиру, так и всей Церкви. Я внимательно и пристрастно присматривался к своим согражданам, пытаясь уловить тень противоречий, инспирируемых блогосферой, и не нашел их.
Конечно, это не совсем успокаивает. Перед революцией, за несколько дней до февральского переворота, обер-прокурор Синода Николай Жевахов, проезжая Екатеринодар, отметил, что казаки, отъезжавшие на фронт, были веселы, танцевали и пели. И через три дня свершилась революция. Ясно, что судьба страны будет совершаться в Москве, и мы практические не имеем к этому отношения.
Итоги отношений Церкви и общества, мне кажется, подводить рано. Они только начали оформляться как фрагмент Большого Общественного Договора трех высоких договаривающихся лиц — государства, Церкви и народа.
Церковь в грядущем году
Вопросы, которые должны подниматься внутри Церкви, состоят из двух блоков.
Первый — это сумма вопросов, задаваемых руководством Церкви самим себе и клиру.
Второй, и это новое — это внутренний запрос паствы к клиру. Раньше такого не было. Озвучивание внутренних проблем мирянами, предложения по совершенствованию внутренний жизни Церкви, требования к личным свойствам клириков стали публичными и настоятельными. Мне кажется, что это хорошо, поскольку показывает что у мирян начинают осознавать себя ответственными членами Церкви.
Разговор внутри Церкви должен из монолога превратиться в диалог. Это очень важно для сохранения Церкви как соборного тела.
О личном
Я не делю свою жизнь на года. Сердце во мне то же, что было и в детстве и в юности, а главное событие 365 дней всегда одно — Пасха. Ощущение ежедневной пасхальной радости не рвется напополам 31 декабря.
Мои памятные события — это новые храмы, построенные по моим проектам. Ежегодно прибавляется храм за храмом, и это всегда праздник.
Жизнь несколько изменилась в связи с сотрудничеством с изданием «Православие и Мир». Анна Данилова смогла убедить меня привести личные наблюдения и записки в организованный вид для их публикации. Пришлось быть более внимательным к слову.
Несколько неожиданным стало внимание к моей архитектурной работе со стороны московских коллег. Очень был рад личному знакомству с архитектором Андреем Анисимовым и художником Еленой Черкасовой, иконописцами Светланой Ржаницыной, Филиипом Давыдовым и Нателлой Азаровой. Благодарю Бога за новых друзей.
Слово года?
В связи с этим ужасно надоевшим и разрекламированным перфомансом у моих соотечественников вдруг обнаружилась черствость к слову и к Слову.
Стало нормальным везде произносить эти гадкие слова как должное, что свидетельствует о какой-то внутренней ущербности и инвалидности взволнованных этим событием сограждан. Удивила возможность лепить из наших обывателей, как из пластилина, нелепые фигуры руками медийных ресурсов. Взяли и так просто заставили народ собачиться по глупому и пустому поводу. Как в театре абсурда, вбросили пустышку, тряпку, фейк — и публика вцепилась в него, и как марионетка полгода дергается на нитках кукловодов. Ужаснула сила невидимой руки, готовой вбросить весь наш народ на площадку для собачьих боев.
С другой стороны, удивила реакция некоторых верующих. Разброд и шатание в понимании Христа и Церкви впечатлил. Оказалось, что под христианством одни понимают толстовство и буддизм, другие — предвосхищают православный шариат. Открылось, что прекрасно разработанные теоретические этические и идеологические концепции типа соловьевской Симфонии не имеют своего практического транслирования.
Удивил также крайний эгоцентризм участников дебатов, отсутствие не только авторитетов, но даже больше — полная исключенность из контекста культуры не только Церкви, но и культуры вообще. Явилось так много якобы церковных людей, про которых еще патриарх Алексий говорил, что вещают «от ветра в голове».
Я пришел в Церковь еще при советской власти. У многих христиан из нашего поколения есть иммунитет к такой дурацкой пропаганде. А в том, что это не событие, а пиар-акция, у меня нет ни малейшего сомнения. Медийная буря меня оставила практически равнодушным к ее маргинальным участникам. Сумасшествие не обязательно рассматривать в увеличительное стекло или комментировать как футбольный матч.
В Америке есть такие бои, когда новые гладиаторы в трико лупят друг друга, бросают головой в пол и рвут на части за деньги и на забаву несколько часов подряд. Кричат при этом, кривляются и глумятся над поверженными. Никогда не понимал смысла таких пантомим и никогда не желал быть на трибунах этих колизеев. Полгода такого реслинга в медиа-пространстве обрыдло донельзя. К сожалению, многие православные издания стали наиболее активными участниками этого гладиаторского представления, то и дело разжигая, казалось бы, уже потухшие угли.
Главное слово всего Лета Господня для меня всегда одно и то же: «Господи, я люблю Тебя!»
Читайте также:
Итоги 2012 игумена Нектария (Морозова): О болевых точках
Итоги 2012 Олеси Николаевой: О книгах и разочарованиях года
Итоги 2012 Владимира Крупенникова: Российское законодательство повернулось лицом к инвалидам
Итоги 2012 Евгения Ройзмана: Самый тяжелый год