Нужно сотрудничать, но восстановление единства нереально
Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске:
— Встречу Патриарха с Папой можно, конечно, приветствовать, ведь постхристианский мир все больше погружается в безнравственность, и поэтому, всем верующим людям, не только православным и католикам, надо сотрудничать в противостоянии этому. Это действительно необходимость.
Что касается возможности восстановления единства с католиками, то сейчас это совершенно нереально. Хотя бы потому, что сегодня с обеих сторон, на мой взгляд, подавляющее большинство верующих против этого. Что касается догматики, то ожидать, что католики откажутся от своих тысячелетних заблуждений (примат папы, чистилище и прочее) не приходится… А православные не согласятся эти заблуждения принять.
Кроме догматических расхождений есть колоссальные расхождения в молитвенном опыте. Конечно, можно сказать, что большинство и православных, и католиков настолько мало и поверхностно молятся, что духовные разногласия не могут иметь большого значения. Но при такой логике, можно объединяться и с атеистами. А расхождения православных с католиками в учении о молитве очень велики.
С точки зрения православной аскетики, при молитве нужно всячески сдерживать воображение, не допускать никаких, даже благочестивых, по-видимому, представлений. А прославленный католической церковью основатель ордена Иезуитов Игнатий Лойола как раз учил развивать воображение при молитве и сам крайне в этом преуспел. Святитель Игнатий Брянчанинов прямо считал, что Франциск Асизский был в прелести (Франциску было видение, что Бог Отец поколебался, кому отдать первенство: Своему Сыну по естеству или по благодати, то есть Франциску). И это далеко не исключительные явления.
Я обозначил только три больших темы (тысячелетние народные привычки и страхи, действительные догматические расхождения и различия в молитвенном опыте), но есть и другие темы, тоже огромные. Поэтому, на мой взгляд, восстановления евхаристического общения в ближайшее время ожидать не приходится. А сотрудничать во внешних проектах – благотворительность, наука, борьба с распространением безнравственности – вполне, я думаю, можно и желательно.
Главное, чтобы декларация повлияла на мобилизацию христиан
Профессор, доктор церковной истории, магистр богословия, завкафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель МДА, член Синодальной комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви протоиерей Владислав Цыпин:
— Какое значение для христианского мира имеет встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска на Кубе?
— Встреча Предстоятелей двух самых крупных христианских Церквей — Римской и Русской стала первой в тысячелетней истории. Патриарх Константинопольский уже встречался с Папой Римским во второй половине XX века и в начале XXI века, но Патриарх Кирилл возглавляет Церковь, которая не просто доминирует по количеству православных верующих, но окормляет три четверти всех православных христиан в мире. Поэтому встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска — беспрецедентное событие.
— Поможет ли встреча сделать более интенсивным движение к единству христиан и преодолеть разногласия?
— Мы должны различать разногласия, относящиеся к канонической области и актуальные прагматические разногласия. Богословские темы в совместной декларации не отражены и, вероятно, на встрече не поднимались. К единству христиан стремятся все сознательные христиане, но в плане практической церковной политики эта цель на Кубе не ставилась. Условием воссоединения является преодоление всех догматически значимых богословских разногласий.
Существует тема, в которой у Православной Церкви с Римско-Католической нет никаких разногласий — это положение христиан на Ближнем Востоке. Поднималась и другая тема, где разногласия были налицо — это положение христиан на Украине, взаимоотношения между униатами и православными в этой стране.
— Какие пункты декларации обращают на себя особое внимание?
— Переговоры затронули тему расколов внутри Православной Церкви — расколов, связанных с украинскими автокефалистами. При внимательном чтении совместной декларации Патриарха и Папы видно, что со стороны Ватикана сделано очень важное для нас признание относительно того, что униатство по своей природе — это ложный путь в поиске церковного единства. Подобные заявления делались и раньше в 60-е 70-е годы, но во времена униатской экспансии и агрессии, мы таких заявлений из Ватикана не слышали. Теперь эти важные слова, осуждающие униатство, были сказаны.
С другой стороны, в документе подчеркивается, что и униатские общины имеют право на существование, но, безусловно, осуждаются незаконные захваты храмов. На протяжении почти трех десятилетий каноническая Православная Церковь в свою очередь не захватила ни одного храма. В 90-е годы эти действия преимущественно предпринимали униаты, в наше время этим отличаются раскольники «филаретовцы».
— Какое значение на христианский мир окажет подписание совместной декларации? Какими будут последствия?
— Декларация, несомненно, окажет влияние на умы и сердца людей в Русской Православной Церкви, других православных Церквей и Римско-Католической Церкви. Я думаю, что люди услышали сказанное в декларации. Возможна разная реакция. Кого-то сказанное оттолкнет, для кого-то это будет положительная реакция. Главное, чтобы декларация повлияла на мобилизацию христиан, верных евангельским заветам для противодействию духу мира сего.
— Может ли мы перенимать опыт Римско-Католической Церкви по методам работы с молодежью?
— В декларации есть важный пункт, касающийся молодежи, которая призывается к деятельному участию в жизни Церкви во всех ее проявлениях: очень определенно в связи с этим сказано, что нужно уметь «идти против течения». В настоящее время, особенно в странах Западной Европы, быть верному основам христианской этики, нести свидетельство о Христе в мире, — значит идти против течения. Заимствовать для этого те методы, которые используются в лоне католической Церкви, если они совместимы с православием, разумеется, и можно и нужно.
Встреча Патриарха и Папы может стать началом процесса консолидации духовных лидеров всего мира
Иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
— Во время встречи в Гаване Святейшему Патриарху Кириллу и Папе Римскому Франциску удалось обсудить широкий круг вопросов, касающийся как двухсторонних отношений между Русской Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, так и тех тем, которые сегодня волнуют все человечество.
Итоги этого обсуждения нашли свое отражения в декларации, подписанной главами двух Церквей по окончании встречи. Основное место в ней уделяется такому вопросу, как поддержка христиан, которые сегодня терпят бедствие на Ближнем Востоке и в некоторых других регионах мира.
В декларации содержится призыв ко всем сторонам, имеющим влияние на ситуацию, предпринять незамедлительные действия для остановки войны и начала процессов мирного урегулирования. Следует подчеркнуть, что два крупнейших лидера христианского мира, возвышая свой голос в защиту гонимых христиан, отметили, что жертвами гражданской войны и террора становятся приверженцы и иных религиозных традиций, и призвали к оказанию широкомасштабной гуманитарной помощи всем страждущим.
В совместном документе Святейший Патриарх и Папа анализируют причины, по которым мир оказался в состоянии полномасштабного кризиса, который мы сегодня наблюдаем. По мнению глав Церквей эти причины лежат в духовном и нравственном измерении. Линия разделения проходит отнюдь не в межрелигиозной или межнациональной плоскостях, — цивилизационный разлом связан с тем, что какая-то часть человечества отошла от традиционных моральных основ бытия, что привело к выхолащиванию духовной и нравственной составляющей жизни. Это, в том числе, вызывает такие явления, как распространение в мире идей терроризма и экстремизма.
В одном из комментариев по итогам встречи Святейший Патриарх Кирилл высказал ключевую мысль о том, что преодоление разделений, лежащих в основе глобального мирового кризиса возможно только путем возвращения человеческой цивилизации к общему для всех нравственному закону, источником которого является Бог.
В этой связи Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск выразили особую озабоченность ситуацией, складывающейся во многих странах Запада, где на государственном уровне утверждается отход от традиционной нравственности, а христиане сталкиваются с ограничениями религиозной свободы. Особую озабоченность христианских лидеров вызывают такие явления, как кризис институтов семьи и брака, распространение практики абортов и эвтаназии, проблемы, связанные с воспитанием молодежи и отношением к старикам.
Отдельно Святейший Патриарх Кирилл и Папа Франциск затронули в декларации тему Украины, обратив ко всем вовлеченным в гражданское противостояние сторонам призыв найти силы, чтобы начать двигаться по пути мирного урегулирования ситуации. В декларации отмечен важный момент, связанный с признанием факта, что такое явление как «униатизм», предполагающий приведение одной общины в единство с другой путем ее отрыва от своей Церкви, не является перспективным с точки зрения достижения межхристианского единства.
Вместе с тем, в декларации говорится, что те общины восточной традиции, которые пребывают сегодня в унии с Римом, имеют право на существование на развитие в рамках сложившейся традиции, стремясь к миру с соседями.
Очень важно подчеркнуть, что вопросы богословского характера были вынесены за скобки данной встречи. Для их обсуждения существует давно сложившийся, отработанный формат в рамках Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, предполагающий участие в этом диалоге всех Поместных Православных Церквей.
Совместная декларация, принятая по итогам встречи Святейшего Патриарха Кирилла и Папы Франциска, является в некотором роде программой совместных действий Русской Православной Церкви и Римской Католической Церкви на будущее и приглашением к межцивилизационному диалогу в более широком формате.
Думаю, что историческая встреча двух христианских лидеров такого уровня открывает двери для полномасштабного межконфессионального и межрелигиозного сотрудничества по наиболее актуальным темам общественной жизни. Она может стать началом процесса консолидации духовных лидеров всего мира ради содействия выходу нашей цивилизации из глобального кризиса, в том числе посредством совместного отпора натиску агрессивного секуляризма и попыткам строить будущее человеческой цивилизации без всякого упоминания о Боге.
Подготовили Анна Уткина, Мария Строганова