Реставраторы Третьяковской галереи передали в храм чудотворную Иверскую икону Богородицы.
История почитания Иверской Иконы Божией Матери в России началась в середине XVII века.
В 1647 году афонские монахи из монастыря Ивирон рассказали настоятелю Новоспасского монастыря архимандриту Никону (будущему патриарху Всея Руси) о своей святыне – чудотворной иконе Божией Матери «Вратарнице». Рассказ был, естественно, передан и царю Алексею Михайловичу. Вскоре, по просьбе русского государя, на Афоне была сделана копия иконы.
Само написание образа афонским изографом монахом Ямвлихом было молитвенным торжественным процессом, его описание сохранилось до наших дней. Позднее, государь Алексей Михайлович вложил первый список Иверской в Новодевичий монастырь. По прошествии многих лет, когда монастырь был закрыт атеистическим большевистским правительством, Иверская оказалась в коллекции Исторического музея. Недавно, на выставке в главном здании ГИМа, она выставлялась для поклонения.
Вскоре после написания первого списка патриарх Никон решил основать в честь Иверского образа монашескую обитель на Валдае. Для новой обители в Греции был заказан второй список, который в 1656 году был привезен в Россию. Увы, в годы лихолетья следы этого чтимого образа затерялись. Никто не знает, была икона уничтожена или скрыта…
Однако москвичи полюбили образ Вратарницы и хотели иметь его рядом с собой. Тогда с первого списка московскими мастерами был сделан новый список — увеличенного размера. В 1669 году этот образ, как и его первоначальный прототип, был установлен на вратах – только в Москве это были Воскресенские ворота Китай-города. Постепенно Иверская стала молельным образом всех пришедших в древнюю столицу.
В 80-х годах XVIII века, когда в Москве свирепствовала моровая язва и у людей не осталось никакой надежды, кроме упования на помощь Божию, Иверская икона была установлена в нижней части ворот, а вокруг нее построена часовня.
Именно с Иверской начиналась Москва того времени:
«А вон за тою дверцей
Куда народ валит –
Там Иверское сердце
Червонное горит…»
(М.Цветаева)
Многие из тех, кто из-за старости, слабости и болезней уже не мог дойти до часовни, просили принести образ к ним домой. И вот, икона стала путешественницей: с боков ее оковали железом, сделали специальные носилки, летом они устанавливались на повозку, зимой – на сани. Для многих такое благодатное посещение было последней надеждой – и вера не оказывалась тщетной. Велись записи многих исцелений.
На время, когда образ путешествовал, на ее место ставился список – «икона-заместительница», таких списков было сделано несколько.
Так и пребывала в Москве Иверская икона до красного переворота 1917 г. Вскоре из часовни были вывезено золото – оклады, лампады, дары исцеленных москвичей. Все пошло в переплавку для советского правительства, но часовня действовала еще 12 лет. Только в 1929 году часовня была окончательно закрыта, древняя икона изъята. Только одну «икону-заместительницу» дали перевезти в храм Воскресения в Сокольниках – тогда в этот храм свозилось много святынь из закрытых церквей. Но древний список считался утраченным.
В начале 1960-х годов в запасниках Третьяковской галереи была обнаружена и описана Иверская икона московского письма, поступившая в 1933 году, и по написанию отнесенная сначала к последней четверти XVII века. Однако некоторые исследователи уже тогда предположили, что это и есть главная Иверская из часовни. Но реставрация иконы была тогда отложена на долгий срок.
Срок пришел в 2002 году, когда под руководством реставратора ГТГ Антонины Ивановны Собаршовой была проведена реставрация. После реставрации можно с точностью говорить о том, что обретена чудотворная Иверская.
Низ иконы обит железом, с боков сохранились места, где были приделаны кольца для переноски. Воспроизведены греческие надписи оригинала, которые для верности переведены и по-русски. Краска в нижней части иконы утрачена оттого, что много лет к ней прикладывались тысячи и тысячи человек.
Сравнение с имеющимися фотографиями, сделанными до 1929 года, говорит о том, что перед нами часовенный образ. Сразу после реставрации Иверская была передана в храм свт. Николая в Толмачах – домовый храм Третьяковской галереи, и сейчас каждый может почтить Царицу Небесную перед Ее чудотворным образом…
Трудно описывать икону, любые слова о милосердном и спокойном взгляде Богородицы кажутся искусственными, лишними. Лучше прийти и помолиться…
Читайте также:
Иверская — икона с пронзенным ликом . В XVII веке об Иверской иконе узнали на Руси. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. |