27 октября 2010 года община храма во имя святителя Димитрия Ростовского, который находится в городе Макаров Киевской области, вместе со своим настоятелем протоиереем Богданом Лисиченко, перешла из т.н. «Украинской православной церкви Киевского патриархата» в юрисдикцию канонической Украинской Православной Церкви.
Вскоре в СМИ появилась информация, что храм святителя Димитрия был тайно, силовым путем захвачен представителями Украинской Православной Церкви.
Комментируя данное сообщение, отец Богдан отмечает, что никакого тайного и, тем более, силового захвата Свято-Димитриевского храма не было. Вся община, которая с 2001 года заведует церковью, осталась со своим настоятелем.
26 декабря была попытка отобрать храм группой лиц, которые называли себя «священниками и верующими Киевского патриархата». Но настоятелю вместе с верующими удалось отстоять церковь, которую они построили и в которой молятся с 2007 года.
— Отец Богдан, как Вы прокомментируете информацию о том, якобы «тайно и обманным образом представители Московского Патриархата захватили храм святителя Димитрия Ростовского в г. Макарове», которая массово тиражируется в Интернете?
— Дело в том, что никто никаким тайным образом или обманным путем не захватывал храм святителя Димитрия Ростовского в городе Макаров. Я, как настоятель уже в течение десяти лет возглавляю общину, и вот мы с этими людьми добровольно перешли в юрисдикцию Украинской Православной Церкви.
Во время встречи с «священниками» УПЦ КП, 26 декабря, когда они пытались захватить храм (кстати, в день моего рождения, что свидетельствует о том что ни они, ни руководство не интересовались моей личной жизнью), они почему-то говорили окружающим, что я чужой для города Макарова и самого храма.
Странно такое слышать, ведь факты говорят о другом. Я являюсь настоятелем храмов в поселках Ясногородка (с 1999 года), Маковище (с 2000 года) и в городе Макаров (с 2001 года).
Самостоятельно занимался подготовкой необходимой документации для регистрации общин, выделения земельных участков разрабатывал проектную документацию для этих церквей.
Таким образом, после многих трудов, в 2002 году был достроен и открыт храм в селе Маковище, в 2007-м — памятник и храм во имя святителя Димитрия Ростовского в Макарове, а в 2008 году — новый храм в поселке Ясногородка.
Это дает мне основания говорить, что я знаю жизнь и этих населенных пунктов, и этих храмов. Поэтому с ответственностью хотел бы заявить, что представители Украинской Православной Церкви не захватывали эти культовые сооружения.
Просто на собраниях вышеназванных общин верующие проявили инициативу, которую я, как настоятель, поддержал, и мы совместно приняли решение о переходе под омофор Блаженнейшего Митрополита Киевского и Всея Украины Владимира.
— Каковы причины перехода Вашей общины в Украинскую Православную Церковь?
— Я бы сказал по-другому: мы не перешли, а вернулись в родную Церковь, а главной причиной этого шага стала попытка со стороны околоцерковных кругов заставить меня, как настоятеля, участвовать в незаконной передаче земли в городе Макаров для строительства бизнес-структур.
На заседании городского совета я открыто не согласился, чтобы на церковной территории строились помещения нерелигиозного назначения.
Это случилось в сентябре 2010 года. Именно тогда в сессионном зале «священники» Михаил Ткач (село Петровское) и Петр Ладвитович (город Киев) начали требовать от депутатов выделить земельный участок (который принадлежит общине) физическому лицу, а именно Михаилу Ткачу, под строительство духовного центра (это указано в заявлении). Но в кулуарах говорилось о том, что в действительности речь идет о строительстве торгового центра и маленькой часовенки.
Все это они делали, прикрываясь почтительным отношением ко мне со стороны депутатов, которое, кстати, возникло не сразу, а формировалось годами.
За то, что я отказался участвовать в этих делах, вышеназванные «священники», с разрешения высшего руководства УПЦ КП заставили депутатов принять решение по этой земле в пользу Киевской епархии УПЦ КП.
Этим вопиющим фактом были возмущены верующие города Макаров и, чтобы как-то защитить церковное имущество, созвали собрание общины.
—Что лично Вас побудило к принятию такого решения?
— Меня лично побудило к этому искреннее желание быть христианином и жить по заповедям Христовым. К сожалению, необходимых для этого условий в «Киевском патриархате» я больше не вижу.
— Как Вы можете ответить на заявление УПЦ КП, что «Храм был построен на средства Киевской патриархии»?
— Да, в процессе строительства этого храма лично я и отдельные представители общины обращались ко многим потенциальным меценатам. Кроме того, зная возможности руководителя УПЦ КП, обращение было направлено и на его имя. Действительно, какой-то процент средств для храма поступил от него. В этом случае он выступил как обычный спонсор, но вовсе не как собственник этой земли и храмового сооружения, которое стоит на ней. Поэтому община молится за него, как за мецената.
Свято-Димитриевский храм строился четыре года. Так случилось, что денег, которые нам жертвовали, всегда хватало только на материалы. Недоставало строителей и, тем более, подсобных рабочих. Поэтому на стройплощадке работали и я, и моя матушка, и даже наши дети. Бывало такое, что мы трудились до поздней ночи. В моем архиве сохранилась фотография, на которой изображен момент, когда мы возводим наверх купол, а прямо над храмом в темном небе сияет луна, будто помогая нам.
Поверьте мне: по сравнению с взносами других жертвователей и тем, что вложили в строительство этого храма мои родные и земляки, процент, который поступил из патриархии, очень маленький. Это могут подтвердить все причастные к делу возведения этой церкви.
— Тема пресс-конференции, которую УПЦ КП планирует провести после Рождества, звучит так: «Как и почему захватываются приходы Киевского патриархата?» Я сформулирую вопрос по-другому: «Почему, по вашему мнению, люди переходят в Украинскую Православную Церковь, покидая Киевский патриархат»?
— Действительно, со временем все более представителей УПЦ КП выполняют внутренний душевный призыв перейти в каноническую Церковь. Я думаю, что это происходит после того, как они впускают в свое сердце Господа и слышат Его слова: «По делам узнаете их». К сожалению, дела представителей КП свидетельствуют о том, что они не ведут людей к спасению. Поэтому душа человека, которая желает быть настоящим христианином, всегда будет искать Истину и обязательно, рано или поздно, познает Ее.
В течение многих лет меня неоднократно пытались незаконно «убрать» с должности настоятеля храма. Неприятные чувства вызывала попытка втянуть меня в незаконную экономическую деятельность, дискредитировать мою семью в глазах верующих. Все это побуждало не только меня, но и многих прихожан перейти в Украинскую Православную Церковь. Я уверен, что таких, как мы, сегодня много. Люди могут терпеть что-то негативное долго, но не всегда.
— Прокомментируйте, пожалуйста, эти слова, приведенные в одном из сообщений на официальном сайте УПЦ КП: «Духовенство и верующие будут протестовать против тайных регистраций по фальшивым документам изменений к уставам приходов Киевского Патриархата в г. Макарове, в селах Ясногородка и Маковище Макариевского района, а также в с. Рожки Таращанского района Киевской области, из-за которых эти приходы, без ведома своих прихожан, оказались в юрисдикции Московского Патриархата».
— Никакой секретности в процессе регистрации не было. В вышеназванных селах были общие собрания, о которых людям сообщали загодя. Я постоянно веду диалог с основателями храмов и активистами этих населенных пунктов. Все протоколы собраний были подписаны не просто добровольно, а даже по инициативе людей. Тем более, не может идти речь о принуждении. Это может подтвердить каждый, кто участвовал в этом процессе, потому я не вижу необходимость много говорить на эту тему. Нам не в чем оправдываться. К сожалению, на данный момент есть информация о том, что происходит запугивание членов общины, которые подписали протоколы.
— Правда ли, что на сегодня в КП остается много священников, которые хотели бы перейти в каноническую Церковь, но не делают этого: боятся, колеблются?.. Как бы Вы правильно сформулировали?
— После того, как информация о моем переходе в Украинскую Православную Церковь попала в СМИ, ко мне начали звонили по телефону «священники» «Киевского Патриархата». Вопросы задают разные. Как проходит принятие «священников» КП в клир Украинской Православной Церкви, какое отношение к тем, кто переходит? Многие из них давно в душе понимают, что, находясь в расколе, они не идут к чему-то доброму, но действительно, чаще всего, боятся об этом открыто заявить, ведь у КП есть соответствующие структуры, которые занимаются запугиваниями. Иногда даже используются насильственные средства.
В УПЦ КП, вопреки закону «О свободе совести», применяется прессинг к тем людям, которые приняли решение сменить конфессию.
— Что бы Вы пожелали таким «священникам»?
— В первую очередь, я желаю всем не бояться угроз. У нас нормальное законодательство в религиозной сфере, просто проблема в том, что большинство людей не умеют применять закон на практике. Тогда надо советоваться с другими, более грамотными и мудрыми. Но нельзя стоять на месте. Каждая минута пребывания в расколе отдаляет человека от спасения.
Также важно внимательно прислушиваться к своей совести и своему сердцу. Я думаю, что много из тех «священников», которые пытались захватить храм в Макарове, уже задумались над тем, что, возможно и с ними кто-то может сделать так же, как они повели себя со мной.
— Много ли людей не согласилось перейти вместе с Вами и вышли из общины?
— Если взять всех прихожан храма, а это где-то около ста человек, то лишь двое из них не согласились с решением о переходе. Они отошли от нас, но я, как настоятель, думаю, что это ненадолго. Сейчас они посмотрят на дальнейшие действия «Киевского патриархата», сделают правильные выводы (я верю в это) и вернутся к нам. Мы же будем ожидать и молиться о том, чтобы Господь направил их стопы на путь Истины.
— Как Вы дальше планируете строить жизнь своих приходов?
— Строить жизнь этих приходов я начал давно. Всегда относился к верующим, руководствуясь словами, написанными на кресте каждого священника, о том, что он должен быть образцом. Если пастырь будет пытаться выполнять заповеди, действительно будет вести христианский образ жизни, то люди будут всегда следовать за ним, и будут пытаться следовать этому примеру.
Поэтому и в дальнейшем я буду строить жизнь своего прихода только по канонам.
— Какие Ваши прогнозы относительно дальнейшей судьбы «Киевского патриархата»?
— Если руководители «Киевского патриархата» не изменят своего восприятия понятия «Церковь» и отношения к священникам и верующим, их судьбу легко предвидеть. Если церковная структура пытается жить по законам бизнеса, когда деньги ставятся на первое место, это не приведет ни к чему конструктивному.
Беседу вел Александр Андрущенко
Перевод с украинского Юлии Зубковой