В Мытищинском историко-художественном музее открылась фотовыставка «Романовы. К 400 – летию служению России».
Выставка предоставлена благотворительным фондом «Возрождение Николо-Берлюковского монастыря».
Когда попадаешь на выставку, и просто окидываешь ее взглядом прежде, чем начать движение от фотографии к фотографии, самое первое впечатление – как же могут быть красивы человеческие лица! Ничего не поделаешь: отвык наш взгляд от такой настоящей, внутренней, светящейся красоты, которая проецируется на внешнее, и по-особенному преображает черты лица, манеру держать себя. Причем красота эта видна всегда, ее не закрыть бытовому и повседневному, столь губительных для наносного внешнего великолепия.
На выставке – много камерных фотографий, сделанных явно «для себя» (в том числе из альбомов государыни Александры Федоровны и ее близкой подруги фрейлины Анны Александровны Вырубовой), но и на них представители Царской Семьи так же прекрасны, как и на парадных портретах, сделанных именитыми фотографами того времени.
«На выставке демонстрируются 70 фотографий из тех 8000, которые находятся в нашем фонде и собирались в течение 25 лет прихожанами монастыря. Экспозиция посвящена 400 – летию Дома Романовых и на ней представлены фотографии из семейной жизни Николая II и Александры Федоровны, царевен, цесаревича Алексея; снимки, показывающие их общественную деятельность, в том числе военных лет. Выставка является ярким впечатляющим правдивым фактом той исторической реальности, которая было до 1917 года», — рассказывает игумен Евмений (Лагутин), настоятель Николо-Берлюковской обители.
В частных, можно сказать «бытовых», не парадных фотографиях члены Царской Семьи предстают перед нами самыми обычными людьми, с их переживаниями, заботами, радостями и огорчениями. И в их взгляде, в их позах, мимике — обычная человеческая гамма чувств: вот Александра Федоровна, задумавшись, оперлась на борт парохода, вот государь и государыня с нежностью смотрят друг на другу, вот дети даже перед фотоаппаратом не в силах погасить веселые искорки – смешинки… Однако какой недосягаемой для нас кажется эта «обычность», наполненная красотой и любовью.
Да, глядя, на эти фотографии можно поучиться любить друг друга, бережно и вдумчиво прислушиваться друг к другу и к собственным детям. Игумен Евмений: «Сегодня, к сожалению, здоровых, счастливых семей – чуть ли не единицы. И выставка ярко и точно показывает пример для подражания, основываясь на который можно строить семью».
Фотографии, запечатлевшие членов Царской семьи, отражающие их отношение друг к другу – иллюстрация, подтверждение тому, что писала в своих записях Александра Федоровна: «Великое дело — взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой, но которые также легко могут погибнуть; великое дело — пестовать их, формировать их характер, — вот о чем нужно думать, когда устраиваешь свой дом. Это должен быть дом, в котором дети будут расти для истинной и благородной жизни, для Бога». Или: «Еще один важный элемент семейной жизни — это отношения любви друг к другу; не просто любовь, а культивированная любовь в повседневной жизни семьи, выражение любви в словах и поступках».
Отношения в семье, законы, по которым семья живет – тесно связаны и с отношением к стране. Можно вдумчиво изучить множество документов, грамотно проанализировать исторические, культурные и социальные процессы, происходившие во время правления Николая II в России, а можно – внимательно посмотреть фотографии, чтобы понять, насколько сильно государь любил свой народ и стремился сделать все для его блага…
«Выставка – наглядное опровержение той клеветы, которая уже столетие изливается на Романовых из уст их врагов, — рассказывает игумен Евмений. — Потому, что фотографию оболгать невозможно, невозможно ее интерпретировать. Она говорит сама за себя. И достаточно взглянуть на фотоснимки, представленные в экспозиции, чтобы понять, насколько лживы высказывания псевдоисториков как прошлого, так и сегодняшних, пытающихся очернить образ Государя и его Семьи… Зная, каким патриотом был Николай II, нам нужно учиться у него любви к Родине».
Особый раздел выставки – серия фотографий, сделанных фотографом Петром Оцупом в лазарете при Царском селе, где, в годы Первой мировой войны работали императрица Александра Федоровна, великие княжны Ольга и Татьяна.
Действительно, фотография не умеет лгать (фотошопа в те годы-то не было): перед нами – не ряженные «для пиара» в наряды сестер милосердия высокопоставленные особы, а самые настоящие сестры милосердия, тратящие свои силы, свою любовь на благо ближних.
Забыв о своем высоком положении, (или, точнее, наоборот, от высоты положения — несущие груз огромной ответственности) государыня и великие княжны помогают раненым в палатах, гуляют с ними в саду, даже своим присутствием облегчая муки тяжелораненых. А ведь их заботы о раненых не ограничивались просто присутствием, ободряющей беседой: они, в том числе, участвовали в тяжелых операциях…
Выставка словно погружает, как на машине времени переносит тебя в то, на самом деле не далекое, но до боли невозвратимое прошлое. Погружает настолько, что ты начинаешь слышать его звуки… А потом – так трудно выходить обратно, на улицу, пытаться всмотреться в лица прохожих. Попытка, как правило, терпит неудачу, поскольку антураж нашего сегодня: — гул машин, отражающихся в аляповатых витринах, трепещущие от ветра рекламные растяжки, да и торопливое движение людей по тротуару – не способствует тихому и глубокому вглядыванию.
Но самое тяжелое – подойти после выставки к зеркалу…