Предисловие
Великий учитель Церкви святитель Иоанн Златоуст долгое время (с 386 по 398 гг.) исполнял проповедническое служение в сане пресвитера в Антиохии. В число его обязанностей входила подготовка оглашенных (kathcoЪmenoi) к принятию крещения. С этой целью он произносил проповеди, содержащие главным образом объяснение Символа веры и церковных таинств. В христианской литературе такие проповеди называются огласительные беседы (Рmil…aikathchtika…) или мистагогические (тайноводные) оглашения (mustagwgoѕ kathc»seij). Само слово оглашение, kat»chsij, засвидетельствовано именно у святителя Иоанна Златоуста 1. Он обращает внимание на значение корня этого слова ‘отдаваться эхом’, ‘отражаться’, говоря, что и в отсутствие проповедника его речь должна всегда отражаться в сердцах слушателей. В творчестве этого великого церковного проповедника выделяют три группы огласительных бесед:
I. Огласительные беседы I–IV, так называемая группа Пападопулоса-Керамевса 2, названная по имени ученого, впервые их опубликовавшего.
II. Огласительная беседа II, группа Монфокона 3, также названная по имени ученого Бернара Монфокона, впервые опубликовавшего эту беседу.
III. Огласительные беседы I–VIII, группа из афонского монастыря Ставроникита 4
Нужно отметить также, что под именем святителя Иоанна Златоуста существуют две огласительные беседынеизвестного автора в латинском переводе, засвидетельствованные в ранних латинских изданиях святителя Иоанна Златоуста: 1. Universalis ecclesia gaudet; 2. Super fabricam totius ecclesiae.
Святителю Иоанну Златоусту принадлежат и две речи, которые в литературной истории текстов Святителя называют “огласительными”; это огласительная речь на Мф 20:1 5 и огласительная речь на день святой Пасхи 6.
Четыре огласительных беседы Пападопулоса-Керамевса
В 1909 г. ученый-византинист Пападопулос-Керамевс обнаружил в Синодальной библиотеке в Москве 7 целую серию огласительных гомилий святителя Иоанна Златоуста. Счастливый ученый опубликовал находку в Сборнике неизданных греческих религиозных текстов. Первая гомилия этой группы уже была известна 8. Текст этих гомилий аутентичен и составляет цикл из четырех гомилий, произнесенных святителем Иоанном в Антиохии.
Первая гомилия произнесена за 30 дней до Пасхи 9, вторая — 10 дней спустя. Третья гомилия была произнесена последней перед крещением, в Великий Четверток. Эти три гомилии называются оглашениями, kat»chsij, тогда как четвертая называется “к новокрещенным на праздник Пасхи”. Нет никаких внутренних оснований, позволяющих связывать эту гомилию с циклом огласительных бесед I–III более, чем с какой-то другой группой. Эта речь “к новокрещенным” имеет свою литературную предысторию. Следы текста обнаруживают в нескольких флорилегиях 10, в Sacra Parallela преподобного Иоанна Дамаскина, где содержатся пять фрагментов этой гомилии. Получил широкое распространение и известность ее латинский перевод; она была переведена на латынь около 415 года Аниеном Целедой и составляет часть рукописной традиции известного собрания 38 латинских гомилий 11 святителя Иоанна Златоуста. Этот текст, причем греческий, был известен уже блаженному Августину, (ср. Contra Julianum // PL 44, 658 и IV гомилия, Varia Graeca Sacra, с. 181). Древний латинский перевод был неоднократно опубликован в латинских изданиях произведений святителя Иоанна Златоуста. Эту гомилию содержат почти все издания XVI века. В начале XVII века известный издатель Савилий опубликовал впервые собрание творений святителя Иоанна Златоуста на греческом в 5 великолепных томах (Eton, 1612). В этом издании греческого оригинала этой гомилии нет. Бернар Монфокон, которому принадлежит заслуга более полного издания греческого текста святителя Иоанна Златоуста (с латинским переводом), не утратившего актуальности и по сей день (13 фолиантов, Paris, 1718–1738), о нейне упоминает, но называет греческий incipit 12 этой гомилии в алфавитном списке incipit творений святителя Иоанна Златоуста. Как выяснил А. Ванже, исследуя рукописи Монфокона, тому был хорошо известен греческий текст этой гомилии, но он счел ее просто за “безделицу” (quisquilia). Источник текста, известного Монфокону, А. Ванже обнаружил в Национальной библиотеке Парижа, но с другим заголовком. Эта четвертая гомилия идентична третьей гомилии из серии восьми огласительных гомилий, обнаруженных в монастыре Ставроникита (см. ниже).
Две огласительных беседы Монфокона
В огромном наследии святителя Иоанна Златоуста Монфокон, крупнейший его издатель, смог обнаружить только две гомилии, которые можно назвать “огласительными”. Первая гомилия — это текст с бедной рукописной традицией. Монфокон лично не знал ни одного свидетельства и в своем издании довольствовался, очевидно, воспроизведением текста Фронтона Дюка, опирающегося на рукопись XIвека,Coislin 245. Вторая гомилия, напротив, хорошо известна. Рукописная традиция почти единодушно связывает ее с 22 речами “О статуях” 13, произнесенных в течение Великого поста 387 г. в Антиохии по случаю известных трагических событий 14. Она, как правило, занимает двадцать первое место в этой группе, и ее никогда не называли второй огласительной гомилией. Монфокон, очевидно, был не прав, связывая ее с первой огласительной гомилией, полагая, что она является ее продолжением, тогда как в действительности между этими двумя гомилиями нет никакой внутренней связи 15. Очевидно, это действительно II гомилия мистагогического цикла, которая была произнесена 10 дней спустя после первой гомилии 16, которая в настоящее время утеряна.
Восемь огласительных бесед из монастыря Ставроникита
История текста
Восемь огласительных бесед святителя Иоанна Златоуста были обнаружены в 1955 г. в одном из афонских монастырей. Мы обязаны этому открытию французскому ученому Антуану Ванже. Разыскивая риторическое произведение Севериана Габальского в spuria 17 святителя Иоанна Златоуста, он в сентябре 1955 г. ездил по афонским монастырям, в которых хранится большое число древних рукописей святителя Иоанна Златоуста. 5 октября в библиотеке монастыря Ставроникита он обнаружил в кодексе 6 этого монастыря 8 гомилий, до этого неизвестных научному миру. Кодекс 6, содержащий по каталогу 18 24 гомилии святителя Иоанна Златоуста, в действительности заключал в себе три соединенных вместе рукописи:
I, ff. 1–339, пергамен начала XI века, 41 речь святителя Иоанна Златоуста, пронумерованная 1–41.
II, ff. 340–448, пергамен XI века, 9 речей святителя Иоанна Златоуста, пронумерованные 16–23.
III, ff. 449–453, пергамен XI–XII вв., фрагмент лекционария 19, содержащий Первое соборное послание Иоанна Богослова как чтение на крестный ход в память Ипапанта (2 февраля).
Рукопись I содержала в себе три различных части:
1-я часть — ff. 1–51, 8 огласительных гомилий, пронумерованные 1–8.
2-я часть — ff. 51–146, собрание 15 гомилий, пронумерованные 9–23 20.
3-я часть — ff. 146–339, 17 различных гомилий, пронумерованные 24–41. Все эти гомилии известны и опубликованы.
Первая гомилия этой рукописи имела неизвестный incipit, вторая тоже. Третья представляла собой редчайший текст, известный в древней латинской версии, греческий оригинал которого ученые искали долго, но безуспешно. Совершенно новыми оказались incipit’ы 4–8 гомилий. “Беглое прочтение первой гомилии быстро убедило меня, что это подлинный Златоуст” 21. Странно, как замечает А. Ванже, что этот кодекс не привлек внимания выдающихся ученых, путешествовавших по афонским монастырям в поисках неизданных текстов святителя Иоанна Златоуста. Ни Баур, выдающийся исследователь святителя Иоанна Златоуста, ни Эммануэль Аман де Мендиета, исследователь святителя Василия Великого, не упоминают об этом тексте в записках, которые они оставили о своих путешествиях по Афону. Нужно думать, что они просто не видели этого текста.
Ошибка Ламброса, составившего каталог греческих рукописей на Афоне, заключалась в том, что он считал, что этот кодекс состоит только из одного тома. По его каталогу кодекс содержал 24 гомилии. Цифру 23 он относил к последней речи второй части кодекса, а 24-й речью считал Первое соборное послание Иоанна Богослова, хотя в действительности кодекс содержал три рукописи.
Место и время произнесения 8 огласительных бесед
Эти гомилии могли быть произнесены святителем Иоанном Златоустом в Константинополе или в Антиохии. В столице, конечно, святитель Иоанн из-за большого числа дел не мог посвящать себя проповедническому служению так, как в Антиохии. В 401 г. он не был в столице во время пасхальных праздников, и многие оглашенные этого года сетовали на то, что они не могут принять крещение от рук епископа. Мы знаем об этом из речи святителя Иоанна Златоуста, произнесенной по его возвращении из Азии 22. В 404 г. епископ оставался в своей резиденции, и пасхальные праздники были омрачены кровавыми событиями, о которых мы детально знаем от Палладия 23. Если гомилии были произнесены в Константинополе, то только в промежутке 398–400, в 402 или 403 годах.
Однако данные внутренней критики не подтверждают это предположение. В этих восьми гомилиях речь святителя Иоанна Златоуста мало похожа на речь епископа. Во многих местах проповедник говорит о грехах, совершенных после крещения. Он просит своих слушателей быть его заступниками пред Богом и не подражать его примеру, хранить себя в чистоте от всякого греха, чтобы не следовать путями слез и раскаяния 24. Такие интонации скорее подходят для священника Антиохии, чем для константинопольского епископа. Но есть и более веские доказательства в пользу того, что эти гомилии были произнесены в Антиохии. В 8-й гомилии, произнесенной в субботу Пасхальной седмицы, Святитель упоминает о присутствии на празднике людей, пришедших из округи (ўpХ tБjperioik…doj), которые говорят на другом языке 25. Трудно поверить, что в непосредственной близости от Константинополя жили какие-то люди, не говорящие по-гречески; такая языковая ситуация скорее подходила для Антиохии: в городе говорили по-гречески, тогда как в округе по-сирийски 26. Это место из 8-й гомилии можно сравнить с 19-й гомилией “о статуях” 27, произнесенной в Антиохии постом 387 г., где святитель Иоанн Златоуст в выражениях, идентичных 8-й гомилии, снова обращается к людям, пришедшим из округи, и упоминает о различии языков. Он изображает их простую, трудовую жизнь как образец христианской жизни. “Они проводят целый день в Церкви и на полях, здесь молясь, а там работая, представляя истинное христианское любомудрие”. Святитель Иоанн Златоуст называет их жизнь ангельской, а это выражение обычно означает монашескую жизнь. Таким образом можно даже предположить, что речь идет о сирийских монахах-крестьянах, живших в окрестностях Антиохии, поэтому с большой долей вероятности можно сказать, что 8 огласительных гомилий относятся к периоду антиохийского служения святителя Иоанна Златоуста. Святитель произносил проповеди с 386 по 398 гг. 28. В новых 8 гомилиях нет никакого хронологического указания на время произнесения. А. Ванже, основываясь на поразительном сходстве языка настоящих гомилий и комментария на Бытие считает, что эти гомилии произнесены несколько лет спустя после комментария на Бытие, написанного в 388 г. 29.
Первая огласительная беседа с готовящимися к крещению
Краткое содержание
Первая огласительная беседа начинается с наставлений, обращенных к оглашенным, которые с наступлением поста в особых группах “готовящихся ко крещению” (oѓ mљllontejfwt…zesqai, illuminandi) готовятся к принятию крещения в Пасхальную ночь. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает это событие с зачислением на военную службу в “воинство Христово” и обращается к этим новым воинам. В гомилии 3 части:
1) объяснение смысла таинства крещения — п. 1–18;
2) изложение Символа веры — п. 19–24;
3) наставление в христианской жизни — п. 25–48.
1. Святитель Иоанн Златоуст сравнивает крещаемого с невестой, поскольку крещение — это духовный брак души со Христом. Невеста покидает свою страну, свой дом и родителей, чтобы посвятить себя Жениху, и отныне Христос становится ей отцом, матерью и супругом. В духовном браке Жених приносит дары — кровь, пролитую во искупление грехов и ради освящения Церкви, а супруга дает добровольные обещания — отречение от сатаны и верность Христу. Все происходящее имеет духовный смысл и доступно только очам веры.
2. Святитель кратко излагает перед слушателями Символ веры — основание благочестивой жизни. Эта вера необходима для нашего спасения; этой веры достаточно для крещения. Ожидая получить более глубокое знание христианских истин, оглашенные должны избегать споров с еретиками.
3. Вера доказывается делами, и будущий христианин должен с самого начала совершенствоваться в христианской добродетели. Святитель требует от оглашенных отречения от суетности этого века, порицает употребление косметики. Мужчины и женщины должны избегать суеверий как одной из форм идолослужения, наблюдения знамений, примет. Как в крещении Христос прощает нам долги, так и верующие в Него, которые хотят креститься, должны простить своим должникам долги и проценты по займам. Пусть с самого начала они покажут себя достойными чести именоваться христианами и верными.
Беседа первая
с готовящимися к крещению и с новокрещенными 30
I. Смысл таинства крещения. п. 1–18.
1. Вот и настало время радости и духовного веселья! Наступили, наконец, долгожданные и дорогие нам дни духовных браков 31. Ведь совершающееся ныне можно без ошибки назвать браком, и не только браком, но удивительным и своеобразным зачислением на военную службу. И пусть никто не думает, что в этих словах есть противоречие, но послушает блаженного Павла, учителя вселенной, который использует оба эти образа, говоря в одном месте: Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистой девою (2 Кор 11:2). А в другом месте, словно вооружая воинов, готовящихся выступить на войну, он говорит также: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских (Еф 6:11).
2. Сегодня [поистине] 32 радость на небе и на земле! Ведь если об одном кающемся грешнике бывает столь великая радость (Лк 15:7), насколько больше бывает радость у ангелов, архангелов, всех вышних и всех земных сил сразу о таком множестве, которое насмеялось над сетями дьявола, спеша сопричислиться к стаду Христову.
3. Итак, давайте беседовать с вами как с невестой, которую скоро должны ввести в священные брачные покои. Раскрывая перед вами безмерное богатство Жениха и неизреченную доброту, которую Он проявляет к невесте, давайте покажем ей, от чего она избавилась и чем ей предстоит наслаждаться. И сперва, пожалуй, давайте взглянем на невесту и посмотрим, что она собой представляет, и в каком состоянии ее принимает жених. Ибо так лучше всего будет видно безграничное человеколюбие всеобщего Владыки. Ведь Он принял ее не потому, что пленился ее благообразием, красотой или внешностью. Она была совершенно безобразна, уродлива и отвратительна, со всех сторон она была запачкана 33 и валялась, так сказать, в самом болоте грехов. Вот какой Он ввел ее в брачный чертог.
4. Но пусть никто услышанное от нас не относит к грубому телу. Мы говорим о душе и ее спасении. И блаженный Павел, возвысившийся душой до небес 34, когда говорил: Я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистой девою (2 Кор 11:2) имел в виду именно то, что он обручил Христу, словно чистую деву, души, вступившие на путь благочестия.
5. Итак, твердо это усвоив, давайте постараемся в точности узнать, каково было ее прежнее безобразие, чтобы еще более удивляться человеколюбию Владыки. Что может быть безобразнее души, которая оставила подобающее ей первенство и забыла о дарованном ей свыше благородстве, стала поклоняться камням, деревьям, животным, лишенным разума, и тому, что еще менее достойно почитания, все более обезображивая себя сжиганием жертв: туком, лужами крови и дымом. А отсюда в дальнейшем и рой всевозможных страстей, буйные пиршества, пьянки, бесчинства и всякие постыдные занятия. Всему этому радуются бесы, которым таким образом воздается честь.
6. Но благой Владыка, увидев, что она находится в таком состоянии и, непристойная в своей наготе, несется, так сказать, в самую бездну греха, проявил Свое безмерное человеколюбие 35 и принял ее, невзирая ни на ее безобразный вид, ни на ее крайнюю нищету, ни на величину ее грехов. И, говоря через пророка, он так определяет свое отношение к [невесте]: Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей 36 (Пс 44:11–12).
7. Заметь, что уже с самого начала Он проявляет присущую Ему благость, удостаивая назвать дочерью ту, которая отступила от Него и предала себя нечистым бесам. И это не все. Он не требует ответа за согрешения и не наказывает. Он только увещает и уговаривает прислушаться и внять увещаниям и наставлениям и предать забвению содеянное.
8. Увидел ли ты неизреченное человеколюбие? Увидел ли ты бескрайнюю заботу? Некогда об этом говорил блаженный Давид, обращаясь словно бы ко всей вселенной, находящейся в печальном состоянии. Теперь же и для нас настало подходящее время возвестить это возжелавшим ига Христова и поспешившим поступить на эту духовную службу и сказать это каждому из здесь присутствующих, немного изменив изречение пророка: “Забудьте, молодые воины Христовы, о всем прежнем, предайте забвению лукавые занятия, послушайте и приклоните ухо ваше и примите лучшее наставление”. Слыши, — говорит, — дщерь и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего (Пс 44:11).
9. Ты видишь, что пророк к тому же самому призвал всю вселенную, к чему и мы сегодня призываем вашу любовь. Ведь говоря: забудь народ твой, он намекает на идолослужение, заблуждение и поклонение бесам. И дом, — говорит, — отца твоего, то есть забудь твой прежний образ жизни, приведший тебя в это безобразное состояние. Предай забвению все это и освободи свой ум от всех прежних предрассудков. Ведь если ты это сделаешь и оставишь твой народ и дом отца твоего, то есть старую закваску и грех, в котором ты растратил и истощил лучшие силы твоей души и тела, тогда возжелает царь красоты твоей.
10. Ты видишь, возлюбленный, что мы рассуждаем о душе? Безобразие тела, присущее ему от природы, не может никогда обратиться в благообразие, поскольку Владыка заповедал, чтобы природа была неподвижна и неизменна. Для души же это удобно и очень легко. Как это и почему? Поскольку все зависит от нашего произволения, а не от природы, то безобразная и весьма неблаговидная душа, захотев, может внезапно измениться, вновь подняться на вершину благообразия и вновь стать благообразной и прекрасной, тогда как легкомысленная душа, наоборот, может дойти до последней степени безобразия. Итак, возжелает царь красоты твоей, если ты забудешь то прошлое, народ твой, — говорит псалмопевец, — и дом отца твоего.
11. Ты увидел благость Владыки? Итак, не напрасно и не случайно, начиная свою речь, я назвал духовным браком то, что совершается. Ведь даже в телесном 37 браке невозможно девушке соединиться с мужем, если она не забыла своих родителей и тех, кто воспитал ее, и не обратила все свои мысли к жениху, с которым она должна сочетаться. Поэтому и блаженный Павел, столкнувшись с этой темой, назвал это событие тайной, говоря: Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть (Еф 5:31; см. также Быт 2:24. — Пер.) и, отмечая значение совершающегося, он в изумлении воскликнул, говоря тайна сия велика (Еф 5:32).
12. Да, поистине велика. Ибо какой человеческий рассудок сможет постичь суть совершающегося? Да и кто может подумать, что девушка, вскормленная материнским молоком, которую родители берегли дома, лелеяли и растили, сразу в один миг забывает и родовые муки матери, и всю заботу, и все привязанности, и узы любви и все остальное и направляет все свои мысли к тому, которого никогда не видела до этого вечера 38. И, наконец, так меняются события, что он для нее становится всем, и она его считает и отцом, и матерью, и мужем; здесь можно подобрать и другие слова. И она не помнит уже о тех, кто растил ее столько лет, и происходит такое соединение супругов, что они уже не двое, а одно.
13. И предвидя это пророческими очами, первозданный [человек] сказал: Она будет называться женою, ибо взята от мужа своего. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт 2:23–24). То же самое можно сказать и о муже. И он забывает родителей и отчий дом, чтобы соединиться и прилепиться к той, которая сочетается с ним в этот вечер. И чтобы показать нам значительность этих отношений, в Божественном Писании не [просто] сказано, что он соединится с женой, но что прилепится к жене своей. Но и этого недостаточно, почему и добавляется: и будут два одна плоть. Поэтому и Христос, приводя это свидетельство, сказал: Так что они уже не двое, но одна плоть (Мф 19:6). Он говорит, что происходит такое соединение и соприкосновение, что двое — одна плоть. Скажи мне, какой рассудок сможет осмыслить это, какой разум — постичь совершающееся? Не верно ли сказал блаженный учитель вселенной, что это тайна? И он сказал — не просто тайна, но тайна сия велика (Еф 5:32).
14. Итак, если телесный брак — это тайна, причем великая тайная, то как же достойным образом можно рассуждать об этом духовном браке? И, наконец, рассмотри внимательно, каким образом, поскольку все здесь духовно, происходящее совершается противоположно телесному. В телесном браке никто никогда не согласился бы взять себе жену, если раньше не разузнал о ее благообразии, телесной красоте и не только об этом, но прежде всего о ее материальном благосостоянии. Здесь же ничего такого нет. Почему? Потому что то, что здесь совершается — духовно, и наш Жених, движимый человеколюбием, спешит спасти наши души. И если кто безобразен или отвратителен на вид, если дошел до крайней нищеты, человек низкого происхождения или раб, если отвергнут [людьми], имеет телесные недостатки, если отягощен бременем грехов, то Он не пускается в расследование, не вдается в подробности и не требует ни в чем ответа. Ибо от Владыки 39 — дар, щедрость и милость, и Он просит от нас только одного — забвения прошлого и верности в будущем.
16. Увидел ли ты безмерную милость? Увидел, с каким Женихом сочетаются те, кто внял призыву? Но давайте посмотрим, если угодно, что следует за этим духовным браком. При [совершении] телесных браков заключают договор о приданом и делают брачные подарки, и одно приносит жених, а другое будущая супруга. Подобно этому справедливо было бы [ожидать], что и здесь происходит нечто подобное. Но нужно вознести свои мысли от телесного к божественному и духовному. Ибо что здесь означает приданое? Не что иное как послушание и договоры на будущее, заключенные с Женихом. А что это за брачные подарки, которые приносит жених перед браком? Послушай блаженного Павла, который дает нам увидеть это и говорит так: “Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив баней водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного” (Еф 5:25–27).
17. Увидел ли ты, сколь велики эти брачные подарки? Увидел неизреченную силу Его любви? Как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее! Никто никогда не согласился бы излить кровь за невесту, которая должна сочетаться с ним браком. Но человеколюбивый Владыка по Своей заботе о невесте, следуя влечению присущей Ему благости 40, согласился на эту великую и удивительную [жертву], чтобы освятить ее Своей собственной кровью, чтобы, очистив водной банею крещения, представить Себе славною Церковью. Для этого Он излил кровь и претерпел крест, чтобы через это даровать и нам освящение и очистить нас в водной бане возрождения и прежде отверженных, которые не могли иметь никакого дерзновения, представить Себе славными, не имеющими пятна, или порока или что-либо подобного.
18. Ты видишь, что говоря: чтобы ее очистить и представить Себе славной Церковью, не имеющей пятна или порока, он показал нам, что прежде она находилась в нечистоте? Помня обо всем этом, молодые воины Христовы, не взирайте на величину ваших грехов и не помышляйте о бесчисленном множестве согрешений. Но все это строго обдумав, лучше отложите [всякие] сомнения и, зная щедрость Владыки, Его безмерную милость, Его великий дар, приступите к Нему с благими помыслами. Вы удостоились стать гражданами Его города, поэтому отрекитесь от всех прежних дел ваших и покажите [совершившуюся в вас] всецелую перемену сознания.
II. Изложение Символа веры. п. 19–24
19. И поскольку вы хорошо знаете, что вы из себя представляете и в каком находитесь состоянии, когда вас принимает Владыка, Который не наказывает за согрешения и не занимается расследованием грехов, принесите со своей стороны 41 исповедание [веры] в Него, подтверждая его не только устами, но и разумом. Потому что сердцем, — говорит Писание, — веруют к праведности, устами исповедуют ко спасению (Рим 10:10). И действительно необходимо, чтобы ваш разум был прочно утвержден в благочестии веры и язык в исповедании возвещал то, что укоренилось в разуме.
20. Поскольку основание благочестивой жизни — это вера, давайте немного побеседуем с вами о ней, чтобы, положив несокрушимое основание, далее мы могли смело возвести все здание. Итак, те, кто записался в это своеобразное духовное воинство, должны верить в Бога всяческих, Отца Господа нашего Иисуса Христа, Виновника всего, неизреченного, непостижимого, Которого нельзя изъяснить ни словом, ни мыслью, создавшего все по [Своему] человеколюбию и благости.
21. И в Господа нашего Иисуса Христа, Сына Его Единородного, во всем подобного и равного Отцу и имеющего неизменное подобие Ему, единосущного и познаваемого в собственной Ипостаси, неизреченно происшедшего от Него, превышающего времена и Творца всех веков, воспринявшего в последние времена ради нашего спасения образ раба и ставшего человеком, и жившего в человеческом естестве и распятого, и в третий день Воскресшего.
22. Необходимо, чтобы все это прочно укоренилось в вашем разуме. Тогда вы окажетесь совершенно неподвластны дьявольским обольщениям. А если приверженцы Ария захотят соблазнить вас, вы твердо должны знать, что нужно заткнуть уши [и не слушать] то, что они говорят, смело отвечая им и доказывая, что Сын единосущен Отцу. Ибо Он Сам сказал: как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин 5:21). И везде Он показывает, что Он имеет силу, равную Отцу. Если же, с другой стороны, Савеллий захочет разрушить здравое учение, смешивая Ипостаси, так же заслони свои уши, возлюбленный, и наставляй его в том, что у Отца, Сына и Святого Духа одна сущность, но три Ипостаси. Ибо Отца нельзя назвать Сыном, ни Сына Отцом, ни Духа Святого как-то иначе помимо этого имени, но Каждый, пребывая в собственной Ипостаси, обладает равной силой.
23. И необходимо также, чтобы прочно укоренилось в вашем разуме и то, что Дух Святой имеет такое же достоинство 42. Об этом Христос говорил ученикам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19).
24. Ты увидел, сколь совершенно это исповедание? Ты увидел, что это учение лишено всякой двусмысленности? Пусть же впредь никто не смущает тебя, подменяя изысканиями своего разума учение Церкви и желая исказить правильное и здравое учение. Избегай общества таких людей, как губительного яда, ибо они даже опаснее яда. Яд наносит вред телу, а эти люди мешают спасению самой души. Поэтому сначала, на первых порах нужно избегать таких разговоров с ними, до тех пор, пока со временем, хорошо защитив себя свидетельствами Божественного Писания, словно духовным оружием, вы не сможете обуздать их нечестивый язык.
III. Наставление в христианской жизни. п. 25–47
25. Мы хотим, чтобы вы строго придерживались учения Церкви, и оно было бы прочно укоренено в вашем разуме. И подобает, чтобы исповедующие эту веру отличались в жизни [добрыми] делами. Поэтому нужно учить этому тех, кто хочет удостоиться царского дара, чтобы вы знали, что нет такого греха, который мог бы превзойти щедрость Владыки. Будь то блудник, прелюбодей, рукоблудник, мужеложник, развратник, будь то вор, сребролюбец, пьяница, идолослужитель, — столь велика сила дара и человеколюбие Владыки, что Он стирает все это и показавшего всего лишь добрые намерения делает светлее самих солнечных лучей.
26. Итак, помня о безмерном даре человеколюбивого Бога, заранее готовьте себя, воздерживаясь от зла и совершая добрые дела. К этому же призывает и пророк, говоря: Уклоняйся от зла, и делай добро (Пс 36:27). И Сам Христос сказал, обращаясь ко всему роду человеческому, Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим 43 (Мф 11:28–29).
27. Вы увидели безмерную доброту? Увидели щедрость призыва? Приидите, — говорит, — ко Мне все труждающиеся и обремененные. Человеколюбивый призыв, неизреченная доброта! Приидите ко Мне все — не только начальники, но и подвластные, не только богатые, но и бедные, не только свободные, но и рабы, не только мужчины, но и женщины, не только юноши, но и старики, не только здоровые телом, но также калеки и увечные 44. Все, — говорит, — приидите. Ибо таковы дары Владыки: Он не делает различия между рабом и свободным, между богатым и бедным. Он отвергает всякое подобное неравенство. Приидите все, — говорит, — труждающиеся и обремененные.
28. Посмотри, кого Он призывает? — Тех, кто предался беззакониям, отягощенных грехами, кто уже не может подняться, покрытых позором, лишенных дерзновения. И зачем Он их призывает? — Не для того, чтобы требовать отчета и устроить суд. Но почему же? — Чтобы облегчить их труд, чтобы снять с них тяжелое бремя. Ибо что могло быть когда-либо тяжелее греха 45? И если мы будем даже тысячу раз бесчувственны и захотим скрыть от людей грех, Он все равно воздвигнет против нас совесть, неподкупного судью, который, постоянно восставая против нас, будет непрерывно причинять нам боль, словно некий палач, терзая и муча наш рассудок и показывая величину греха. Отягощенных грехом, — говорит Иисус, — и согнувшихся словно под неким бременем, Я успокою, даруя отпущение грехов. Только приидите ко Мне. Кто столь каменный, кто столь упрямый, что не внимает человеколюбивому призыву?
29. Затем, объясняя нам способ этого успокоения, Он добавляет: Возьмите иго Мое на себя. Покоритесь, — говорит, — игу Моему. Но не пугайтесь, слыша про иго, ибо оно не натирает шею и не заставляет склонить голову, но учит помышлять о вышнем; это иго учит нас истинному любомудрию. Возьмите иго Мое на себя и научитесь. Только покоритесь игу Моему — и вы научитесь. Научитесь, — то есть приклоните ваши уши, чтобы вы могли научиться от Меня. Ведь Я не требую от вас ничего трудного. Вы, Мои рабы, подражайте Мне, Владыке. Вы, будучи землей и прахом, возьмите пример с Творца неба и земли, вашего Создателя. Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29).
30. Ты увидел снисходительность Владыки? Ты увидел необыкновенное человеколюбие? Он не потребовал ничего неприятного или тяжелого. Ведь Он не сказал: “Научитесь от Меня, потому что Я сотворил знамения, ибо Я воскресил мертвых, ибо Я явил чудеса, которые зависели только от Моей силы. Но что же [Он сказал]? Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф 11:29). Ты увидел, сколь велика выгода от этого ига, сколь велика польза? Итак, тот, кто удостоился покориться этому игуи смог научиться от Господа быть кротким и смиренным сердцем, обретет полный душевный покой. Ибо это самое главное [в деле] нашего спасения. Тот, кто стяжал эту добродетель, сможет, даже связанный телом, состязаться с бестелесными силами и не иметь ничего общего с настоящим веком (t¦ parТnta).
31. Ибо тот, кто подражает кротости Владыки, не будет гневаться, не восстанет на ближнего. И если кто ударит его, он скажет: Если я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь меня (ср. Ин 18:23)? Если же кто назовет его беснующимся, он ответит: во мне беса нет (ср. Ин 8:49), и ничто из возводимого на него не сможет уязвить его. Такой человек будет презирать всякую славу настоящей жизни, и ни одно из видимых благ его не привлечет, ибо отныне он приобретет другие глаза. Смиренный сердцем, он никогда не сможет завидовать благам ближнего. Он не украдет, не будет корыстолюбив, не будет жаждать денег, но отдаст свое имущество, проявляя великое сострадание к себе подобному. Он не разрушит чужой брак. И тот, кто подчинился игу Христову и научился быть кротким и смиренным сердцем, стяжает всякую добродетель и последует по стопам Владыки.
32. Итак, давайте покоримся этому полезному игу и возьмем это легкое бремя, чтобы и мы смогли обрести покой. Покорившийся этому игу должен предать забвению все старые привычки и хранить в строгости [свои] очи, ибо всякий, кто смотрит, — говорит Писание, — на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф 5:28). Поэтому нужно строже следить за зрительными впечатлениями, чтобы через них не вошла смерть. И не только очи, но и язык нужно держать в величайшей строгости, ибо многие пали от острия меча, но не столько, сколько павших от языка (Сир 28:21). Также нужно обуздывать и другие возникающие страсти и утвердить разум в спокойствии, искоренить ярость, гнев, злопамятство, ненависть, клевету, неподобающие вожделения, всякое развращение и все дела плоти, каковые, — как сказано, — прелюбодеяние, блуд, нечистота, развращение, идолослужение, волшебство, вражда, ссора, зависть, пьянство, объедение (ср. Гал 5:19–21).
33. Надлежало бы все это выкорчевать и стараться стяжать плод Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, доброту, кротость, воздержание (ср. Гал 5:22–23). Если таким образом мы очистим наш ум, воспевая 46 благочестивые учения, мы сможем уже отныне, заранее приготовившись, представить себя достойными и к принятию великого дара, и к сохранению дарованных благ.
34. И пусть впредь будут чужды мне заботы о внешних прикрасах и о роскошных одеждах, пусть всякое стремление будет направлено к благообразию души, чтобы ярче воссияла ее красота. Не нужны мне шелковые одежды и ткани шелковичных червей, ни золотые ожерелья. Ибо учитель вселенной, хорошо зная податливость женской души и слабость воли, не замедлил дать наставление по этому поводу. Что мне сказать, когда он не отказал нам в этом назидании? Говоря о плетении волос, он восклицает: неужели плетением волос, или золотом, или жемчугом, или многоценной одеждой (1 Тим 2:9), — как учит он, — ты хочешь украшаться, о женщина, и восхваляться зрителями? Я же призываю тебя стяжать похвалу и одобрение не только подобных тебе людей, но и Владыки всяческих.
35. И поскольку [Апостол] осудил украшать себя плетением волос, золотом, жемчугом и роскошными одеждами, давайте посмотрим, какое украшение он предлагает женщине? Ведь золотые украшения и красивые одежды если и радуют короткое время свою обладательницу, со временем ветшают. Но что я говорю об обветшании? Ведь еще прежде того, как они обветшают со временем, они дразнят глаза завистников и побуждают злодеев к хищению. А украшение, которое предлагает Апостол, нельзя похитить, износить; оно сохраняется навсегда. Оставаясь с нами в здешней жизни и следуя за нами в будущую жизнь, оно дает нам великое дерзновение.
36. Но нужно внимать словам самого Апостола. Что же он говорит? [Чтобы женщины украшали себя] добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию (1 Тим 2:10). Совершай, говорит он, достойное твоего исповедания, украшай себя добрыми делами. Пусть [твое] делание добра подражает твоему исповеданию. Ты посвящаешь себя почитанию Бога, делай угодное Ему — добрые дела. Что же значит [украшение] добрыми делами? Совокупность всех добродетелей, — говорит [Апостол], — презрение нынешних благ, чаяние будущих, пренебрежение деньгами, щедрость к бедным, скромность 47, кротость, любомудрие, мирное и безмятежное настроение души. Не нужно стремиться к славе нынешней жизни, нужно устремить свой взор к вышнему и постоянно заботиться о тамошнем и стремиться к той славе.
37. Но поскольку сейчас я обращаюсь специально к женщинам, я хочу дать им и некоторые другие наставления. Пусть они воздерживаются среди прочего и от вредной привычки красить лицо 48, как будто этим они восполняют недостаток творения; пусть не оскорбляют Творца. Что же ты делаешь, женщина? Неужели ты можешь с помощью косметики и грима 49 прибавить что-нибудь к естественной красоте или изменить естественное безобразие? С помощью этих [средств] ты ничего не прибавишь [к естественной красоте], но исказишь красоту своей души. Ибо это праздное занятие свидетельствует о внутренней расслабленности. И главное, этим ты раздуваешь против себя большой костер, возбуждая взгляды молодых людей и притягивая взоры невоздержных. Ты делаешь их законченными прелюбодеями и [ответственность за] их падение навлекаешь на свою голову.
38. Итак, прилично и полезно совсем воздерживаться от косметики. Но если, порабощенные этой дурной привычкой, они не хотят, то пусть хотя бы они не делают этого, приходя в дом молитвы 50. Для чего, скажи мне, идя в церковь, ты так приводишь себя в порядок? Неужели такой красоты ищет Тот, Кому ты приходишь поклониться и исповедать свои грехи? Он ищет внутреннюю красоту, делание добрых дел, милостыню, целомудрие, сокрушение, строгую веру. Ты же, забыв об этом, стараешься даже в церкви соблазнять легкомысленных [людей]. Какой грозы это достойно? Ты приближаешься к пристани и устраиваешь себе кораблекрушение 51. Ты приходишь к Врачу, чтобы исцелить раны, и уходишь, еще больше их растравив. И какое извинение будет у тебя после этого? Но если раньше некоторые так легкомысленно относились к своему спасению, то теперь хотя бы пусть послушаются и избавятся от этой скверны, ибо если [Апостол] запретил носить дорогие одежды, то тем более краситься и мазаться.
39. Вместе с этим я прошу и мужчин и женщин не верить ни в какие приметы и избегать всякого наблюдения [знамений]. Это вздор, которым занимаются греки и те, кто находится во власти заблуждения: исследовать крик вороны, шорох мыши, скрип дерева; радоваться встречам с людьми постыдной жизни и избегать, как причины тысячи бед, встреч с живущими благочестиво и праведно. Посмотри, сколь многочисленны козни диавола: ибо он хочет не только лишить нас добродетели и склонить ко злу, но и выдумывает способы внушить нам ненависть к добродетели и презрение к тем, кто за ней следует. И опять-таки, он хочет не просто направить нас по путям зла, но старается сдружить нас со злом, внушая нам радостно его принимать.
40. Не думайте, что это незначительные или маловажные вещи. Подумайте лучше о том, что они способны утопить душу и низвести ее в самую бездну зла. Ибо таков ведь замысел лукавого демона, чтобы соблазнить [человека] даже посредством незначительных [вещей]. Но вы, молодые воины Христовы, и мужчины и женщины, — ибо воинство Христово не знает различия полов, — уже теперь искорените всякую привычку подобного рода и полностью очистите ваш разум, чтобы никакая грязь не омрачала ваши помыслы, ибо вы ожидаете встречи с Царем всяческих.
41. Если же кто имеет врага, пусть помирится [с ним], помышляя о том, что он надеется получить от Господа, погруженный в такое множество грехов, и пусть отпустит ближнему его согрешения. Никто из вас, — говорит Писание, — да не мыслит в сердце своем зла против ближнего (Зах 8:17). Итак, если кто имеет долговые расписки и заемные письма 52, пусть разорвет их. Разорви, — сказанов [Писании], — всякое писание 53 неправедное (Ис 58:6) 54. Проще говоря, пусть [каждый] заранее сделает все от него зависящее, чтобы заслужить большую щедрость от Владыки.
42. И прежде всего приучите свой язык не произносить клятв, я не говорю ложных клятв, но также и бесполезных и тщетных клятв, которые приносят вред клянущимся. Ибо сказано, — говорит Господь, — не преступай клятвы. А Я говорю вам: не клянись вовсе (см. Мф 5:33–34). Ты слышал: не клянись вовсе, и отныне перестань обсуждать предписания Владыки, но слушайся Предписавшего их и полностью очисти свой разум.
43. Оставь также всякую мысль о конных скачках и зрелищах нечестивых театров, ибо это источники развращения, а не только жестокого наслаждения зверей. Скажи мне, что за удовольствие видеть, как подобного тебе [человека], имеющего с тобой одну природу, терзают хищные звери? И не боишься ли ты, не трепещешь, что ударит с неба молния и испепелит твою голову? Ведь ты оттачиваешь, если можно так сказать, зубы хищника. Ты участвуешь своим голосом и сам совершаешь убийство если не рукой, то языком.
44. Я прошу вас, не относитесь легкомысленно к своему спасению. Помысли о своем достоинстве и устыдись. Ибо если кто-либо гордится человеческим достоинством и часто отказывается от какого-либо дела, чтобы не нанести оскорбление [своему] достоинству, не должен ли ты, который хочет стяжать столь великое достоинство, уже показать себя достойным уважения? Ибо твое достоинство таково, что оно сопровождает тебя в настоящем веке и следует за тобой в будущий. Что же это такое? Отныне по Божиему человеколюбию ты будешь именоваться христианином и верным 55. Вот не одно достоинство, а два. Скоро тебе предстоит облечься во Христа, поэтому тебе надлежит все совершать и принимать решения [в сознании], что Он повсюду с тобой.
45. Или ты не видишь, как гордятся управляющие государственными делами, когда они облачаются в одежду, имеющую царские знаки отличия, и по этой причине хотят, чтобы им оказывали больше чести, и окружают себя телохранителями? Итак, если те, кто имеют знак, запечатленный на одежде, хотят поэтому вызывать уважение, то намного большее основание есть у тебя, собирающегося облечься в Самого Христа. “Ибо Я буду жить среди вас, — сказано в [Писании], — и буду ходить [среди вас] и буду вашим Богом” (ср. Лев 26:12).
46. Итак, избегайте всех этих злых козней диавола и цените больше всего посещение церкви. Вместе с воздержанием от пищи и воздержанием от зла давайте изо всех сил стремиться к добродетели, проводить все время дня в молитвах и исповеданиях, в чтении и сокрушении душевном, и всеми силами стремиться вести разговоры только о духовном. Мы должны быть очень внимательны, чтобы не попасть в сети лукавого. Ибо если с нас спросят отчет за [каждое] праздное слово, то тем более за неуместную болтовню и житейские разговоры.
47. Итак, если вы будете так заботиться и печься о здоровье вашей души, то приобретете большее благоволение Божие, сами насладитесь большим дерзновением, и мы с большой охотой будем преподавать вам дальнейшее учение, зная, что мы бросаем эти духовные семена в [сердца] благодарных слушателей, в тучную и плодородную почву 56. Пусть же и вы удостоитесь щедрого дара от Бога, и мы сподобимся Его человеколюбия, милостью и щедротами Единородного Его Сына, с Которым Отцу и Святому Духу слава, держава и честь ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Перевод с греческого И. Пролыгиной
Примечания
- Гом. II, серия Монфокона (PG 49, 231–240). ↩
- Издание: Беседа I — PG 49, 223–232; Беседы II–IV — Пападопулос-Керамевс А. VariaGraecaSacra. Сборник греческих неизданных богословских текстов IV–XVвеков. СПб., 1909. ↩
- PG 49, 231–240. Бернар Монфокон издал текст святителя Иоанна Златоуста в 13 томах с латинским переводом (Paris, 1718–1738). ↩
- Jean Chrysostome. Huit Cat¹ch–ses baptismales / Introduction, texte critique, traduction et notes de Antoine Wenger // Sources chretiennes. № 50 bis. 1970. ↩
- PG 59, 577–586 ↩
- PG 59, 721–724. ↩
- Сейчас рукописи хранятся в Историческом музее в Москве; см. Архимандрит Владимир. Систематическое описание рукописей московской Синодальной библиотеки. М., 1894. С. 267–270. ↩
- См. PG 49, 223–232. ↩
- Iогл. гом. (PG 49, 223). ↩
- От лат. florilegium (букв. ‘собрание цветов’) — сборник прозаических или поэтических текстов. ↩
- Dom A. Wilmart. La collection des 38 hom¹lies latines de Saint Jean Chrysostome //
The Journal of Theological Studies. 19 (1918). P. 305–327. ↩ - Incipit (букв. ‘начинается’) — первая фраза или первое слово какого-либо сочинения, часто заменяющие его название. ↩
- PG 49. ↩
- См. Baur P. Ch. Johannes Chrysostomus und seine Zeit. Erster Band. Antiochien, Munich, 1929. S. 213–233; Архиепископ Филарет (Гумилевский).Историческое учение об отцах Церкви. Т. 2. СПб., 1882 (репринт — М., 1996). С. 193–201. В 387 г. на жителей Антиохии по военным обстоятельствам была наложена новая подать. Они сочли ее слишком тяжкой и разбили императорские статуи. Архиепископ Флавиан пытался лично ходатайствовать перед императором за преступный город. Но через несколько дней в город прибыли судьи и началось расследование. Четыре дня были ужасными для Антиохии. Но явились и ходатаи-иноки. Кесарий, уполномоченный от императора, и Флавиан явились к императору представить дело и просьбу пустынников. Весть о помиловании была привезена Флавианом в самый праздник Пасхи. ↩
- Jean Chrysostome. Huit Cat¹ch–ses baptismales. P. 24–25. ↩
- II огл. гом. (PG 49, 231). ↩
- Сочинения, авторство которых недостоверно. ↩
- Lambros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. T. 1. Cambridge, 1895. ↩
- Лекционарий — сборник церковных чтений. ↩
- Известное собрание гомилий, впервые изданых Монфоконом в 1738 г. и названных undecimnovae. Но ученые с тех пор потеряли след этого текста. ↩
- JeanChrysostome. Huit Cat¹ch–ses baptismales. P. 25. ↩
- Эта гомилия известна только в древней латинской версии, PG 52, 421–424. ↩
- Palladius. Диалог 9 (PG 47, 34); Baur P. Ch. Johannes Chrysostomus… II Bd. Antiochien, Munich, 1930. S. 244–248; Архиепископ Филарет (Гумилевский). Историческое учение об отцах Церкви. Т. 2. С. 222–223. В марте 404 г. был составлен Собор против святителя Иоанна Златоуста во главе с александрийским епископом Феофилом. Собор был вынужден признать, что не может найти твердого правила для низложения архиепископа и передал дело власти императора. Император под влиянием врагов святителя Иоанна Златоуста изгнал его. В Великую субботу вооруженные солдаты вошли в храм, где был архипастырь с епископами и паствою. Многие были убиты в храме и крещальне. Клир Иоанна был взят под стражу. Святитель Иоанн Златоуст два месяца пробыл под домашним арестом. ↩
- II гом., 29; V гом., 26. ↩
- VIII гом., 1–6. ↩
- PG 50, 645–654. ↩
- PG 49, 189. ↩
- См. BaurP. Ch. Johannes Chrysostomus… I Bd. S. 146. ↩
- Jean Chrysostome. Huit Cat¹ch–ses baptismales. P. 65. ↩
- Полное название: “Иже во святых отца нашего Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, Беседы Огласительные с готовящимися к кре¬щению и с новокрещенными, и о названии Деяний Апостольских”. Заголовок относится ко всему 6-му манускрипту из афонского монастыря Ставроникита, откуда происходит эта рукопись. В этом манускрипте после 8 огласительных гомилий помещены 4 гомилии о Названии Деяний Апостольских (e„j ™pigrafѕntоnprЈxewntоn ўpostТlwn, см. PG 51, 65–112). Перевод осуществлен по изданию: Jean Chrysostome. Huit Cat¹ch–ses baptismales / Introduction, texte critique, traduction et notes de Antoine Wenger. Sourceschr№tiennes. № 50 bis. 1970. ↩
- Слово oѓ gЈmoi ‘браки’ может употребляться во множественном числе со значением единственного (см. Bauer W. A Greek-English Lexicon of the New Testament. ChicagoandLondon, 1958), поэтому возможный перевод этого слова ‘брак’. Но поскольку святитель Иоанн Златоуст сравнивает крещение с духовным браком, где во всеобщем смысле супруга Христа — это Церковь, а в личном смысле — каждая человеческая душа, принимающая крещение и через него входящая в Церковь. Поэтому здесь слово oѓ gЈmoi можно перевести и множественным числом, а далее оно употребляется в единственном числе. ↩
- Издатель отмечает, что в начале этого параграфа недостает одного или двух слов и предлагает чтение Фntwj, ‘поистине’, ‘действительно’. Конец этого параграфа (50–60 знаков) тоже испорчен и является конъектурой издателя (см. Jean Chrysostome. Huit Cat¹ch–ses baptismales in¹dites. P. 109). ↩
- Предложение испорчено: a„scr¦n ka€ pantacТqen •uparЈn, ‘отвратительна и со всех сторон запачкана’ представляет собой конъектуру издателя. ↩
- Святитель Иоанн Златоуст, написавший комментарий на все послания апостола Павла, постоянно прилагает к нему хвалебные эпитеты. Наиболее частые эпитеты: didЈskalojtБjo„koumљnhj ‘учитель вселенной’ (см. п. 1, 34); makЈrioj ‘блаженный’ (п. 4, 11, 16). Выражение, которое употреблено здесь oЩranom»khj ™ke…nhyuc», досл.: ‘душа высотой до неба’ (аналогичное выражение в прошлом веке было переведено как ‘небошественная душа’, см. Беседы на Бытие. Т. 4 / Пер. СПбДА. 1898 (репринт — М., 1993). С. 20, текст: PG 53, 37), очевидно, встречается только у святителя Иоанна Златоуста. ↩
- Святитель Иоанн Златоуст многообразно описывает человеколюбие (filanqrwp…a) Бога. Оно ШperbЈllousa ‘безмерное, все превосходящее’ (п. 6); Ґpeiroj ‘безграничное’ (п. 1); Ґfatoj ‘неизреченное’ (п. 8); ўm»canoj ‘необыкновенное’ (п. 30). ↩
- Объяснение этого стиха Пс 44 находится также в большом комментарии святителя Иоанна Златоуста на книгу Псалмов (PG 55, 199–202). Там он объясняет, как супруга могла быть сначала дочерью. ↩
- Святитель Иоанн Златоуст сравнивает a„sqhtТj ‘чувственный’, или ‘телесный брак’ с pneumatikТj ‘духовным браком’. ↩
- Святитель Иоанн Златоуст описывает реальные брачные обычаи своего времени. Жених сватал невесту, часто не видя ее до вечера свадебного дня. Все переговоры о браке велись с родителями невесты. С наступлением темноты жених с торжественной церемонией приходил в дом невесты и по свадебному обряду искал ее, а затем уводил ее к себе. Поэтому для молодой девушки брак действительно представлял собой полное изменение жизни; ср. Беседы о браке (PG51, 230); III огл. гом. (VariaGraecaSacra. С. 167). ↩
- Нужно отметить, что святитель Иоанн Златоуст предпочитает называть Господа Иисуса Христа словом despТthj (п. 6, 15, 17, 18, 19, 25, 27, 30, 31, 34, 42) ‘Владыка’. Слово kЪrioj ‘Господь’ встречается редко (п. 21, 42). ↩
- tѕno„ke…anmimoЪmenoj, букв. ‘подражая собственной благости’, ‘следуя влечению присущей Ему благости’. Это выражение относится здесь ко Христу, что не означает у святителя Иоанна Златоуста, что Христос как человек действует, подражая Своей благости, присущей Ему как Богу. Думать так означало бы разделять в Нем Божество и человечество или, более того, нивелировать в Нем человеческую личность с Божественной. Скорее всего, речь идет о том, что Христос, будучи вечно благим по Своей Божественной природе, то есть обладая благостью как неизменным и неотъемлемым свойством, в деле Божественного Домостроительства деятельно проявляет эту внутреннюю природную благость вовне (adextra). Причем это происходит не только во время Его пришествия на землю, но начиная с самого творения мира; ср. Гом. на Бытие 17 (PG 53, 136); Гом. на Бытие 18 (PG 53, 151, 156); Гом. на Бытие 19 (PG 53, 158) и др. ↩
- t¦ par’ autoа e„sfљrein — выражение, часто встречающееся у святителя Иоанна Златоуста; им он хочет подчеркнуть активное участие и соработничество человека с Богом в деле своего спасения. ↩
- Божественность Святого Духа основывается на самой крещальной формуле. Это классический святоотеческий аргумент. ↩
- Ср. Гом. 38 на Мф (PG 57, 431–434). ↩
- Святитель Иоанн Златоуст любит цепочки антонимичных слов; ср. Гом. 2 на Бытие (PG 53, 27). ↩
- Святитель Иоанн Златоуст неоднократно подчеркивает тяжесть греха; ср. Гом. 38 на Мф (PG 57, 432). Здесь он объясняет тяжесть греха угрызениями совести; ср. Гом. 17 на Бытие (PG 53, 135); Гом. 25 на Мф (PG 57, 327). ↩
- katep®dw в классическом языке означает ‘заговаривать’, ‘заколдовывать’, ‘подчинять заговорами’ (LiddellH., ScottR. AGreek-EnglishLexicon. Oxford, 1977), но во времена святителя Иоанна Златоуста, вероятно, оно уже может означать просто ‘воспевать’, ‘петь’ (LampeG. W. H. APatristicGreekLexicon). ↩
- Слово ™pie…keia ‘кротость’, ‘снисхождение’, ‘воздержанность’, ‘терпение’, ‘скромность’ постоянно сопровождает слово praТthj ‘кротость’. Это практически синонимы (антонимы — qumТj, col»; см. LampeG. W. H. APatristicGreekLexicon). ↩
- Отцы Церкви всегда порицали употребление косметики. Губительно исправлять творение Создателя и становиться для других причиной падения; ср. Гом. 30 на Мф (PG 57, 369–374). Здесь святитель Иоанн Златоуст, как мудрый пастырь, скорее просит, чем приказывает. ↩
- Слово ™p…trimma ‘косметика’ часто употребляется со словом Шpograf», букв. ‘подкрашивание’. Святитель Иоанн Златоуст часто обращается к этой теме: Гом 6 на Мф (PG 57, 69); Гом 20 на Мф (PG 57, 287); Гом 30 на Мф (PG 57, 368). В 30 гомилии он дает подробное описание красок и цветов косметики. ↩
- Р eЩkt»riojokoj ‘дом молитвы’, синоним слова № ™kklhs…a ‘церковь’ часто встречается у святителя Иоанна Златоуста. ↩
- Nauage‹n ™nlimљni ‘терпеть кораблекрушение у пристани’, очевидно, какая-то поговорка; ср. Гом 26 на Мф (PG 57, 342); Гом 15 на Мф (PG 57, 235). ↩
- Слово tТkoj буквально означает ‘проценты’, ‘ростовщичество’. Святитель Иоанн Златоуст считает ссуды, данные под процент, несправедливыми, ссылаясь на Ис 58:5–6; см. также Гом. 56 на Мф (PG58, 555). ↩
- suggraf», слав. ‘писание’, означает договор, контракт, заемное письмо, вексель. ↩
- Перевод по LXX. ↩
- В христианских общинах Антиохии и Константинополя в кон. IV — нач. V века крещеные верующие именовались: pisto… ‘верные’, cristiano… ‘христиане’, memuhmљnoi, muhqљntej ‘посвященные’, а оглашенные, готовящиеся к принятию таинства крещения — kathcoЪmenoi ‘оглашенные’, ўmЪhtoi ‘непосвященные’. Слово христианин впервые появилось как раз в Антиохии (Деян 11:26), где и были произнесены эти гомилии, и христиане в Антиохии очень гордились этим; см. Гом. 8 на Мф (PG 57, 81) или Гом. 17 “О статуях” (PG 49, 176). ↩
- Сравнение души с тучной и плодородной почвой часто встречается у святителя Иоанна Златоуста; ср. Гом. 13 на Бытие (PG 53, 105). ↩