Читайте также: Реабилитация наркоманов – предотвращение катастрофы
25 июня 2011 года в Марфо-Мариинской обители милосердия состоялся Всероссийский съезд руководителей реабилитационных центров «Создание национальной системы реабилитации наркозависимых».
Как лечить наркоманов? Надо ли вводить уголовную ответственность за употребление наркотиков? Почему церковные реабилитационные центры успешнее светских? — эти и многие другие вопросы обсуждались в ходе съезда.
Портал «Правмир» представляет первый доклад с конференции — протоиерея Александра Новопашина, настоятеля новосибирского собора во имя святого князя Александра Невского, миссионера, руководителя Информационного центра по вопросам сектантства (Новосибирск).
Эпидемия наркомании ежегодно уносит жизни 100 тысяч россиян. Ее жертвами становятся молодые люди, которым еще бы жить и жить, создавать семьи, рожать и воспитывать детей, внуков, трудиться на благо нашей страны.
И что самое страшное — современная медицина бессильна перед этим страшным недугом.
Наркологи признаются, что после лечения и проведения реабилитационных мероприятий состояния устойчивой ремиссии в лучшем случае удается достичь у 3-5 процентов наркозависимых. То есть из 100 больных после лечения в течение первого же года 95-97 человек вновь начинают употреблять наркотические и психоактивные вещества.
Этой в высшей степени неблагоприятной ситуацией пользуются тоталитарные секты, лидеры которых, прикрываясь якобы реабилитацией наркозависимых, утверждают, что могут излечивать наркоманию.
На самом деле истинная цель декларируемой ими борьбы с наркоманией – вербовка новых адептов с целью их жесточайшей эксплуатации. К таким структурам относятся, прежде всего, секты неопятидесятников и сайентологов.
Иногда, к сожалению, приходиться слышать такие рассуждения: «Да пусть уж лучше будет сектантом, чем наркоманом». Насколько справедливо это утверждение и насколько безопасны практики т. н. реабилитации в подобных структурах?
Факты свидетельствуют, что некоторые молодые люди в этих сектах действительно перестают употреблять наркотики. Но они приобретают другую зависимость — зависимость от самой сектантской организации, от ее безумной идеологии, от ее психотехник, использование которых сектанты называют «богослужением в духе», от ее лидеров. Существуют специальные приемы, позволяющие заменить одну зависимость на другую. Этими приемами и пользуются сектанты. В психиатрии даже появился новый термин, который пришел из сектоведения — сектозависимость.
Политика лидеров сект абсолютно безнравственна (и преступна!), они мошенническим путем завладевают не только имуществом своих адептов или их родителей, которые готовы последнее отдать ради здоровья своих детей. Они завладевают людьми, делая их своими рабами.
Сектанты лгут на каждом шагу. Потому что понимают, что заманить к себе они могут только ложью – наглой, агрессивной. Перед тем, как приехать в Москву, я зашел на сайт так называемого благотворительного фонда «Новосибирск без наркотиков», деятельность которого насквозь пронизана неопятидесятническим духом. Название фонда, наверняка, у многих все еще на слуху.
В этом году буйную главу фонда «Новосибирск без наркотиков» Альберта Сажина суд признал виновным в незаконном лишении свободы пациентов своего лже-реабилитационного центра. Его приговорили к 4 годам условно. Так вот на их сайте говорится, что Ассоциация Некоммерческих Организаций «Родина без наркотиков» (в структуру которой входит «Новосибирск без наркотиков») «эффективно сотрудничает с Госнаркоконтролем и с наркологическими диспансерами».
Может быть где-то, в каких-то городах так и есть (во что совсем не хочется верить!), но в Новосибирске такого сотрудничества быть не может. На всякий случай я позвонил в службу наркоконтроля по Новосибирской области начальнику отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики УФСКН по г.Новосибирску полковнику Габрусенко, и он, конечно же, сразу развеял все мои опасения. Наркоконтроль в Новосибирске знает, что это за организация, и не собирается с ней сотрудничать. Тем более, что наш Центр по вопросам сектантства при Александро-Невском соборе, настоятелем которого я являюсь, регулярно сообщает власти и ее силовым структурам о всех продвижениях сектантов (их вербовочных акциях, их попытках проникнуть во власть, в структуры образования, в спорт и прочее).
В последнее время неопятидесятнические образования скрывают свое истинное лицо под вывеской благотворительных фондов, общественных, некоммерческих организаций. Но мы владеем ситуацией и оперативно извещаем мэрию, областную администрацию, общественность города об очередных сектантских уловках. В этом смысле роль Центра по вопросам сектантства невозможно переоценить.
Раньше за рубежом для реабилитации наркозависимых создавали коммуны, деятельность которых не носила явно религиозного характера. Однако за счет жесткой изоляции и не менее жестких специальных психологических приемов у больных вырабатывали зависимость от лидера данной организации или от самой организации. Нечто подобное происходило и в скандально известной ОБЩЕСТВЕННОЙ организации «Преображение России», пока она не была ликвидирована по решению Верховного Суда РФ. Издевательства и побои больных людей здесь были обычным делом.
Впрочем, вот такая «реабилитационная программа» предполагала и религиозный аспект, который руководителями «Преображения» не декларировался. В центрах и социальных гостиницах «Преображения России» проходили «духовные» собрания неопятидесятнического толка.
К счастью, в руководящем составе этой организации работали люди, которым претило сектантство, тем более тоталитарное! По их просьбе мы – наша епархия – начали работать с «Преображением России». Сначала было непросто, многие не воспринимали или не хотели воспринимать то, что мы им говорим, вели себя либо насторожено, либо агрессивно. Но со временем в их глазах мы увидели, что они хотят УСЛЫШАТЬ. А потом люди пошли в Церковь. И вот тогда руководитель «Преображения» Чарушников, понимая, что теряет над людьми абсолютную власть, в категорической форме запретил какое-либо общение с Православной Церковью, заявив, что он «сам гуру» и имеет свое учение, которое ему передано на Эвересте «через откровение от Бога»…
И что же?!
Целый ряд новосибирских руководителей этой организации после такого заявления «гуру» НЕМЕДЛЕННО вышли из «Преображения» и создали свои социально-ориентированные общественные структуры («Покров» и «Линия жизни» — в общей сложности это свыше 300 человек!), окормляемые клириками Новосибирской епархии. За ними потянулись и реабилитируемые, потому что они тоже стали воцерковляться и уже не мыслили себя вне Церкви. То же самое произошло и в соседней с Новосибирском Тюмени.
Сегодня «Преображения» формально не существует. Однако их объявлениями о предоставлении услуг «реабилитации наркозависимых» предоставлении разнорабочих, грузчиков, копальщиков, подметальщиков, пильщиков и пр. все еще заклеен весь город. Телефоны эти нам хорошо известны – это телефоны «преображенцев». То есть организация все-таки продолжает действовать. Думаю, что скоро они изобретут новую вывеску, перерегистрируются и продолжат заниматься псевдореабилитацией, зарабатывая деньги на несчастье людей.
Россия наводнена сектами. Мошенники на доверии используют любые каналы, чтобы завербовать людей и выманить из них как можно больше денег. А реабилитация наркозависимых в этом смысле вообще золотое дно. Не только неопятидесятники или «общественники» занимаются реабилитацией, которая приносит им баснословные барыши. Свою долю рынка держат и сайентологи. Их программа «Нарконон» уже много лет как запрещена министерством здравоохранения.
Ну и что? Сектанты продолжают ее реализовывать, ни от кого это особо не скрывая. «Реабилитацией наркозависимых» занимаются «свидетели Иеговы», различные мелкие оккультные группировки, колдуны, маги, чародеи и прочие волшебники-мошенники. От них не отстают и псевдоиндуистские секты, практикующие йогу. К примеру, всем нам известна клиника Якова Маршака. Телевидение внесло свою лепту беспрецедентно масштабной рекламой в активизацию вредоносной деятельности Якова Эммануиловича. И люди, конечно, верили рекламе.
Однако им никто не говорил, что за клиникой Якова Маршака скрывается центр «Кундала», где людей знакомят с религиозным восточным учением «кундалини йога». Больше того, центр Маршака — это одно из многочисленных, разбросанных по всему миру, отделений «Организации здоровья, счастья и святости» (Healthy- Happy- Holy- Organization). А сам Маршак давно уже и не Маршак вовсе, а Гуру Дживан Сингх Халса, что означает Несущий Учение Гуру. А сколько у нас по России таких гуру?..
Безусловно, мошенники будут множиться. Будут множиться и неопятидесятнические и прочие сектантские группировки, бесконечно мимикрирующие под всевозможные общественные и благотворительные фонды. Не сдаст своих позиций и сайентология. В свете возможного финансирования государством общественных и религиозных организаций работающих с наркозависимыми, подобные вышеозначенные структуры будут всяческими способами стараться получить государственную помощь.
Как отделить зерна от плевел? Как не пойти на поводу у мошенников, которые прикрываются благими намерениями, но на самом деле просто обманывают государство, имея намерение воспользоваться выделенными им средствами в личных целях.
На мой взгляд, в этих условиях очень важно в каждой епархии иметь собственные информационные центры или отделы по вопросам сектантства, которые бы владели ситуацией и оперативно распространяли информацию о деятельности сектантов и иных мошенников, якобы занимающихся реабилитацией наркозависимых. Кроме того, в России с 2006 года эффективно действует Российская ассоциация центров изучения религий и сект (РАЦИРС) ведущая аналитическую и исследовательскую работу, осуществляющая планомерный мониторинг деятельности на территории России новых религиозных движений и сект, информационную и консультационную помощь и содействие федеральным, региональным и муниципальным органам власти, СМИ в вопросах, касающихся деятельности различных религиозных объединений. Замечу, что президентом данной организации является председатель Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при министерстве юстиции РФ, профессор А. Л. Дворкин.
В то же время необходимо организовывать реабилитационные общины и внедрять в них методы православной реабилитации наркозависимых. В сложившейся грозной обстановке нельзя оставаться в стороне, ссылаясь на отсутствие опыта или средств. И то и другое нарабатывается. Кроме того, у Церкви уже есть немалый опыт работы с наркозависимыми, нужно только иметь желание внедрить его на местах.
Одновременно нужно честно и открыто сотрудничать с теми общественными организациями и фондами, которые не применяют православные методики, но намерения которых самые искренние и деятельность – прозрачна, а главное, чтобы они сами были заинтересованы в таком сотрудничестве. Нужно понимать, что там, где мы недорабатываем или вообще не работаем, появляются секты, которые, по сути, уничтожают человека, забирая у него все, в том числе и здоровье, и душу.