Итоговое заявление международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России»

1. Мы, участники Международного христианского семинара “Тоталитарные секты в России”, свидетельствуем, что все религиозные движения, в своей практике не нарушающие основные права личности, устои семейной жизни и общества и основы законодательства, и не призывающие ни прямо, ни косвенно к ненависти и служению злу, имеют право на существование.

2. При этом мы признаем, что религиозные общины имеют право публично разъяснять отличия своей веры от иных религиозных убеждений.

3. Более того, религиозные общины имеют право выражать свой протест в тех случаях, когда авторитет их основателей или учителей используется для такой реинтерпретации основополагающей вести, которая по сути своей с нею несовместима. Например, мы, христиане, выражаем свое возмущение теми интерпретациями Евангелия и христианства, которые предлагаются в оккультно-теософских системах, и утверждаем, что идея близости этих эзотерических доктрин к Евангелию есть лжесвидетельство.

4. Мы свидетельствуем, что пути религиозного движения могут быть разнонаправленны и что далеко не каждое религиозное действие ведет к освобождению и спасению человека. Есть религиозные практики, уводящие человека от Бога, явленного нам во Христе, и от той свободы, которая дарована нам в Сыне Божием.

5. Опыт России показал, что страна, в которой уничтожается христианская духовность, подвергается опасности развития самых примитивных языческих суеверий и практик, как возникающих в ней самой, так и привносимых извне. Мы с горечью признаем, что те группы людей, которые отпали от Христа и в странах Запада, ныне переносят проповедь своих неоязыческих и оккультных доктрин в Россию. Мы свидетельствуем, что деятельность тоталитарных сект и не ограниченная законодательством проповедь их членов носит неприкрытый характер экспансии, направленной на подрыв безопасности, гражданского мира и всех устоев Российского государства. Мы просим россиян не отождествлять мир западного христианства с миром неоязыческих сект.

6. Мы также просим наших православных братьев и сестер не воспринимать грубые и неуважительные выпады некоторых западных протестантских миссионеров в России в адрес Православия и его духовной традиции как свидетельство негативистского отношения всего протестантского мира к тому опыту духовности, который накоплен русской и восточно-христианской традицией.
7. Мы, христиане разных конфессий и разных стран, единодушно свидетельствуем об антихристианском и антигуманном характере таких движений, как “Церковь объединения” Муна, “Церковь сайентологии” (дианетика) Хаббарда, “Аум Синрике” Секо Асахары, “Богородичный центр” Береславского, “Белое братство” Кривоногова и Цвигун, а также “Общество сознания Кришны” (“Кришнаитская церковь”).

8. Мы свидетельствуем и о существенном искажении Евангелия, происходящем в движениях мормонов и свидетелей Иеговы.

9. Как серьезную ошибку мы воспринимаем выдачу Министерством юстиции Российской Федерации разрешения на деятельность секте Давида Берга “Семья” (“Дети Божии”), запрещенной в странах Европы за практику вербовки через проституцию.

10. Мы считаем долгом предупредить о недопустимо жесткой структуре межличностных отношений, установившейся в движении, именующем себя “Церковь Христа”. Крайняя нетерпимость и стремление поставить всю жизнь своих адептов под ежеминутный и тотальный контроль, характерные для этого движения, понуждают нас признать, что способ функционирования этой организации скорее затрудняет принятие Евангелия, чем служит его подлинному распространению.

11. Мы, люди, знающие христианство не извне и имеющие серьезный опыт знакомства с иными религиями, свидетельствуем, что любая попытка создания “синкретической мировой религии” есть не что иное как антихристианская инициатива. Всякий, исповедующий христианство, знает, что оно, будучи полнотой Истины, не нуждается ни в каких дополнениях, более того — всякая попытка дополнить христианство извне может его только исказить. Мы предупреждаем, что если какая-то религиозная или “культурологическая” группа говорит о себе, что она нашла путь к синтезу всех мировых религий, к объединению христианства с каким-либо восточным или “эзотерическим” культом, то это явный признак того, что перед нами отнюдь не “всепримиряющее учение”, а очередная секта, которая пытается насадить тот или иной псевдовосточный культ под маской симпатии к христианству.

12. Мы обращаем внимание на недобросовестность пропаганды проповедников синкретических сект, воинственно требующих “терпимости”. Объявляя невежественным и необразованным фанатиком любого человека, не согласного с их доктриной, зачастую утверждая, что между их адептами и оппонентами лежит расовая пропасть, они постоянно обвиняют христиан в нетерпимости и сегрегационизме. Заявляя о себе как о носителях “широкого взгляда на мир”, они никогда не признают права христиан оставаться просто христианами. Отказ христианина поклониться “эзотерической доктрине” — чего просто невозможно делать, оставаясь верным духу и букве учения Христа — они немедленно характеризуют как “средневековую нетерпимость”, “фанатизм” и т.п., уверяя, что людям, стоящим на такой (то есть христианской) позиции, нет места в новом мировом порядке, на утверждение которого направлены эти культы.

13. В ходе работы нашего семинара мы убедились, что секты и новые религии, вроде бы независимые друг от друга и противостоящие друг другу, образуют союзы с целью оказания согласованного противодействия любой критике в их адрес. Стремясь подавить всякую попытку критики, они без колебаний инициируют один за другим судебные процессы против своих оппонентов, используют духовный террор. В результате чиновники и публицисты, запуганные их угрозами, сдаются и устраняют все препятствия (в том числе совершенно необходимые по закону) для деятельности сект.
14. Предметом особого внимания сект является молодежь и особенно студенчество. Между тем, молодой человек, которому не дали получить хотя бы элементарные знания об истории религий и христианстве, легко может стать рабом молодежных сект. В некоторых из этих групп (прежде всего — в секте Муна) упразднены основные права человека — такие как свобода мысли и суждений, свобода обмена информацией, свобода выбора жены или мужа.

15. Мы полагаем, что достаточным поводом для общественной тревоги в связи с деятельностью того или иного религиозного движения является наличие у него скрытых вероучительных текстов. Свобода выбора гражданами религиозной позиции может быть реально защищена только в том случае, если религиозные движения правдиво излагают свои убеждения и любому желающему, в том числе и не прошедшему обрядов инициации, дают возможность полностью ознакомиться с системой их вероучения.

16. Мы не можем молчать и перед лицом активного антихристианского движения, включающего в себя теософию, антропософию, “Живую этику” Рерихов и культы “New Age”. Распространение “Агни-йоги” Рерихов в России, происходящее с поддержкой государственных лидеров и структур, вызывает нашу тревогу. Со всей ответственностью мы свидетельствуем: учение Рерихов — это религиозная секта, не только несовместимая с христианством, но и прямо ему враждебная.

17. Особо мы хотим подчеркнуть антихристианскую, оккультную, антропософскую основу “Вальдорфской педагогики”. Мы выражаем свое крайнее недоумение тем, что эта расистская и антисемитская система, враждебная учению Христа, которая в странах Европы поддерживается только частными лицами и общественными инициативами, встретила в России государственную поддержку. Нам представляются незаконными и некорректными действия Министерства культуры России, учредившего Государственную академию эвритмического искусства, равно как и действия Министерства образования России, директивно поддерживающего антропософию и вводящего в государственных школах преподавание по системе вальдорфской педагогики.

18. Мы констатируем, что вопросы религиозной политики в России носят принципиально иной характер, чем на Западе. Это связано с тем, что в России вся земля, большинство публичных зданий, конференц-залов, кинотеатров, школ, библиотек и т.п. являются в той или иной степени государственными. Поскольку именно в такого рода публичных местах находятся по большей части организационные и проповеднические центры тоталитарных сект, создалась ситуация, при которой деятельность этих сект поддерживается государством. Мы считаем, что никакое светское государство не должно оказывать своей поддержки тоталитарным сектам. В условиях российской реальности это означает, что государственные учреждения должны быть защищены от притязаний сектантов на их использование в качестве пропагандистских центров. Вырабатывание критериев, по которым государство способно определять свое отношение к религиозным организациям, должно быть гласным и юридически обоснованным. Но на основании этих критериев должен быть составлен список культов, с которыми оно не желает вступать в отношения сотрудничества.

19. Мы просим журналистов, преподавателей, деятелей культуры и просвещения проявлять осторожность при знакомстве с новыми религиозными течениями и не рекламировать их без предварительного всестороннего изучения. Будучи сами религиозными деятелями, журналистами и преподавателями, мы напоминаем, что наш профессиональный долг — быть честными перед аудиторией и свидетельствовать лишь о том, что мы действительно знаем — должен исполняться и при нашем рассказе о религиозной жизни.

20. Мы полагаем, что законодательство России о религиозной деятельности еще недостаточно разработанно. В частности, сегодня оно дает фактические преимущества тем религиозным группам, которые уклоняются от регистрации в качестве религиозных объединений. Выступая в качестве культурных, информационных или методических центров, некоторые секты получают прямой доступ в школы. Более того, при этом в некоторых случаях школьная администрация закрывает доступ к учащимся для представителей традиционных, реальных и юридически оформленных конфессий. Конечно, мы не можем не выразить нашего возмущения практикой введения сектантского обучения в виде обязательных уроков (как, например, произошло в 48 государственной общеобразовательной школе г. Москвы с сектой “Юнивер”).

21. Мы полагаем целесообразным создание межконфессиональной экспертной комиссии при Министерстве юстиции и Министерстве образования России, без рекомендаций которой было бы невозможно введение религиозных и религиеведческих программ в государственных школах и институтах.
22. Мы с радостью свидетельствуем, что неисповедимый Промысел Божий позволил нам, христианам разных конфессий, перед лицом глобального вызова неоязычества осознать, что мы едины в самом главном — в верности Единому Богу и Христу-Спасителю.

МЫ ПРОСИМ ВСЕХ НАШИХ БРАТЬЕВ, ПО НЕВЕДЕНИЮ ВОВЛЕЧЕННЫХ В СЕТИ ТОТАЛИТАРНЫХ СЕКТ, НАЙТИ В СЕБЕ СИЛЫ И ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ГИБЕЛЬНЫХ ЗАБЛУЖДЕНИЙ.
ВЕРНИТЕСЬ В СПАСИТЕЛЬНУЮ ОГРАДУ ЦЕРКВИ! ПОМНИТЕ, ДВЕРИ ЦЕРКВИ ХРИСТОВОЙ ВСЕГДА ОТКРЫТЫ ДЛЯ ВАС!

Принято 20 мая 1994 г. единогласно 227 участниками Семинара.
В Семинаре принимали участие члены следующих христианских Церквей:
Русской Православной Церкви (представители 33 епархий)
Вселенского Патриархата (Константинополь)
Антиохийского Патриархата
Болгарской Православной Церкви
Грузинской Православной Церкви
Элладской Православной Церкви
Православной Церкви в Америке
Римско-католической церкви
Гологофской церкви (Россия и США)
Евангельских христиан (Россия и США)
Евангельских христиан-пятидесятников (Россия и США)
Епископальной церкви (США и Канада)
Лютеранской церкви Германии
Лютеранской церкви Дании
Лютеранской церкви Финляндии
Лютеранской церкви Швеции
Методистской церкви (США)
Реформаторской церкви (США)
Церкви Англии (Англиканская церковь)
Пресвитерианской церкви (США)
Среди участников семинара — граждане России, Белоруссии, Бельгии, Болгарии, Ватикана, Великобритании, Германии, Греции, Грузии, Дании, Италии, Казахстана, Канады, Литвы, Польши, США, Украины, Финляндии, Швеции.

Поскольку вы здесь...
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!
Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.