Ответственный редактор «Журнала Московской Патриархии», секретарь комиссии по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Сергей Чапнин рассказал Правмиру о документе «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции».
Документ был принят на Пленуме Межсоборного присутствия и передан для рассмотрения на Архиерейском соборе, который состоится в феврале 2013 года.
У этого документа долгая история. Около двух лет шла его разработка в профильной комиссии Межсоборного присутствия, и первоначально он был посвящен исключительно проблемам ювенальной юстиции. Однако впоследствии стало ясно, что эти вопросы должны быть помещены в более широкий контекст, поэтому в окончательном виде документ получил название «Позиция Русской Православной Церкви по реформам семейного права и проблемам ювенальной юстиции». В нем ясно, хотя и достаточно кратко определены подходы Русской Православной Церкви к той проблеме, которая волновала широкие круги православной общественности на протяжение последних нескольких лет.
В связи с тем, что единого понимания термина «ювенальная юстиция» сегодня не сложилось, и помимо собственно юридического смысла в нем, к сожалению, заложен и идеологический, как правило, негативный смысл, наш документ имеет короткую техническую преамбулу, в которой раскрывается термин «ювенальная юстиция» применительно к основному тексту:
во-первых, это совокупность правовых норм в отношение несовершеннолетних жертв преступлений и несовершеннолетних преступников и,
во-вторых, это совокупность государственных и общественных институтов, которые осуществляют защиту детей.
Подчеркну еще раз: есть и другие толкования этого термина, но в нашем документе он понимается так и только так.
Сразу оговорюсь: мой обзор текста не будет исчерпывающим, я лишь перечислю несколько основных тезисов.
Церковь констатирует, что наиболее острые проблемы современного общества связаны с детьми: брошенные дети, кризис семейных ценностей, рост количества сексуальных преступлений против детей, распространение детской порнографии. В сложившейся ситуации Церковь поддерживает усилия государства, направленные на защиту детей от преступных посягательств, в тех случаях, когда родители сами не могут или не стремятся защитить детей.
И вместе с тем звучит принципиально важный тезис: лучший способ предупредить эти проблемы — это поддержка здоровой семьи и крепких связей детей и родителей. Весь пафос документа связан с тем, что необходимо беречь и сохранять семью, и в этом государство и Церковь должны объединить свои усилия. В православной пастырской традиции накоплен опыт помощи неблагополучным семьям, позволяющий одновременно защитить ребенка и способствовать сохранению семьи.
Как относиться к преступлениям, совершенным детьми? Церковь поддерживает применение не столько карательного, сколько реабилитационного подхода при разборе правонарушений с участием несовершеннолетних. Необходимо изменить систему наказания несовершеннолетних преступников таким образом, чтобы она не приводила к ожесточению детей, делая их частью криминального сообщества. Действия соответствующих специалистов и заинтересованных общественных сил должны быть направлены на изменение ситуации, которая привела к правонарушению, дабы избежать его повторения в будущем.
Далее в документе поднимаются вопросы, непосредственно связанные с полемикой последний лет. Почему некоторые системы ювенальной юстиции неприемлемы с точки зрения Церкви, с христианской точки зрения? Прежде всего, потому, что подчеркивают искусственное противопоставление прав ребенка правам родителя и придают правам ребенка исключительный приоритет. Это ведет не только к ущемлению прав родителя, но и интересов семьи в целом. Такой подход, как правило, противоречит основам национального конституционного права, в равной мере гарантирующего защиту семьи, материнства и детства.
Некоторые считают, что ювенальная юстиция — это некое нововведение, и раньше ювенальной юстиции ни в России, ни СССР не было. Документ утверждает прямо противоположное. В большинстве стран, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви уже существует исторически сложившаяся система правовых актов и органов власти, при которой уголовное наказание несовершеннолетним имеет мягкий характер, а с другой стороны действуют специализированные социальные органы опеки и попечительства.
Однако признание этого факта не означает, что сложившаяся система не нуждается в гражданском контроле и совершенствовании.
Кстати, в дискуссиях на пленуме Межсоборного присутствия упоминалось, что в Российской империи ювенальные суды, тогда они назывались суды по делам малолетних, возникли уже в 1910-1912 годах, и Православная Церковь поддержала их создание.
Что же тогда вызывает нашу тревогу? Прежде всего, тревогу Церкви вызывает неоправданное вмешательство государства и других внешних по отношению к семье сил в ее внутренние дела и семейные конфликты.
Но и здесь надо сделать оговорку: институт семьи пребывает в кризисе, зачастую такое вмешательство необходимо. Ряд известных и авторитетных пастырей, членов Межсоборного присутствия, приводил примеры того, как при окормлении детских домов подтверждается это правило: даже изъятие ребенка из семьи очень часто бывает оправданным.
Вместе с тем, известны факты изъятия детей из семьи государством на основании расплывчатых и необъективных критериев, например, «недостаточный уровень материального благосостояния», «низкое развитие ребенка» или «ненадлежащее воспитание».
Здесь Церковь предостерегает, что необъективные критерии, где возможен волюнтаризм органов опеки, недопустимы. Расплывчатые нормы должны быть заменены на конкретные. Субъективной интерпретации закона быть не должно. Закон должен предельно четко прописывать и критерии, и механизмы изъятия детей.
Далее документ говорит о том, что передача негосударственным организациям властных полномочий в семейной сфере считается недопустимой. Только государство должно принимать решение, изымать ли ребенка из семьи и в каких случаях.
Вместе с тем Церковь призвана вести диалог с государством и совместно с государственными учреждениями выработать механизм присутствия представителей духовенства от епархий и благочиний на постоянной основе как наблюдателей, консультантов или экспертов в государственных органах опеки.
Особый акцент сделан на роли Патриаршего совета по вопросам семьи и защиты материнства, в который призваны обращаться те, кто столкнулся с конкретными нарушениями прав родителей на воспитание детей и случаями неоправданного вмешательства во внутреннюю жизнь семьи.
Всякое развитие законодательства (это касается и законопроектов, и подзаконных актов в сфере семейных отношений) должно проходить исключительно в режиме открытой, публичной дискуссии.
В обсуждении призваны участвовать все те, кто так или иначе работает с ребенком: родители, педагоги, ученые, духовенство, представители правоохранительных органов. Не должно быть негласного принятия решения. Это важная публичная сфера. Здесь все решения должны приниматься открыто, мотивировано и с широким обсуждением.
И последнее. Межсоборное присутствие не принимает документы самостоятельно, оно готовит их для Архиерейского собора. И принятый на пленуме документ не исключение. Он будет передан в Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском соборе в феврале 2013 года.