Завершилось первое десятилетие XXI века. Каким оно стало в жизни Русской Православной Церкви?
Читатели портала «Правмир» выбрали среди важнейших
- Восстановление единства Русской Православной Церкви (68%, 607 Голосов)
- Прославление новомучеников и исповедников российских (56%, 499 Голосов)
- Кончина Патриарха Алексия и интронизация Патриарха Кирилла (51%, 452 Голосов)
- Принятие Основ социальной концепции Русской Православной Церкви (28%, 252 Голосов)
- Возвращение объектов религиозного назначения Русской Православной Церкви (23%, 208 Голосов)
Известные священнослужители и публицисты по просьбе редакции сайта «Правмир» также ответили на вопрос о том, какое событие в жизни Церкви, религии и общества последних 10 лет они считают наиболее важными.
Самое значимое событие десятилетия для жизни Церкви (2000-2010)
***
Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества: «Избрание Святейшего Патриарха Кирилла, его инициативы в церковной и общественной жизни России».
Протоиерей Серафим Ган, управляющий делами канцелярии Архиерейского Синода РПЦЗ:
«Для меня как клирика Русской Зарубежной Церкви самым значимым событием в первом десятилетии нынешнего века стало восстановление полноты братского общения внутри единой Русской Православной Церкви. Этого события ждали русские люди, оказавшиеся на чужбине и жившие жизнью своей дорогой Матери-Страдалицы — Русской Православной Церкви, даровавшей нам многомиллионный сонм новых мучеников и исповедников.
Несмотря на то, что я вырос и рос на Западе, наш дом — это был кусочек старой России. Мои родители, родившиеся уже за пределами исторической Родины, говорили с нами только по-русски, у нас был русский уклад жизни, мы соблюдали дореволюционные обычаи и благочестивые традиции, чаяли освобождения России от безбожного ига и гонений. Мы жили как бы в двух мирах: с одной стороны, мы ходили в американскую школу и там общались с американцами (с некоторыми из них дружили; от других иногда терпели притеснения только за то, что мы русские), а с другой — ходили пару раз в неделю в русскую церковную школу, старались не пропускать ни одного богослужения на нашем приходе, окормлявшем местных русских; участвовали в работе церковно-патриотических организаций, заботившихся о воспитании молодежи в святорусском духе.
Короче говоря, мы всегда ощущали себя русскими, переживали за Россию и Церковь. Все это нам было ближе и дороже. Мне всегда говорили, что главная цель русской эмиграции — это не только сохранение и приумножение великого наследия, переданного нам нашими отцами, но и служение России. Наши отцы служили России в сложных заграничных условиях, создавая «зарубежную Русь», они здесь старались провозглашать правду о страданиях народа, о мучениках и исповедниках, они защищали честь Родины, говорили о необходимости возвращения людей к своим историческим корням, печатали литературу.
Посему, когда начались официальные переговоры между Отечественной Церковью и ее заграничной частью, мы возрадовались, видя в этом возможность включиться в процесс возрождения, о котором мы молились, умоляли, просили Бога. А теперь у нас, их преемников, есть возможность приобщиться к возрождению Церкви, обогатиться духовно, делиться опытом служения, поддерживать друг друга и, самое главное, молиться и причащаться вместе, т.е. мы более не одиноки в своем служении. В этом чувствуется колоссальная опора. А об этом наши предки и основоположники Русской Зарубежной Церкви могли только мечтать!
Участие в переговорном процессе, в устройстве и проведении IV Всезарубежного Собора, в работе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, в торжествах подписания Акта о каноническом общении и в последующем за ними паломничестве приснопамятного митрополита Лавра по святыням России считаю для себя особым благословением, которого я не ожидал получить от Господа.
Восстановление единства сделало возможным принесение в пределы Матери-Церкви Высокопреосвященнейшим митрополитом Иларионом Курско-Коренной иконы Божией Матери, считающейся Одигитрией, или Путеводительницей, русского рассеяния. Когда произошло это событие и я увидел лица русских людей, которые со слезами покланялись великой святыне, я почувствовал, что это один из плодов нашего единства, наполнившийся теперь реальным содержанием, и что это просто необходимо продолжать и поддерживать. Ибо в совместном служении и свидетельстве мы обновляем внутренние силы друг друга».
Протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной богословской комиссии Московского Патриархата, проректор по научной-богословской работе МДАиС: «На мой взгляд, важнейшими событиями уходящего десятилетия стали прославление новомучеников и восстановление единства Русской Церкви. Мне кажется, что эти события, относящиеся к самым сокровенным духовным глубинам нашего церковного и народного бытия, укрепили и оздоровили наш церковный организм, и их благотворные последствия, надеюсь, еще долго будут сказываться в нашей жизни».
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Живоначальной Троицы в Хохлах: «Главное событие последнего десятилетия – смена патриаршества, уход в вечность Патриарха Алексия и избрание Патриарха Кирилла. Для меня это – смена эпох, это иное ощущение Церкви, ее языка.
Понятно, что никому до конца не ясна вся масштабность этих перемен, и, хотя история Церкви идет непрерывно, но очевидно, что в нашей церковной жизни настала новая эпоха. И то новое, что сейчас есть в Церкви, конечно, связано с личностью Патриарха. Я не говорю о том, кто масштабнее, больше, или лучше, просто Патриарх Кирилл – совсем другая личность. Новый язык, который сейчас звучит внутри Церкви, начинает звучать и вовне. И есть большая надежда, что голос Церкви будет услышан всем народом. И это будет свидетельством того, что Церковь открыта для всех».
Игумен Петр (Васильев), настоятель московского единоверческого храма Святителя Николы в Студенцах:
«Безусловно, для всей церковной полноты главным событием десятилетия стала кончина Святейшего Патриарха Алексия и избрание Предстоятелем Русской Церкви Святейшего Патриарха Кирилла. Так сложилось, что начало моего служения в священном сане практически совпало с началом патриаршего служения предыдущего Первоиерарха, а потому я с особым чувством вспоминаю тот период, который сегодня многие называют «временем Патриарха Алексия».
При этом для меня лично уходящее десятилетие началось с воистину незабываемого события: 200-летнего юбилея православного старообрядчества (единоверия). Тогда, 27 ноября 2000 года, Его Святейшество благословил меня совершить (впервые за почти три с половиной столетия!) богослужение по древлему чину в Успенском соборе Московского Кремля. Богослужение завершилось проникновенной проповедью митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла — нашего сегодняшнего Предстоятеля. Возможно, именно это послужило тому, что свято хранимые нами, единоверцами, старые богослужебные чины, до этого практически неизвестные не только за пределами Русской Церкви, но и в ней самой, сегодня митрополитом Волоколамским Иларионом публично именуются «эталоном для церковной жизни».
Протодиакон Александр Агейкин, клирик храма Христа Спасителя: «Я выбрал пять событий десятилетия. Для меня, конечно, самым главным событием явилось единение с Зарубежной ветвью РПЦ. Теперь со своими близкими друзьями я един и у Святой Чаши. Это самое главное. На втором месте — это скорбное для меня событие кончины Святейшего Патриарха Алексия, так много сделавшего для меня лично! Но время летит, и сего никто не избежит. На третьем месте для меня «Основы социальной концепции», так как это очень важно для каждого православного. Все остальные события, всего лишь события в общем ряду многих!»
Игумен Агафангел (Белых), преподаватель миссиологии Белгородской духовной семинарии, настоятель храма во имя Спаса Нерукотворного (пос. Тикси, Якутия): «Прославление Новомучеников и исповедников Российских, Воссоединение с РПЦЗ, принятие Миссионерской концепции и начало публичного разговора о необходимости осознанной подготовки к крещению и последующей катехизации, возвращение имущества религиозным организациям. Я вообще считаю, что важен нынешний «миссионерский императив» Русской Православной Церкви: то, о чем говорили на кухнях в 90-х ныне оглашается высшими иерархами с трибун».
Священник Георгий Ореханов, проректор ПСТГУ, доктор исторических наук: «Я думаю, что самых значимых событий два. Первое — это прославление сонма новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 года на архиерейском соборе Русской Православной Церкви. Это эпохальное событие, которого Церковь ждала десятилетия, это акт восстановления исторической справедливости и признание решающего значения подвига подвижников в эпоху небывалых антицерковных гонений. Второе — это восстановление церковного единства между РПЦ и РПЦЗ в мае 2007 года, когда две разрозненные части единой Русской Церкви снова объединились, когда мы снова вместе смогли служить и причащаться, а также эффективно сотрудничать по самым разным вопросам церковной жизни».
Максим Шевченко, член Общественной палаты сформулировал основные итоги жизни общества так: «Пустота обретает форму, мертвецы продолжают жить, отчаяние входит в привычку — будущее принадлежит нам».
Владимир Гурболиков, заместитель главного редактора журнала «Фома»:
Объединение Церквей — событие крайне важное — не потому, что сразу всё стало у нас с РПЦЗ гладко, но в силу резкого изменения отношений на не-политическом уровне. Начали спокойно молиться вместе и общаться.
Прославление новомучеников (кроме обретения новых небесных заступников) — это ещё и свидетельство против басен о том, что церковнослужение определяется корыстолюбием, желанием обмануть доверчивую паству; что стоит только лишить Церковь её материальных богатств — и духовенство разбежится. Но сколько бы ни было проблем с нашим духовенством и с нами — верующими, всё повернулось иначе, совершенноиначе. И это по-своему можно считать чудом, подтверждением того, что Церковь — она — Христова.
Смена Патриаршества — это всегда событие огромное. Сразу скажу, что хотя и сравниваю для себя двух наших патриархов, но даже не пытаюсь делать это по принципу, кто лучше-кто хуже. В каждом нахожу соответствие эпохе. Сам Патриарх Алексий — это было видно — понимал, что скоро Господь заберёт его, он как бы подводил итоги, — и в делах, и в интервью, оказавшихся последними. Он сколько мог старался удержать Церковь от того распада, который мог произойти по аналогии с крахом СССР. Это требовало консерватизма и сверх-компромиссности. Сейчас это создаёт массу проблем новому Патриарху, но в этом нет вины предыдущего. Просто иначе и быть не могло — должны были разномыслия и болячки роста стать когда-то проблемой. Ну и становятся сейчас.
И у Патриарха Кирилла, как оказалось, энергии и сил, слава Богу, невероятно много. Да и фундамент стал прочнее, уже оформилось сообщество Церкви, понявшее, что приход в Церковь — это не на месяц и не на год. Кого-то это выбивает из колеи и настраивает на раскол, кого-то искушает «жить как все», но у большинства хватает веры, ответственности и терпения сердца, чтобы жить церковно целую жизнь, короткую или очень долгую. При этом, это новое поколение вполне открыто и понимает проблемы и угрозы.
Понимая это, Патриарх Кирилл намного смелее может возвращать соборные институты в практику управления и решает вопрос единства Русской Церкви независимо от новых границ. А дальше его энергия понадобится всем нам ещё более: будущее пока предвещает только угрозы. Причём нам малопонятные и незнакомые. Готовы ли мы к ним — не знаю… Так что нужны решимость, быстрота реакции и в каком-то смысле государственный разум. Которого может не хватить и самому государству в какой-то момент».
Надежда Кеворкова, журналист, отметила наиболее значимые события религиозной жизни в мире таким образом: «Открытая военная атака на ислам со стороны США и их приспешников — при согласном одобрении пыток, бомбардировок, навета, гонений и клевет со стороны западных христиан (за редчайшим исключением). Оформление фаланги в русском Православии. Смерть Патриарха Алексия Второго, как последнего связующего с Россией».
Михаил Тюренков, публицист, главный редактор портала «Фонд имени Питирима Сорокина», ответственный редактор журнала консервативной мысли «Русское время»:
«Я бы отметил три события.
Первое — это завершение чрезвычайно насыщенного периода в истории нашей Церкви, связанного с именем приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия. Думаю, не ошибусь, если добавлю: периода, в который воцерковилось абсолютное большинство читателей «Правмира».
Второе — событие эпохальное и по-настоящему до сих пор недооцененное (хотя в списке «Правмира» оно стоит первым). Это — принятие «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви». Так уж сложилось, что в Православии, в отличие от католицизма, социальная рефлексия была лишь вспомогательной по отношению к служению. В принципе, это правильно, но в современных условиях было просто необходимо составить концептуальный документ, являющийся для нашей земной Поместной Церкви своеобразным ориентиром в мире Realpolitik. Полагаю, что это лишь своеобразные «пролегомены» для куда более глубокой работы на данном направлении, но их значение нельзя недооценивать.
И, наконец, как и большинство читателей «Правмира», я бы выделил наше воссоединение с Русской Зарубежной Церковью. Увы, мне сложно назвать это событие «восстановлением единства Русской Православной Церкви», поскольку в уврачевании куда более глубокого и ничуть не менее важного экклесиологического и историософского старообрядческого раскола за прошедшее десятилетие было сделано не так много. И, тем не менее, это — чрезвычайно важный шаг не только к церковному единству, но и к переосмыслению тех ключевых трагических событий нашей церковной истории, на которые раньше очень многие привыкли смотреть исключительно односторонне».
Павел Коробов, корреспондент журнала «КоммерсантЪ» выстроил наиболее важные события следующим образом:
- Принятие Социальной концепции РПЦ.
- Объединение РПЦ с РПЦЗ.
- Кончина Патриарха Алексия.
- Выборы Патриарха Кирилла.
- Принятие закона о предаче религиозным организациям имущества религиозного назначения.
- Восстановление Храма Христа Спасителя.