<Ожидание Жениха>
1. Последний день оглашения ныне, потому и я, последний из всех, пришел преподать последнее [наставление]. Пришел же я в последний раз возвестить вам, что спустя два дня грядет Жених1. Но [уже теперь] восстаньте, возьмите светильники и ярким светом встречайте Царя небес. Восстаньте и бодрствуйте, ибо не днем, но в полуночи Жених к вам грядет: ведь таков обычай брачной церемонии, чтобы поздним вечером вручать невест женихам.
Но, услышав лишь, что грядет Жених, не оставьте без внимания это слово, ибо оно поистине велико и исполнено человеколюбия. [Христос] не человеческой природе повелел возвратиться к Нему, но Сам к нам пришел. Таков брачный закон, чтобы жених приходил к невесте, даже если он самый богатый, а она проста и презренна. Однако нет ничего удивительного, что так происходит у людей: как бы ни было велико различие в достоинстве, природа у них одна. Даже если жених богат, а невеста бедна и проста, у обоих та же самая природа. Дивно же сие в отношении Христа и Церкви: Сущий Бог, обладатель блаженной и чистой сущности — а вам известно, какова пропасть между Богом и людьми2, — соблаговолил снизойти до нашей природы и, оставив Отчий дом, не в силу изменения, но благодаря домостроительству по плоти, поспешил к невесте. Зная об этом, сам блаженный Павел, дивясь такому преизбытку попечения и почести, громко возопил и сказал: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей <…> Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф 5:31–32).
2. И что удивительного, если [Жених] пришел к невесте, тогда как Он не отказался и душу за нее положить? Ведь несомненно ни один жених не положил душу за невесту, ибо никто, ни один любящий, хотя бы и сильно одержимый [страстью], не воспламеняется таким чувством к своей возлюбленной, с каким Бог желает спасения душ наших. “Пусть надлежит Мне быть преданным оплеванию, — говорит Он, — и бичеванию, взойти на самый Крест, — не откажусь быть распятым, чтобы получить невесту”. Сие Он претерпел и перенес, не будучи вовсе поражен ее красотой, ибо ничего более постыдного и безрадостного, чем она, не было доселе. Послушай, как Павел описывает ее безобразность и позор: Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга (Тит 3:3). Друг друга мы ненавидели (такова была преизбыточность злобы!). Бог же нас, ненавидящих друг друга, [не только] не возненавидел, но, пребывающих в столь гнусном виде, в таком воистину обезображенном состоянии души, спас.
И придя и увидев, что невесту собираются привести к Нему нагую3 и непристойную, Он покрыл ее ризой чистой, светлость и славу которой ни слово, ни ум представить не смогут. Как же мне сказать? Самим Собой, как ризой, Он нас покрыл: Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись (Гал 3:27). Сию ризу увидев свыше пророческими очами, Давид воскликнул в таковых словах: Стала царица одесную Тебя (Пс 44:10). Нищая и презренная разом сделалась царицей и стала близ Царя. И, как жениха и невесту в священной почивальне, пророк представляет Церковь и Христа: В ризу златотканную облаченная, преукрашенная (Пс 44:10)4. Вот и о ризе он сказал тебе. Затем, дабы услышав о золоте, тебе не впасть в чувственные представления, [пророк] возводит твою мысль и обращает тебя к созерцанию умных вещей, прибавляя: Вся слава дщери Царя внутри (Пс 44:14).
Ты желаешь увидеть также ее сандалии? Не из чувственной материи сотканы они и не из обычной кожи сшиты, но из благовестия и мира: ибо, говорит [Апостол], обуйте ноги ваши в готовность благовествовать мир (см. Еф 6:15). Ты хочешь также, чтобы я показал тебе сам вид невесты, сияющий как молния, исполненный невыразимой красоты, при великом множестве ангелов и архангелов вокруг? Однако прежде возьмем еще раз за руку невестоводца Павла, и он сможет сквозь это множество [небесных сил] привести нас к ней. Итак, что он говорит? Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова (Еф 5:25–26). Ты увидел ее тело чистым и светлым? Ты увидел ее прекрасной, сияющей ярче солнечных лучей? Затем он прибавляет: дабы она была свята и непорочна, не имеющая пятна или порока, или чего-либо подобного (см. Еф 5:27). Ты увидел сам цвет молодости, саму вершину юности? Ты желаешь узнать также имя ее? Зовется она верной и святой. Павел, — говорит, — < … > Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе (Еф 1:1).
<Таинственный смысл крещения>
3. Но, услышав именование невесты, я вспомнил о старом долге: ведь я обещал рассказать вам, отчего мы называемся верными5.
Отчего же? — Нам, верным, были доверены дела, которые телесные очи наши не могут увидеть, — столь велики они, внушают трепет и превосходят нашу природу. Ибо ни мыслью постичь их невозможно, ни словом человеческим изъяснить, только учение веры знает о них хорошо. Поэтому создал Бог нам очи двусоставными: очи плоти и очи веры6. Когда ты приступаешь к священному тайноводству, плотские очи видят воду, а очи веры зрят Дух [Святый]. Те [очи] созерцают тело, погружаемое [в воды крещения], а эти — погребаемого ветхого человека (ср. Еф 4:22); те [наблюдают] за плотью, омываемой [водами], эти за душою, очищаемой [Духом Святым]; те видят тело, восстающее из вод, эти — нового человека (ср. Еф 4:24), как он в озарении восстает от сего святого очищения. Те [очи] видят, как иерей возлагает сверху правую руку и касается головы [крещаемого], эти же созерцают Великого Архиерея, как Он простирает с небес невидимую десницу и касается [той же] головы. Ибо не человек есть Тот, Кто крестит тогда, но Сам Единородный Отрок Божий7.
И что над Владычней плотью совершилось, то и над нашей совершается. Ибо как Иоанн видимым образом касался ее (то есть плоти Владычней — М. Н.) [начиная] от главы, Бог же Слово низводил [Себя] в потоки Иордана и крестил, в то время как Отчий глас свыше произносил: Сей есть Сын Мой возлюбленный (Мф 3:17), так и Дух Святый [действовал] Своим наитием. Сие происходит и в отношении твоей плоти, ибо во имя Отца и Сына и Святаго Духа совершается крещение. Поэтому и Иоанн говорил, наставляя нас, что не человек нас крестит, но Бог: Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я не достоин развязать ремень обуви Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (см. Лк 3:16 и Ин 1:27).
Поэтому и иерей, крестя, не говорит: “Крещу такого-то”, но “Крещается такой-то во имя Отца и Сына и Святаго Духа”, показывая, что не он крестит, но Отец, Сын и Дух Святый, Каковых и имя призывается8. Потому и нынешнее наше исповедание называется верой, и ничего иного мы не позволяем вам сказать, прежде чем вы не скажете: “Верую”9. Слово сие — основание несотрясаемое, имеющее свыше утверждение неколебимое. Потому и Павел говорит: Ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть (Евр 11:6). Потому и ты, приходя к Богу, прежде веруешь [в Него] и произносишь это слово. Иначе, в самом деле, ты не смог бы ни сказать, ни уразуметь ничего из того, что следует далее.
И, дабы вовсе опустить [повествование] о том неизреченном и не имеющим свидетелей рождении [Сына от Отца], я выставлю вперед то, что случилось долу, чему было множество свидетелей, и самим изложением происшедшего приведу тебя к убеждению, что без веры ты и этого никогда не сможешь постичь. Невместимый, содержащий и укрепляющий вселенную вошел в девичью утробу. Как, скажи мне, и каким образом? Доказать это невозможно, но если ты приступишь к вере, она вполне сможет тебя убедить. Ибо то, что превосходит немощь наших мыслей, следует предоставить учению веры. Об этом образе рождения не знает даже Матфей, который сам написал про него. Ведь он сказал: оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго (Мф 1:18), самый же образ рождения не разъяснил. И Гавриил не разумеет [его], ибо даже и он говорит только: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя (Лк 1:35). Однако как и каким образом, — этого он не разумеет.
<Время совершения таинства
и участие в нем всех крещаемых>
4. Но предоставим слово о вере учителю10, а нам можно в другой раз поговорить с вами [о ней], когда придет много непосвященных. Сегодня следует рассказать о том, что необходимо услышать только вам и чего нельзя поведать в присутствии других11. О чем же? Послезавтра, в Пятницу, в девятый час, от вас потребуется [произнести] некоторые слова и заключить завет с Владыкой. Не случайно я напомнил вам об этом дне и часе: ведь можно и у них научиться некоему таинству. Ибо в Пятницу, в девятый час, разбойник вошел в рай, тьма, которая была от шестого часа до девятого, уничтожилась, и [Тот, Кто есть] Свет чувственный и умный12, был принесен в жертву за вселенную. Ведь тогда сказал Христос: Отче! в руки Твои предам дух Мой13 (см. Лк 23:46). Тогда чувственное солнце, увидев Солнце правды, сияющее с креста, скрыло лучи. Также и ты, когда соберешься приступить около девятого часа [к таинству крещения], вспомни о величии чудес и подсчитай дары, которые у тебя. Ведь отныне ты не будешь пребывать на земле, но воскреснешь и достигнешь душою самих небес.
Далее надлежит, чтобы все вы тогда приступили [к таинству] сообща. Заметь, что всем вам подается все общее, дабы ни богатый не пренебрег бедным, ни бедный не считал, будто у него чего-то меньше, чем у богатого. Ибо во Христе Иисусе нет ни мужеского пола, ни женского, ни Скифа, ни варвара, ни Иудея, ни Еллина (ср. Кол 3:11; Гал 3:28), но уничтожается неравенство не только возраста и природы, но и всякого достоинства: одно у всех достоинство, один дар, одни у нас узы братства, — одна и та же благодать14. Итак, надлежит вам тогда, приступив, всем вместе преклонить колени, не стоять прямо, и, простирая руки к небу, возблагодарить Бога за этот дар. Священные уставы повелевают опуститься на колени, дабы и положением [тела] исповедать владычество [Господа]. А о том, что преклонение колен свойственно исповедующим покорность [Господу], послушай, как говорит Павел: Пред Ним преклонится всякое колено небесных, земных и преисподних (см. Флп 2:10). Преклонившим колени тайноводцы повелевают произносить такие слова: “Отрекаюсь от тебя, сатана”15.
5. Теперь настало мне время пролить слезы, разум мой в смятении и я горько стенаю. Отчего пришел мне на память священный тот вечер, когда был я удостоен произнести сие блаженное изречение, когда был я приведен к тому страшному и святому посвящению? Вспомнилась мне [полученная] тогда чистота, и грехи, что впоследствии накопил я до сего дня16. Подобно тому, как некие жены, после богатства и изобилия впав в крайнюю нищету, взирая на других дев: как они становятся невестами, выдаются за богатых женихов, наслаждаются обильными почестями, как их заботливо и торжественно уводят, — терзаются и скорбят не оттого, что завидуют чужому благополучию, но оттого, что в счастии других они еще сильнее осознают свое несчастие, — так же и я нечто подобное испытываю теперь. Но дабы, повествуя ныне о своих горестях, мне еще более не омрачить это слово, давайте вновь обратимся к вам.
<Отречение от сатаны и сочетание со Христом>
6. “Отрекаюсь от тебя, сатана”. Что происходит? Что за странные и неожиданные слова? Ты ли, боящийся и трепещущий, восстаешь против тирана? Ты ли презираешь его жестокость? Кто подвигает тебя на такое безумие? Откуда появилось у тебя дерзновение? “Оружие”, говорит, “имею крепкое”. Какое оружие, какую помощь? — скажи мне. “Сочетаюсь с Тобой, Христос”, — отвечает. “Потому я дерзаю и восстаю [против врага], что имею крепкое прибежище. Оно соделало меня сильнее беса, [меня], прежде боящегося и трепещущего. Потому не только от него одного я отрекаюсь, но и от всей свиты его”.
Свитой же диаволу служит всякий вид греха: беззаконные зрелища, конные состязания, собрания, исполненные смеха и сквернословия; свитой диаволу служат ворожба и гадания, предсказания и наблюдение времен (ср. Гал 4:10), приметы, талисманы и заклинания17. Крест — дивный талисман и самое великое заклинание, и блаженна душа, произносящая имя Иисуса Христа распятого: призови его, и всякая болезнь убежит, всякий замысел сатанинский отступит.
Относительно сих слов помни, что они представляют завет с Женихом. Ибо как при бракосочетаниях непременно составляются списки брачных подарков [жениха] и приданого [невесты], то же самое и теперь происходит [еще] до брака. Жених нашел тебя нагой, нищей и безобразной, и не прошел мимо, ибо нужно всего лишь одно твое произволение. Посему вместо приданого принеси эти слова, и Христос сочтет их за великое богатство, если ты сохранишь их навсегда. Послушай, как говорит Павел: Богатый для всех и на всех призывающих Его (ср. Рим 3:22; 10:12).
<Миропомазание и крещение>
7. После этих слов, после отречения от диавола, после сочетания со Христом, когда отныне вы сделались [Ему] своими и ничего общего не имеете с тем, другим, [иерей] тотчас повелевает, чтобы ты получил печать и на челе твоем начертывает крест. И поскольку естественно, что зверь тот, услышав эти слова, становится еще более свирепым — ведь он не ведает стыда — и желает броситься в самое лицо, [иерей], помазанием изображая на лице твоем крест, сдерживает все его безумие. Ибо он уже не дерзнет открыто взглянуть на такое зрелище, но, как смотрящий на лучи солнца [не в силах вынести их сияния], отводит взор, так и он, ослепленный, отступает.
Крест изображается через помазание; помазанием же служат одновременно елей и миро: миро как невесте, елей — как борцу18. И вновь о том, что не человек, но Сам Бог помазывает тебя руками иерея, послушай, как говорит Павел: Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21). Поскольку же этими веществами помазуются все члены19, ты можешь безопасно удерживать сего дракона и не верить ничему страшному.
8. После сего помазания остается приступить к купальне со святой водой. Тогда иерей, совлекши с тебя одежды, сам подводит тебя к проточной воде. Почему нагого? Он напоминает тебе о прежней наготе, когда ты был в раю и не стыдился, ибо сказано: Были Адам и Ева наги и не стыдились (см. Быт 2:25) пока не приняли одеяние греха, бремя великого стыда20. Поэтому здесь не стыдись, ибо купальня намного лучше рая. Здесь нет змея, но есть Христос, приводящий тебя к таинству возрождения от воды и Духа (ср. Ин 3:5; Тит 3:5). Нет здесь деревьев, красивых и приятных на вид (ср. Быт 2:9), но есть дары духовные. Нет здесь древа познания добра и зла, нет закона и заповедей, но есть благодать и дары [Святого Духа]. Грех не должен над вами господствовать, ибо вы не под законом, но под благодатью (Рим 6:14).
<Заключительные наставления>
9. Однако после того как с такой радостью выслушали вы мое слово, испрошу я у вас об одном вознаграждении за эту радость, о чем уже просил вас вначале21. Когда вы спуститесь в купальню с той водой, вспомните мое несовершенство. Об этом недавно просил я вас, когда упомянул об Иосифе, который сказал виночерпию: Вспомни же меня, когда хорошо тебе будет (Быт 40:14). И я сказал вам вначале: “Вспомните меня, когда хорошо вам будет”. Ныне же не говорю: “Вспомните меня, когда хорошо вам будет”, но вспомните меня, потому что вам уже стало хорошо. И тот [Иосиф] сказал: “Вспомните, что ничего плохого я не сделал” (ср. Быт 40:15). Я же говорю: вспомните обо мне, ибо много по лукавству своему содеял я зла.
Ныне велико дерзновение всех вас к Царю: мы посылаем вас вместе как ходатаев за естество человеческое. Не золотой венец вы подносите Ему, но венец веры, — посему примет Он вас с большим доброжелательством. Поэтому молитесь за общую Матерь всех [Церковь], чтобы быть ей незыблемой и неколебимой, и за архиерея, руками и словами которого вы получаете эти блага. Много рассказывайте Ему об иереях, которые сидят рядом с нами22, о роде человеческом, дабы отпущены нам были не денежные долги, но грехи. Пусть добродетели ваши станут всеобщими, ибо велико дерзновение ваше к Владыке, примет Он вас целованием.
10. Но поскольку на память мне пришло целование, то желаю и об этом ныне вам сказать. Всякий раз, когда мы собираемся прикоснуться к священной Трапезе, нам дается повеление любить друг друга и преподавать святое лобзание. Для чего? Тогда как телами мы разделены, души в то самое время соединяем целованием, дабы собрание наше стало таким, каким оно было у Апостолов, когда у всех верующих были одно сердце и одна душа (ср. Деян 4:32). Ибо так надлежит приступать к священным Тайнам, в соединении друг с другом. Послушай, что говорит Христос: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф 5:23–24). Не сказал “прежде принеси”, но “прежде примирись, и тогда принеси”. Потому и мы, когда собираемся предложить дар, прежде примиряемся друг с другом и только тогда подходим к жертве.
Есть и иное таинственное объяснение сего целования. Дух Святый соделал нас храмами Христовыми. Поэтому, целуя друг друга устами, мы приветствуем преддверия храма. Никто пусть не совершает этого с нечистой совестью, с коварным умыслом, ибо свято целование сие: Приветствуйте друг друга, — говорит Апостол, — святым целованием (1 Кор 16:20).
Памятуя обо всем этом, сохраним навсегда сие сочетание [со Христом], отречение [от диавола] и дерзновение, которое ныне дарует нам Владыка, соблюдем себя в чистоте и непорочности, дабы со многой славой встретить нам Царя Небесного, удостоиться быть восхищенными на облаках и явиться достойными Царствия Небесного: сего [Царствия] да сподобимся и мы все достигнуть благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Ему же слава во веки веков. Аминь.
Перевод с греческого
под ред. М. Никифорова
1Беседа произнесена в Антиохии в 388 г. в Великую Среду и содержит последние наставления перед крещением. “Спустя два дня”, то есть в Великую Субботу, во время Пасхального бдения произойдет сочетание крещаемого, которого святитель Иоанн Златоуст сравнивает с невестой, и Христа — Небесного Жениха.
2О Божественной сущности и ее непостижимости для человека святитель Иоанн Златоуст подробно рассуждает в Беседах I–V “Против аномеев, о непостижимом Боге”.
3Святитель Иоанн Златоуст пользуется образами библейских пророков: см., например, Ис 47:2–3, Иер 13:22, Ос 2:3, Наум 3:5 и т. д.
4Перевод по LXX; Синод. перевод: стала царица одесную Тебя в Офирском золоте. — Ред.
5См. Огл. бес. II, 8, 2 (группа А. Пападопуло-Керамевса).
6Ср. Огл. бес. II, 9–10 (группа из монастыря Ставроникита) // Альфа и Омега. 2001. № 3(29). С. 83–84.
7Наименование “Отрок” (Pa‹j) применительно ко Христу было очень характерно для раннехристианской письменности (см., напр., Дидахе 9:2–3; 10:2–3 и мн. др.): навеянное пророком Исайей, оно отражало семитический образ мышления первых христиан. Впоследствии оно было заменено более “греческим” наименованием Сын (UѓТj). В IV в. его, однако, еще употребляют святители Григорий Богослов (PG 37, 404A), Евсевий Кесарийский (PG 20, 948B), в V в. — Василий Селевкийский (PG 85, 481A).
8Ср. Огл. бес. II, 26 (группа из монастыря Ставроникита) // Альфа и Омега. 2001. № 3(29). С. 88.
9А. Ванже видит в этой фразе указание на исповедание веры, которое готовящийся ко крещению, возможно, произносил в Великую Среду (см. Wenger A. Introduction / Jean Chrysostome. Huit catech–ses baptismales // Sources chretiennes. № 50 bis. 1970. P. 93). Однако святитель Иоанн Златоуст ни в одной из Огласительных бесед не упоминает об этом обычае.
10Имеется в виду епископ Антиохийский, которым в 388 г. был Флавиан.
11О недопустимости раскрывать смысл таинств оглашенным см., напр., у святителя Кирилла Иерусалимского в “Поучении предогласительном” 12 (рус. пер.: Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М., 1991. С. 8), а также в “Паломничестве Эгерии” (рус. пер. в кн.: Подвижники благочестия Синайской горы. Письма паломницы IV века. М., 1994. С. 218–219).
12То есть просвещающий как чувственный, так и духовный мир.
13Форма буд. времени paraq»somai ‘предам’ зафиксирована в ряде древних рукописей Нового Завета. — М. Н.; Синод. перевод: …предаю дух Мой. — Ред.
14Ср. Огл. бес. II, 13 (группа из монастыря Ставроникита) // Альфа и Омега. 2001. № 3(29). С. 85.
15Практика отречения от сатаны с преклонением колен была характерна для Антиохии (см. также у святителя Иоанна Златоуста в Огл. бес. II, 18 (группа из монастыря Ставроникита) и у Феодора Мопсуестского в “Гомилиях на крещение” II, 3), но в Иерусалиме тот же ритуал, по-видимому, совершался стоя (Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… I, 2; C. 316).
16Ср. Огл. бес. II, 19 (группа из монастыря Ставроникита) // Альфа и Омега. 2001. № 3(29). С. 87.
17Ср. Святитель Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… I, 8. С. 319.
18Борцу, поскольку новокрещаемый вступает в борьбу против духов злобы поднебесных (Еф 6:12). По словам святителя Кирилла Иерусалимского, “сей елей призыванием Бога и молитвой такую приемлет силу, что не только, попаляя следы грехов, очищает, но и все невидимые лукавого силы изгоняет” (Поучения огласительные… II, 3. С. 322).
19Святитель Иоанн Златоуст различает два помазания перед крещением: сперва, сразу после сочетания со Христом, помазуется лоб, а затем, на следующий день, то есть вечером в Великую Субботу, все остальное тело. Второе помазание совершалось перед крещением, когда с крещаемого совлекались одежды. Феодор Мопсуестский также различает два помазания (Hom. II, 17–19; III, 8). Напротив, святитель Кирилл Иерусалимский упоминает только о помазании перед крещением: “совлекшись, вы были помазаны елеем заклинательным, от верха главы даже до ног, и соделались общниками доброй маслины, Иисуса Христа” (Поучения огласительные… II, 3).
20Согласно святителю Кириллу Иерусалимскому нагота крещаемого в момент погружения в воды крещения напоминает не только наготу Адама и Евы в райском саду, но также наготу Христа на Кресте (Там же).
21См. Огл. бес. I (группа А. Пападопуло-Керамевса).
22В “Паломничестве Эгерии” описывается оглашение в Иерусалиме, когда “для епископа ставится кафедра в главной церкви, в Мартириуме. По обе стороны кафедры садятся пресвитеры на сидениях, а остальные клирики стоят вокруг” (Подвижники благочестия Синайской горы. С. 217).