14 июня по новому стилю Православная Церковь чтит память святого мученика Иустина Философа. В Типиконе этот день не помечен никаким особым знаком, и это значит, что торжественной службы совершаться не будет. Поскольку вечернее богослужение накануне и Литургия приходятся на будни, трудно ожидать большого количества прихожан, которые, придя в храм, внимательно выслушают богослужебные тексты и помолятся этому удивительному святому.
Да и сами песнопения, посвященные Иустину Философу, по большей мере прославляют его мученический подвиг, мало акцентируя внимание на апологетических и богословских трудах. Лишь иногда богослужебный текст кратко напоминает верующим о том, что «празднуемый» святой отдал жизнь делу христианской апологетики и философии — «мудростию Божией Иустин мудрый украшен, еллинское обуи мудрование благодатию, уверив покланятися Троице и православно звати: благословен Бог отец наших».
Житийная заметка в июньской Минее называет святого образцом человека, искренне стремящегося к истине, посвятившего поискам всю свою жизнь и, наконец, нашедшего ее во Христе.
Святой Иустин родился в самом начале второго века, в разрушенном во время иудейской войны 70 г. и заново отстроенном затем древнем Сихеме. Его родители были обеспеченными людьми, которые смогли дать сыну блестящее образование. Что именно послужило толчком к углубленному занятию философией, точно неизвестно. Возможно, обычная юношеская любознательность. Возможно, что-то иное.
Богослужебный текст говорит о святом как о человеке, «исполнившемся Духа Божественного». Иустин начинает поиски учителя истины, беседует с представителям различных философских школ и направлений, но нигде не находит полного удовлетворения. Значительное место в его жизни занимает философия Платона, к которому святой сохранит уважение до конца своих дней, вместе с тем открыто обличая некоторые неправомыслия последнего.
Обращению святого к христианству, как обычно, послужила встреча с неким старцем на берегу моря, во время которой Иустин дал собственное определение философии, ставшее впоследствии образцом классического отношения христиан к любомудрию — «Философия есть разумение всего существующего и познание истины; в обладании тем же разумением и премудростью состоит и приносимое философией счастье».
Святой Иустин являет собой пример удивительного миссионера и апологета. Он корректен, умен, его задача — показать истину христианства иудеям и язычникам. В «Разговоре с Трифоном иудеем» он решает мировоззренческие и религиозные вопросы не с позиции силы, и не при помощи гражданской власти, а с использованием выверенного логического инструментария.
Святой удивительно ценит достоинство каждого человека, его право быть самостоятельным и свободным. Подчиняясь гражданским законам и управленческой вертикали, он горячо выступает против всякого насилия и тирании.
В самом начале второй апологии, поданной Римскому Сенату, он утверждает единство природы правителя и рядового гражданина: «события, совершившиеся вчера и третьего дня в вашем городе при Урбике, римлянине, и то, что подобным образом безрассудно делается вашими правителями повсюду, вынудили меня написать эту речь в защиту нас, которые одной природы с вами и ваши братья, хотя вы и не признаете этого и не хотите признавать из-за славы ваших мнимых достоинств».
Далее святой мученик говорит о том, что таких правителей и судей, как Урбик, демоны, воюющие против христиан, имеют «своими рабами и почитателями». По мысли Иустина, во главе государства может стоять дурной человек, окруженный плохой компанией советников, или просто неумный. Необходимо умолять Бога о вразумлении такого властителя, чтобы он, увлекаясь страстями, не превратил жизнь соотечественников в кошмар.
Условия, при которых «правители и подданные наслаждались бы счастьем», известны «всякому здравомыслящему» — они заключаются в справедливости всех решений, принимаемых в государстве: подчиненные должны представлять неукоризненный отчет в своей жизни, а начальствующие должны «давать приговор» не по насилию и самовластию, «но руководствуясь благочестием и мудростью».
Еще одним важным аспектом является требование к правителям соблюдать разумность и справедливость в отношении управляемых ими людей. Святой Иустин Философ, обращаясь к императору и Римскому Сенату, пишет: «мы обратились к вам не с тем, чтобы льстить вам или говорить в удовольствие ваше, но требовать, чтобы вы судили нас по строгому и тщательному исследованию, а не руководствовались предубеждением или угодливостью людям суеверным, не увлекались неразумным порывом или давнею, утвердившеюся в вас худой молвой — через это вы произнесли бы только приговор против самих себя».
Видно, что апологет говорит с власть предержащими не раболепно и угодливо, а с чувством собственного человеческого достоинства. Такого же отношения он требует и от правителя. В этом проявляется отнюдь не гордыня мученика, а сознание означенной Христом ценности человеческой души. Государство создается для того, чтобы люди могли реализовывать свои обязательства по отношению к Богу и окружающим. Задача власти — способствовать этому при помощи различных социальных регуляторов, в том числе и права.
В своих богословских воззрениях Иустин проявляет удивительную простоту. Так, он единственный из известных греческих апологетов, придерживающийся учения о хилиазме — тысячелетнем Царстве Христа, впоследствии отвергнутого Церковью. Он говорит об этом следующим образом: «я и другие здравомыслящие во всем христиане знаем, что будет воскресение тела и тысячелетие в Иерусалиме, который устроится, украсится и возвеличится, как объявляют то Иезекииль, Исайя и другие пророки».
Вместе с тем, святой Иустин признает, что «есть многие из христиан с чистым и благочестивым настроением, которые не признают этого». Удивительно поведение святого — он не хулит противников, не настаивает на своей точке зрения до конца, позволяя слушающим думать и самоопределяться.
К особенностям жизни в период тысячелетнего Царства Иустин относит то, что люди сохранят способность есть и пить, однако лишены будут возможности «посягать», то есть вступать в брачно-интимные отношения, а значит, жизнь их будет равноангельной. Верующие, праведники воскреснут, будут жить и радоваться со Христом, «а после того будет всеобщее, словом сказать, вечное воскресение всех вместе и потом суд».
К теме Суда святой Иустин также обращается в Первой Апологии. Автор снова говорит о том, что Суду хронологически предшествует всеобщее Воскресение. Смысл Суда — в получении каждым заслуженного воздаяния. Праведники получают вечное блаженство, злые же люди наследуют вечный огонь, причем мучимы они будут вместе с демонами.
Для праведных наступающее время крайне желаемо и ожидаемо: «мы желаем вечной и чистой жизни, мы стремимся к пребыванию с Богом, Отцем и создателем всего мира, и спешим исповедать нашу веру, будучи убеждены и веруя, что такой награды могут достигнуть те, которые делами своими засвидетельствовали пред Богом верность в служении Ему и любовь к жизни у Него, недоступной для зла».
Господь реализовал желание святого Иустина к пребыванию с Ним, сподобив мученика пострадать за Имя Христово. В 166 году, возвращаясь в Италию, святой Иустин, подобно Апостолам, всюду проповедовал Евангелие и своим Богодухновенным словом многих обращал к христианской вере. Когда святой пришел в Рим, завидовавший ему Крискент, которого Иустин всегда побеждал в прениях, возвел на него много ложных обвинений перед римским судом. Святой Иустин был взят под стражу, подвергнут истязаниям и принял мученическую смерть.