Епископ Фульгенций Руспицийский, западный богослов конца V — начала VI века, мало известен православному читателю. До сих пор нет ни одного русского перевода его сочинений и ни одной посвященной ему исследовательской работы. Между тем Фульгенций заслуживает внимания со стороны православных патрологов и богословов как непримиримый борец с арианством и один из самых преданных последователей блаженного Августина. Ему удалось в ясной, доступной и систематической форме изложить основные богословские положения Августина. Его жизнь — жизнь исповедника православной веры — также являет собой пример, достойный подражания. Мы остановимся на жизни Фульгенция, его литературной деятельности и его богословии.
I. Биографические сведения
Фульгенций родился в 467 г. (или в 468 г.) в Северной Африке, в городе Телепта. Он происходил из состоятельной семьи, был начитан как в латинской, так и в греческой литературе. Закончив образование, Фульгенций поступил на государственную службу и занимал должность прокуратора, или налогового инспектора г. Телепта, однако, познакомившись с толкованием блаженного Августина на Пс 36, он неожиданно решил принять монашество. Вскоре Фульгенций стал настоятелем одного из монастырей, но впоследствии был изгнан оттуда арианами. После этого он отправился на Сицилию и хотел поехать оттуда на родину монашества — в Египет, однако это ему не удалось, и после посещения Рима в 500 г. Фульгенций вернулся на родину. Там он основал новый монастырь и вскоре против своей воли был рукоположен во священники. В 507 г. Фульгенций был рукоположен во епископы небольшого приморского городка Руспа, или Руспика. Однако в следующем 508 г. он вместе с шестьюдесятью другими православными африканскими епископами был отправлен в ссылку на Сардинию Тразамундом, королем вандалов, которые к тому времени захватили Западную и Северную Африку. Вандалы исповедывали арианство и жестоко преследовали православных. В 515 г. Фульгенций вернулся на родину, где написал свои первые антиарианские сочинения. Но в 517 г. последовало новое гонение, и он опять был вынужден уехать на Сардинию. В 521 г. Фульгенций участвовал в поместном соборе православных епископов. После смерти короля Тразамунда в 523 г. его преемник Хильдерик позволил всем изгнанным православным епископам вернуться в свои епархии, что и сделал Фульгенций. В последние годы жизни он оставил активную церковную деятельность и проводил дни в покаянии, посте и молитве. Умер Фульгенций 1 января 533 г.
II. Сочинения
Фульгенций написал около пятнадцати богословских сочинений, в основном догматико-полемического характера. Большинство сочинений Фульгенция направлено против ариан. К ним относятся: книга Против ариан (Contra Arianos, 515 г.), представляющая собой ответы Фульгенция на 10 вопросов-возражений короля-арианина Тразамунда; три книги К королю Тразамунду (Ad Trasamundum regem, 515 г.), где Фульгенций подробнейшим образом опровергает учение ариан; О Троице, к Феликсу нотарию (De Trinitate ad Felicem nоtarium), где кратко излагается православное учение о Святой Троице; Против слова Фастидиоза арианиниа (Contra sermonem Fastidiosi ariani), где Фульгенций проводит различие между понятиями природа и лицо, говорит о неделимости Святой Троицы и о личном характере воплощения Сына Божия; О воплощении Сына Божия (De incarnatione Filii Dei), в котором Фульгенций отвечает на два вопроса: только ли Слово Божие воплотилось и является ли Бог творцом насекомых. Книга Фульгенция Против Пинты, арианского епископа (Adversus Pintam) не сохранилась.
Другая группа сочинений направлена против пелагиан. К ним относятся: две книги Об отпущении грехов (De remissione peccatorum), в которых Фульгенций развивает учение Августина об условиях спасения, о вере и добрых делах; три книги К Мониму (Ad Monimum), где Фульгенций отстаивает учение Августина о предопределении, о Евхаристии, о роли Святого Духа в Церкви и о других вопросах; три книги Об истине предопределения и благодати Божией (De veritate praedestinationis et gratiae Dei, 523 г.). Семь книг Фульгенция Против Фавста Риезского (Contra Fausum Reiensem), посвященные тем же вопросам, не сохранились.
Особняком стоит небольшое, но очень содержательное сочинение О вере, или о символе веры, к Петру (De fide ad Petrum seu de regula fidei), которое представляет собой систематическое изложение догматического богословия, обнаруживающее сильное влияние блаженного Августина. Это сочинение состоит из четырех частей: в первой излагается учение о Боге, о Святой Троице и Боговоплощении; во второй — учение о творении мира; в третьей — учение о грехопадении, спасении, экклезиология и эсхатология; наконец, в четвертой кратко повторяются основные положения христианской веры.
Письма Фульгенция, как правило, представляют собой длинные трактаты по догматическим и нравственно-аскетическим вопросам. Фульгенцию принадлежат 10 (по другим сведениям 7) проповедей на Господские праздники, в память святых, по вопросам христианской нравственности и толкования Священного Писания. Житие Фульгенция, причисленного Западной церковью к лику святых, было написано вскоре после его смерти карфагенским диаконом Феррандом.
III. Богословие
В своем богословии Фульгенций, с одной стороны, опирается на никейское антиарианское богословие, а с другой стороны, строго следует учению блаженного Августина. Можно без преувеличения сказать, что его богословие — это популяризация Августина. Мы рассмотрим основные положения богословия Фульгенция, основываясь на трактате О вере, или о символе веры и придерживаясь его последовательности.
1. Учение о Боге
Бытие, сущность и свойства Божии. Как учит Фульгенций, Бог обладает вечным и безначальным бытием или, скорее, Сам есть высшее Бытие (summe est или summum esse). Вечность Ему присуща по природе. Он не изменяется во времени. (От Его бытия или всемогущества происходит всякое бытие). Бог в высшей степени благ или, скорее, Сам есть высшее и неизменное Благо, ибо Он — вечное Благо. (От Его блага происходит всякое благо). Опираясь на учение блаженного Августина, Фульгенций утверждает, что для Бога “быть” естественно означает то же, что и быть премудрым, справедливым, благим, всемогущим и т. д., ибо Он есть сама Простота. От Его Премудрости происходит все разнообразие природ твари. Бог не имеет недостатка, ибо не произошел из небытия. Он не имеет и улучшения, ибо не имеет начала. Бог не заключается ни в каком месте, но в то же время целиком находится во всяком месте. Бог — Творец всякой природы.
Святая Троица. Здесь православное учение сочетается у Фульгенция с западными представлениями, которые, впрочем, лишены у него глубоких философских оснований. Главная формула, которую использует Фульгенций: единая сущность (essentia) — Три Лица (personae). Истинный Бог троичен в Лицах (лично) и един в природе (природно, сущностно). Между Лицами существует полное равенство: в Святой Троице нет большего и меньшего, предшествующего и последующего. Однако вслед за Августином Фульгенций полагает различия между Лицами в Их взаимных отношениях, так что Они различаются не по сущности (substantiam), а по отношению (secundum relativum). Сын рождается из сущности (de essentia), или из природы Отца (de natura Patris), то есть по природе, а не по воле, что для Фульгенция, как и для Отцов Никейского собора, является одним из важнейших аргументов против арианства. Следуя за учением блаженного Августина, Фульгенций утверждает, что Святой Дух исходит от Отца и от Сына (Filioque) как Дух, принадлежащий Им Обоим, что для Фульгенция также является еще одним дополнительным аргументом в пользу Божества Сына против ариан.
2. Христология
По учению Фульгенция, Сын Божий в вечности родился от Бога Отца по Божеству и во времени родился от Святой Девы по плоти, сохранив Свою вечность, бесстрастие и бессмертие. Один и Тот же Бог Сын, единое Лицо из Святой Троицы, ради нас стал истинным и всецелым человеком, ибо имел истинную человеческую природу, состоящую из плоти и разумной души. Один и Тот же Бог и Сын Божий родился прежде всех веков и в определенный век. И оба этих рождения принадлежат Одному и Тому же Сыну Божию: Божественное, по которому Он есть Творец и Бог, во Образе Божием совечный Отцу, и человеческое, по которому Он истощил Себя, приняв образ раба, и в утробе Матери создал Самого Себя по человечеству самим этим восприятием рабского образа. Образ Божий — это полнота Божественной природы Сына Божия, Который всегда оставался равным Отцу и в воплощении не утратил Своей полноты. А образ раба — это Его человеческая природа. Истощание (exinanitio)1 — это и есть восприятие человеческой природы. Поэтому во Христе суть два образа, ибо в Нем суть две истинные и целостные сущности. Бог воспринял человеческую природу в единство Своего Лица, так что Один и Тот же есть истинный Бог и истинный человек, имеющий единую с Отцом Божественную природу и единую с Матерью человеческую сущность. Не следует ни сливать, ни разделять обе истинные природы в одном Лице. Господь воспринял нашу природу без греха, но унаследовал от нас вину за наши беззакония вплоть до смерти и умер за наши грехи. Плоть Спасителя была той же природы, что и у остальных людей. Но она была зачата и рождена без греха и обладала единственным в своем роде превосходством, ибо с самого своего зачатия принадлежала Божественному Лицу и имела необыкновенное начало своего рождения, поскольку Бог Слово так стал плотью, что Единородный и Превечный Бог был одним Лицом со Своей плотью, будучи зачат как человек самим зачатием Своей собственной плоти. Развивая мысли Августина, Фульгенций говорит, что поскольку зачатие всех людей не может произойти без сладострастного вожделения, постольку всякое зачатие не может быть без греха, ведь грех потомству передает не само продолжение рода, но сладострастное вожделение. И чтобы устранить этот грех из человеческого рода, Бог был зачат новым, небывалым образом: Он воплотился от Матери-Девы без союза с мужем, без сладострастного вожделения зачавшей Святой Девы. Уже в самом этом непорочном зачатии Спасителя Фульгенций видит спасительное событие для всего человечества и утверждает, что уже в этот момент через Богочеловека, Которого, как зачатого без сладострастного вожделения, произвела неоскверненная Девичья утроба, был смыт грех, который наследуют все рождающиеся люди. Итак, по Фульгенцию, Единородный Бог сбросил с Себя грех человеческого зачатия и рождения, и когда Он был зачат, Он воспринял от Девы истинную плоть, а когда родился, сохранил девственность Матери неповрежденной. При этом остается неясным, как Фульгенций согласовывает это учение об упразднении первородного греха с учением о крестной Жертве Христа Спасителя, которую он понимает в совершенно традиционном смысле.
3. Учение о творении
Фульгенций учит, что всякая природа, земная и небесная, видимая и невидимая, телесная и духовная, которая не есть Святая Троица, сотворена Богом “из ничего”. От Бога она получила бытие, но не высшее, неизменное и безначальное, как у Бога. В отличие от Бога, тварь не безначальна. Ее начало (небытие) влечет ее к недостаточности, а к улучшению ее привело действие Творца. Она не проистекла из Творца, но создана совершенно из ничего. Вместе с бытием тварь получила свойство быть благой. Вся тварь — благая, но не так, как ее Творец. Твари отличаются не только от Творца, но и друг от друга; они не равны друг другу. Их разнообразие восходит к Самой Божией Премудрости, сложной в своей простоте. Каждая вещь пребывает такой, какой сотворена Богом: одна такой, другая иной. Так, телам дана иная природа, нежели духам. В тварях наблюдаются различные степени организации и совершенства: во-первых, неживые тела обладают простым бытием, они тленны; во-вторых, растения и животные обладают еще и жизнью и чувствами, они смертны (они суть смертные духи); в-третьих, разумные духи обладают еще и разумом, интеллектом и свободной волей, они бессмертны, хотя и изменчивы.
Духовные, разумные твари — это и ангельские духи, и человеческие души. Первые разделяются на святых ангелов и злых духов. Это разделение возникло от злоупотребления свободной волей. И тем и другим изначально была дана свобода воли, в силу которой они обладали тремя возможностями: во-первых, устремляться в святой любви к Богу, Который выше их; во-вторых, склоняться под тяжестью превратного вожделения к самим себе; в-третьих, обращаться даже к тому, что ниже их. Или, по-другому, у них были две возможности: во-первых, обладать полученной от Бога возможностью и волей, чтобы познавать и любить Бога; а во-вторых, погубить эту возможность, которую своей волей возвратить уже невозможно. Это и произошло в результате свободного грехопадения сатаны и ангелов его. Для Фульгенция, так же как и для блаженного Августина, зло — это лишение, недостаток добра.
4. Антропология и сотериология
По учению Фульгенция, первый человек был создан благим, праведным и не причастным греху. Ему была дана свобода воли, благодаря которой он мог свободно подчиняться и служить Богу или свободно совершить грех, что, собственно он и сделал по наущению диавола, который из-за своей зависти к человеку захотел сделать того причастником своего греха (богоотступничества). Грех, совершенный первыми людьми, вызвал изменение всей человеческой природы к худшему; внес в нее коренной порок, так что она подпала под власть смерти. Так же как и сатана, Адам погубил в себе волю к высшему, потерял возможность любви к Богу, обратился на самого себя и на то, что ниже его. От первого человека грех через страстное вожделение, сопровождающее акт зачатия каждого человека, перешел на всех его потомков, которые рождались естественным путем через сочетание мужа и жены. Все люди рождаются уже зараженные первородным грехом и подчиненные нечестию и смерти, и суть “чада гнева”. Поэтому, с точки зрения Фульгенция, даже младенцы, умершие в утробе или в раннем возрасте, не приняв святого Крещения, будут осуждены на вечные огненные мучения. От гнева Божия никто не может освободиться иначе, как только через веру в единого посредника между Богом и людьми, человека Иисуса Христа (ср. Тим 2:5), Который был зачат, рожден и умер без греха, став за нас грехом, то есть жертвой за наши грехи. Единородный Сын Божий ради нас принес в жертву Богу Самого Себя по плоти. В Себе Самом Он явил то, что было необходимо для совершения нашего искупления, то есть был и Жрец и Жертва, и Бог и Храм: Жрец, через Которого мы были примирены, Жертва, Которой примирены; Храм, в Котором примирены, Бог, с Которым примирены. Итак, по плоти мы примирены через одного Сына, ставшего плотью, но не только с одним Сыном по Божеству. Ибо, по Фульгенцию, нас с Собою примирила вся Святая Троица через то, что Сама Святая Троица только Слово соделала плотью. Поэтому и Евхаристическая жертва приносится всей Святой Троице.
Никто из людей, за исключением мучеников за христианскую веру, не может очиститься от грехов и наследовать жизнь вечную, кроме как через таинство веры и покаяния, то есть через святое Крещение. Младенцам, унаследовавшим первородный грех, крещения достаточно для спасения. Ни один человек не может покаяться, если его не просветит Бог и по Своей милости не обратит его. Никто не может повиноваться Божественным повелениям, если его не предварит Сам Бог Своею благодатью, чтобы он, получив от Бога благую волю и силу, желал бы и мог бы исполнить заповеди Божии.
Развивая идеи Августина о предопределении, Фульгенций говорит, что поскольку неизменный Бог неизменно знает не только все прошедшее и настоящее, но и будущее, Он еще прежде всех веков знал, кому Он по вере дарует благодать, без которой никто не может освободиться от вины как за первородный, так и личный грех. Кого Бог прежде сотворения мира предузнал, тех Он и предопределил быть сосудами милосердия и сынами Божиими в Царстве Его. И никто из тех, кого Бог предопределил к вечной жизни, не может погибнуть, так же как никто из тех, кого Бог не предопределил к ней, никоим образом не может спастись.
5. Эсхатология
В конце времен второй раз явится Сын Божий, чтобы судить живых и мертвых. Он воскресит и прославит тех людей, которых оправдает Своей благодатью даром через веру, сделает их равными святым ангелам и приведет в такое состояние, в котором они будут совершенно благими и уже не смогут утратить это совершенство. Каждая душа получит свое собственное тело, в котором она совершала добро или зло, чтобы получить воздаяние Царства или наказания. У святых будет единая вечная жизнь, но различие в славе. Тела праведников изменятся и обретут прославленное, духовное и нетленное состояние (но сама сущность тела сохранится и не разрешится в дух). Диавол и ангелы его вместе с грешными людьми, получившими назад свои не измененные и не прославленные тела, будут посланы в вечный огонь для справедливого наказания.
6. Экклезиология
Фульгенций учит, что кафолическая Церковь есть область Божия, но внутри нее до скончания века “пшеница” смешана с “плевелами”, другими словами, добрые и злые соединены в общности таинств. И во всяком церковном чине есть добрые и злые. Никакой праведник, праведно живущий в Церкви, не может оскверниться от общения с грешником никаким грехом, если только сам не окажет благосклонность к грешнику в его грехе. Добрые терпят злых в Церкви ради пользы последних. Таинство Крещения может быть действительным не только в кафолической (соборной) Церкви, но и у еретиков и раскольников, если они совершают его во имя Святой Троицы. Такое крещение следует признавать и не следует никогда повторять. Но вне Церкви оно не может принести никакой пользы. Если те, кто был крещен вне Церкви, не обратятся к ней, то их крещение будет им в погибель, во осуждение. Присоединения к Церкви достаточно для спасения; вне ее, как вне Ноева ковчега, нет спасения. Таким образом, Фульгенций полагает, что все, кто в этой жизни жил вне кафолической Церкви, пойдут в огнь вечный. Однако и внутри кафолической Церкви не все наследуют вечную жизнь, но лишь те, кто после принятия крещения будет праведно жить и воздерживаться от пороков и похотей плоти. Даже из праведных и святых никто не может быть совершенно без греха. На последнем Суде Господь окончательно отделит зерна от плевел, добрых от злых и произнесет над ними Свой вечный справедливый приговор.
1См. Флп 2:6–11; в Синод. переводе уничижил,в церк.-слав. умалил. — Ред.